![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
1723 |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Администратор ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 29 139 Регистрация: 25.10.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 1 ![]() |
Карла Либкнехта
(Вознесенский проспект) Кировский административный район. Жилой район «Центральный». Прежнее название Генеральская, Вознесенская, Большая Вознесенская, Вознесенский проспект. В 1919-м году Вознесенский проспект был переименовали в улицу Карла Либкнехта. ![]() Улица названа в честь Карла Либкнехта. 1871-1919гг. Немецкий политик, адвокат, антивоенный активист, теоретик марксизма, деятель германского и международного рабочего и социалистического движения, один из основателей Коммунистической партии Германии. Расстрелян в Берлине, в январе 1919г. Улица Карла Либкнехта расположена между и ул.Шевченко и ул.Малышева. Общая длина улицы с севера на юг 1350 метров. Нумерация домов идёт от ул.Малышева. Дома по чётной стороне с №2 по №48. Дома по нечётной стороне с №1 по №45. ![]() |
![]() ![]() |
1723 |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Администратор ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 29 139 Регистрация: 25.10.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 1 ![]() |
Продолжение исторической справки.
Харитоновский сад еще в первой половине XIX в; стал любимым местом отдыха горожан. В корреспонденции Д. Сичова «Описание города Екатеринбурга и его окрестностей», опубликованной в журнале «Заволжский муравей» в 1834 г., автор отметил: «Сад всегда открыт для публики, и в хорошие летние дни, особенно в праздничные, посещается лучшим обществом, и приносит много удовольствия». В 80-х гг. XIX в. сад арендовал мещанин В. В. Семенов. В саду работал летний театр. Газета «Екатеринбургская неделя» 21 июня 1887 г. по этому поводу писала: «Для летнего помещения театр устроен хорошо, это не тот балаган, в котором несколько дней тому назад дождь поливал публику, теперь все сделано заново». Однако, перефразируя пословицу - нет добра без худа, надо отметить, что наряду с организованными гуляньями и выступлениями артистов (подчас именитых) велась широкая продажа спиртного. Сюда стали часто наведываться любители выпивки, и в глазах горожан Харитоновский сад приобрел дурную репутацию и пренебрежительное название Харитошка. За Харитоновсим домом по четной стороне проспекта имелось еще несколько усадеб (ныне на этом месте — Екатеринбургский театр юного зрителя). Полукаменный двухэтажный дом (№46) принадлежал судебному приставу И. Н. Гордееву, следующий деревянный одноэтажный (№48), — наследникам мещанина М. Ф. Федорова (в 1887 г. здесь жил резчик по дереву П. Е. Медяков). Владелицей соседнего дома (№50) была дочь мастерового Т. П. Сереброва. Каменный двухэтажный дом под №52 принадлежал горному инженеру, бывшему управляющему Кыштымскими заводами Алексею Христофоровичу Деви, который являлся также почетным мировым судьей, земским гласным й агентом страхового общества «Россия». В последних домах—деревянных одноэтажных—жили помощник делопроизводителя Уральского горного правления П. Я. Бояршинов (№54) и священник, настоятель Вознесенской церкви К. П. Кисилев (№56). На нечетной стороне последнего квартала проспекта выделялись два каменных двухэтажных дома. Один находился на углу с Вознесенским переулком, принадлежал горному инженеру И. И. Редикорцеву (№49). Иван Иванович в конце 1860 — начале 1870-х гг. служил помощником управляющего Березовскими золотыми промыслами, являлся большим знатоком уральских минералов, в честь него одно из месторождений на Евгение-Максимилиановских копях было названо Ивано-Редикорцевским. Выйдя в отставку, И. И. Редикорцев посёлился в Екатеринбурге, на месте купленной деревянной пятистенки выстроил себе каменный дом напротив церкви Вознесения и много лет прожил в нем со своей семьей, пока не переехал в другое место — на Верхне-Вознесенскую улицу. . Другой каменный дом (№59) числился за Сысертскими заводами, к нему имели прямое отношение Турчаниновы и Соломирские, владельцы заводов. Последний из Соломирских—Дмитрий Павлович—был известным меценатом, выкупившим концертный зал Маклецкого (ныне — музыкальное училище им. П. И. Чайковского) и предоставившим его Музыкальному обществу. Остальные усадьбы в самом конце Вознесенского проспекта принадлежали нескольким чиновникам, ювелиру И. Г. Блинову (№65) и мастерам-камнерезам Хомутовым (№69). Деревянный дом последних был построен еще в середине XIX в. КонстантиномАлександровичем Хомутовым, потомственным камнерезом. Гранильным делом занималась и его жена, Зиновия Степановна. Четверо из пяти их сыновей стали гранильщиками и лишь один — учителем. Дом Хомутовых был одним из последних на Вознесенском