![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 16 012 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Уральский лифтостроительный завод («Гера», «Спартак»), ул. Бисертская, 132 (56°45′22″ с. ш. 60°37′47″ в. д.HGЯO)
Предприятие занимается выпуском лифтов грузоподъёмностью от 100 до 5000 кг. Оно было образовано в 1903 году компанией «Круковский А. и Ю.» и называлось "Механической фабрикой «Гера», с 1911 года на фабрике был введено в действие и чугунолитейное производство. «Гера» производила железные конструкции, чугунные отливки, земледельческие машины, занималась их ремонтом, механическими и котельными работами[5][6]. В 1919—1926 годах предприятие стало именоваться заводом, продолжая носить дореволюционное название «Гера»; в 1926 году получила имя «Спартак» и было передано тресту «Союзэкскавация» Наркомата станкостроения, производя капитальный ремонт гусеничных тракторов и запчастей к ним. Были построены механосборочный цех, кузница, подведена железнодорожная ветка, построено жильё для рабочих[6][5]. 6 марта 1928 г. заводы «Спартак», «Металлист» и «Машиностроитель» образовали объединение государственных машиностроительных заводов «Металлист»[6]. В 1941 году на завод «Спартак» было эвакуировано оборудование и персонал заводов из города Прилуки Черниговской области, им. Шевченко Запорожской области. В период Великой Отечественной войны «Спартак» стал заводом № 612 Наркомата боеприпасов СССР и начал выпускать снаряды для реактивной артиллерии (для миномётов «Катюша»), осветительные авиабомбы и другие боеприпасы[5][6]. В начале 1946 года завод № 612 перешёл в подчинение министерства строительства и дорожного машиностроения, получил название завода «Строймашина». Был начат выпуск машин широкой номенклатуры для заводов строительных материалов и крупнопанельного домостроения: кирпичных, гипсовых и железобетонных изделий. В 1963 году на заводе был начат выпуск грузовых лифтов (в 1964 году выпущено 233 лифта)[5]. С 1965 года завод «Строймашина» перешёл в ведение треста «Союзлифтмаш»[6]. В мае 1971 года переименован в Свердловский лифтостроительный завод. В 1990 году был достиг объём выпуска в 2283 лифта[5]. С 1993 года «Уральский лифтостроительный завод»[6]. Выпускает лифты общего назначения для промышленных предприятий, магазинов, складов, предприятий общественного питания и других, для подъёма и спуска различных грузов, а также специальные лифты различного назначения. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1945). В 2001 году на заводе было трудоустроено около 350 человек[5]. Источник -------------------- |
![]() ![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 16 012 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Период времени: 1903–2006 гг.
История завода началась еще в 1903 году, когда на левом берегу реки Патрушихи, около селения Елизавет Уктусской волости Екатеринбургского уезда стали строить два небольших каменных корпуса фабрики, где обосновались механические, столярные мастерские и литейка с вагранкой производительностью 0,5 тонн в час. Строительство вел Иван Фомич Круковский, известный в Екатеринбурге фабрикант и общественный деятель. В первые годы своего существования фабрика изготовляла ручные прессы для пакли, сена, шерсти, а также плуги, молотилки, соломотрясы, веялки под маркой "Механического и чугунолитейного завода "Гера" - Круковского". Завод развивался медленно. Продукция продавалась в складах на железной дороге , станции Уктус и в Ирбите. Хотя спрос на сельскохозяйственное оборудование на Урале был велик, но большим спросом пользовалась продукция заграничной фабрики "Томас Осборн", производившей аналогическое оборудование из высококачественного чугуна. В 1911 году, отвечая новым реалиям времени, Иван Фомич Круковский на своем завод "Гера" приступил к производству пневматических двухцилиндровых насосов, с 1913 года на заводе стали производить канализационные люки. В предреволюционные годы завод "Гера" возглавил старший сын И. Ф. Круковского, инженер-механик по образованию, Анатолий Иванович Круковский. При нем на заводе стали выпускать сверлильные и токарные станки, бегуны, трансмиссии, мельничное оборудование и прочее. А к 1917 году на заводе наладили также выпуск йаровых котлов и школьных парт. После революции 1917 года, завод не был национализирован, заводом по-прежнему руководил Анатолий Круковский под контролем фабрично-заводского комитета. В связи с уменьшением оборотного капитала и сокращением заказов, завод к тому времени одился в тяжелом