проспекте, вблизи протекала речка Мель- ковка, от мостика через которую начиналась другая улица — Верхотурская. Двадцатый век принес с собой на Вознесенский проспект немало нового: изменился состав жителей, архитектурный облик, открылись новые мастерские и магазины. На месте старого деревянного дома мещанина Д. Ф. Бахтина на углу с Покровским проспектом (№2) появился новый полукаменный дом, построенный в модном стиле «модерн». Владельцем его был доктор И. А. Сяно. Часть помещений особняка доктор сдавал представительству Лысьвенских заводов графа Шувалова, а также Р. Штролю — под магазин и склад автомобилей и велосипедов. При 2-й пожарной части еще в 1897 г. открылась «городская амбулатория для больных животных». Здесь же работал Екатеринбургский отдел Российского общества покровительства животным. Рядом с пожарной частью в 1916 г. был реконструирован двухэтажный особняк по проекту архитектора А. А. Федорова для библиотеки им. В. Г. Белинского (чугунные бюсты В. Г. Белинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Ф. М. Решетникова, выполненные скульптором В. А. Алмазовым, были установлены по фасаду здания 7 ноября 1920 г.). Для участия в проекте реконструкции интерьеров А. А. Федоров пригласил архитектора К. Т. Бабыкина. Напротив дома Иосифа Сяно, по Вознесенскому проспекту, №1, по-прежнему жила семья Вурм. Но на их усадьбе появились новые постройки и заведения. Над полукаменным флигелем, стоявшем на самом углу, в 1906 г. был построен деревянный фотографический павильон. Впоследствии здесь размещалась фотолитоцинкотипография П. Г. Тихонова. Соседняя усадьба №3 перешла к ротмистру Ф. А. Переяславцеву. Он в 1894 г. перестроил старый дом, расширил его и по-новому оформил фасад. В начале XX в. владельцем этого дома стал присяжный поверенный Ф. И. Пиновский. В 1912 г. здесь размещалась контора отделения книготоргового товарищества «Культура». В доме Чернавиных (№7) в начале 1900-х гг. работал врачебный кабинет доктора Б. А. Ландсберга, специалиста по болезням глаза, уха, горла и носа. В доме №11, владельцем которого стал А. Ф. Бильдштейн, открылся магазинчик минеральных и искусственных вод С. Афониной, а также представительство страхового общества «Волга». Угловой дом (№15), принадлежавший ранее Т. Е. Скавронской, перешел к семье Злоказовых. Напротив, на «пустопорожнем месте», относившемся к владению Кыштым- ских заводов (№18), было построено новое каменное здание, смотрящее своим парадным входом прямо на театр. Владельцем его в начале XX в. являлся Петр Иванович Певин, редактор екатеринбургской газеты «Урал», а затем редактор и издатель газеты «Уральская жизнь» (ранее — газета «Урал»), типография которой работала в его доме. Здесь же, у Певина, некоторое время размещалось Коммерческое собрание. В 1909 г. француз Кай Лоранж в доме Певина открыл кинематограф с соответствующим названием «Лоранж», ставший первым стационарным кинематографом Екатеринбурга. С изобретением братьев Люмьер екатеринбуржцы были знакомы еще с 1896 г., когда в городском театре господин Маржецкий провел первый кинематографический сеанс. После постройки нового городского театра на Дровяной площади в здании старого театра открылся кинематограф «Колизей». Усадьба напротив старого городского театра по Вознесенскому проспекту (№20) к 1913 г. была куплена Коммерческим собранием у бывшего владельца, чиновника Н. К. Покровского. На этой усадьбе по прошению совета старшин Коммерческого собрания было построено специальное здание под кинематограф, в котором согласно плану главное место занимал зрительный зал, рядом располагались вестибюль, ожидальная, лестница на балкон, с другой стороны от зала — помещения для игры в карты, лото, бильярд, библиотека и зал заседаний совета собрания. С постройкой этого здания сюда переехал из дома Певина кинематограф «Лоранж». В 1915 г. в здании Коммерческого собрания выступал выдающийся поэт «серебряного века» К. Д. Бальмонт. Соседние с усадьбой Коммерческого собрания два дома по Вознесенскому проспекту, под №22 и №24, в начале века перешли в руки ювелира В. И. Липина. В последнем из них Василий Иванович открыл магазин каменных вещей и гранильно-ювелирную мастерскую, которую любой желающий мог осмотреть. В доме наследников генерала Качки (№26) в 1910-х гг. работала библиотека С. А. Тихоцкой. В доме №30 по-прежнему проживали Падучевы: после смерти архитектора усадьба перешла по наследству его единственному сыну Владимиру. В. А. Падучев был врачом городской больницы, очень уважаемым человеком в городе, много раз избирался гласным городской думы, являлся председателем совета старшин Общественного собрания. По соседству с Падучевыми на месте старого деревянного дома чиновника А. Н. Шаньгина после 1913 г. управляющий типографией газеты «Уральская жизнь» С. М. Агушевич выстроил себе новый дом в стиле «модерн». Фотограф В. Л. Метенков купил у купца Н. А. Бархатова его усадьбу, располагавшуюся на углу с Клубной улицей (№36), реконструировал в 1898 г. старый дом, пристроив к нему фотографический павильон, и открыл здесь свой магазин и фотоателье, а в начале 1900-х гг. — и кинематографическую контору. Фотограф Н. А. Терехов, чей дом с фотомастерской находился на противоположной стороне, в начале XX в. расширил свои владения, прикупив соседнюю усадьбу (№23). Он вырастил себе хорошего помощника в лице сына Георгия, который после смерти Николая Акинфиевича в 1913 г. продолжил дело отца. В двухэтажном каменном доме Трубиновых (№31) в начале 1900-х гг. снимал квартиру известный в городе музыкант, композитор и дирижер В. С. Цветиков. По адресу: Златоустовская, 45, работала организованная им музыкальная школа. Напротив Общественного собрания Г. М. Рохлин открыл аптеку (дом №35). Двухэтажное здание аптеки оказалось запечатленным на одной из почтовых открыток. Над первым этажом ее красовалась вывеска: «Вознесенская аптека», над фронтоном был царский герб. В соседнем доме №37 размещалась «Рижская булочная». К 1911 г. Иосиф Круковский купил дома №39,41,43,45. Рядом с одноэтажным зданием Меллер-Закомельской он построил новый особняк, на главном фасаде которого поместил лепной вензель своих инициалов «3» и «К». В дворовом пространстве этих приобретенных усадеб стали работать фабрики обоев и макарон, а в Уктусе им была основана фабрика «Гера», выпускавшая плуги, молотилки, веялки и другое оборудование для сельского хозяйства. Предпринимателя - владельца трех производств - стали называть «троебогатым Фомичом». Напротив Круковских в 1902 г. в одноэтажном каменном здании, принадлежавшем ранее владелице Верх-Исетских заводов графине Надежде Алексеевне Стенбок-Фермор, а затем купленном А. А. Злоказовым, открылась художественно-промышленная школа. Дом под №49 в конце ХГХ в. перешел от И. И. Редикорцева к Шаравьевым, а те, в свою очередь, в 1900-х гг. продали его инженеру путей сообщения Николаю Николаевичу Ипатьеву. В самом конце проспекта, на доме №69, имелась вывеска: «Цветные камни Я. К. Хомутова». Из пяти сыновей кустаря-гранилыцика К. А. Хомутова самым талантливым оказался второй, Яков, который уже в конце XIX в. заявил о себе как о большом мастере — огранщике цветных камней. Среди своих коллег он имел «титул» короля хризолита, был награжден большой бронзовой медалью Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 г. После смерти отца к Якову Константиновичу перешли по наследству его дом и мастерская. Внук Я. К. Хомутова, екатеринбургский краевед Василий Константинович Некрасов, рассказывал в своих воспоминаниях: «Дед перестраивает дом по Вознесенскому проспекту с привлечением видного архитектора Дютеля-старшего в самом начале XX в. Он одел кирпичом, оштукатурил декором старый деревянный дом своего отца и пристроил еще такую же половину из кирпича. При выемке грунта для фундамента пристроя рабочие выкопали несколько захоронений в колодах. Захоронения древние, видимо, появившиеся еще до закладки города или в тот период... Видимо, здесь было кладбище, может, даже принадлежавшее слободе на Мельковке». В 1919 г. Вознесенский проспект был переименован в улицу Карла Либкнехта, в честь немецкого социал-демократа. С Вознесенским проспектом связаны имена скульпторов С. Д. Эрьзи, И. Д. Шадра, П. А. Сажина, художника И. К. Слюсарева, архитекторов К. Г. Турского, К. Т. Бабыкина, Н. С. Алферова. На современной улице К. Либкнехта, кроме упоминавшихся учреждений и организаций, находятся: Институт машиностроения УрО РАН, детско-юношеская областная библиотека, одно из зданий педагогического университета, управление пожарной охраны с пожарно-технической выставкой, магазины «Техническая книга» и «Океан», Уральская государственная архитектурнохудожественная академия (УралГАХА), кинотеатр «Совкино», Академический театр музыкальной комедии, Музей истории г. Екатеринбурга, Фотографический музей, Музей истории комсомола и молодежных организаций Урала, учебный театр Екатеринбургского театрального института, Уральская государственная сельскохозяйственная академия, Екатеринбургская государственная академическая филармония, Дворец детского творчества, Театр юного зрителя. Дом инженера Н. Н. Ипатьева вошел в историю как памятник варварству — в нем летом 1918 г. были злодейски расстреляны последний российский император Николай Второй, его семья и сопровождавшие лица. Дом снесен в 1977 г. На месте усадьбы в 1990-х гг. поставлены памятный крест и часовня Святой Великомученицы Елизаветы Федоровны. В 2003 г. на месте Ипатьевской усадьбы построен Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. |
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.6.2025, 15:21 |