положении и мог в любое время остановиться. В июле 1919 года ья Круковских покинула родной город, и с тех пор о них практически ничего не (вестно. * В 1921 году происходила перегруппировка заводов, и фабрику "Гера" для её §крупнения предполагалось объединить с Нижнеисетским заводом. Однако в результате щого фабрика оказалась остановлена и заброшена. Такое событие не оставило бывших ^oбочих завода равнодушными. Несколько старых рабочих решили объединиться с Юбочими "Завода Кроля" (лесопильно-обделочный завод, основанный в 1912 г.) и начать имостоятельную работу. Благодаря их инициативе в 1922 году "Гера" вновь возобновила рою производственную деятельность. Первым директором выбрали Александра рсильевича Русских. р В 1923 году началась новая перегруппировка заводов, и "Геру" включили в ?Ьсдинение "Промкомбинат". Оно состояло из 12 мелких заводов - пивоваренного, ?ювенного, литейного, стекольного и других, а завод "Гера", как ?йшлоперерабатывающий, был обязан ремонтировать оборудование этих предприятий, ?йавлять для них валы, шкивы, трансмиссионные подвески и разный инструмент. На Врде по-прежнему работали три цеха - кузнечный, литейный и механический. Литейный К был ведущим. В Объединение "Промкомбинат" в 1926 году было ликвидировано, а завод "Гера" Шк передан в подчинении треста "Союзэксакавация" Народного комиссариата Нисостроения СССР. В это же время завод получил новое имя в духе советского Ввода - "Спартак". Завод "Спартак" стал производить новую продукцию: ручные пожарные насосы, части для веялок, а также ремонтировал импортные экскаваторы и изготавливал запчасти к ним. Принимал отдельные заказы и на мелкое чугунное литье. Например, многие городские уличные ограждения, у Театра оперы и балета имени Луначарского, памятника Я. М. Свердлова и в других местах города были сделаны на заводе "Спартак". К 1928 году на заводе "Спартак" работало 172 человека, выпускалось чугунного литья 463 тонны, меди - 6 тонн, металлических изделий - 211 тонн. Постановлением треста "Гормет" от 6 марта 1928 года завод "Спартак" слили с заводами "Металлист" (ныне "Уралтрансмаш") и "Машиностроитель", образовав объединение государственных машиностроительных заводов "Металлист". В связи с новой реорганизацией заводы перевели на положение цехов. Завод "Металлист" стал цехом № 1, "Машиностроитель" - цехом № 2, а "Спартак" - цехом № 3. Особых перемен на заводе в те годы не происходило. Продукция производилась на устаревшем оборудовании в производственных помещениях, доставшихся в наследство от Круковского. Чугун разливали вручную, а транспортировка грузов производилась конной тягой. На заводе не было ни конструкторского, ни технологического бюро. Ситуация стала меняться лишь к концу 1929 года. Для строительства механосборочного и кузнечного цехов вырубили лес. Появились пожарное депо, столовая и клуб, началось строительство жилых домов. Учитывая возросшую потребность в кирпиче, завод в 1931 году быстро перешел на выпуск комплексного оборудования для кирпичных заводов - прессы, станки для резки кирпича, разрыхлители глины, платформы для перевозки кирпича. С началом выпуска этого оборудования "Спартак" принял облик настоящего машиностроительного завода с законченным циклом производства. Это был большой рывок вперед. Объем производства возрос в несколько раз, стали расширяться производственные площади, был построен новый кузнечный цех. При заводе была организована школа профессионального обучения рабочих. Именно в этот период на заводе появились квалифицированные инженерно-технические работники, на производстве стали вводиться новые технологии, осваивались новые виды продукции. Завод целиком перешел к электрическим станкам, работающим от отдельных электромоторов. В 1937 году на заводе организовали кроватный цех, который стал выпускать кровати с никелированными украшениями и стойки для магазинов. Основной же деятельностью завода оставался ремонт экскаваторов. Кроме этого завод поставлял продукцию на строящиеся Уралхиммаш, Турбомоторный заводы. В 1938 году к заводу были построены шоссейная дорога и пущена железнодорожная ветка. В 1941 году, с началом Великой отечественной войны, на завод "Спартак" было эвакуировано оборудование и инженерно-технические работники заводов из центральной части России - из г. Прилуки Черниговской области, с завода им. Т. Шевченко Запорожской области. С 3 сентября 1941 года завод перешел в подчинение Наркомата боеприпасов СССР, и ему было присвоено номерное название "Завод № 612". На заводе в немыслимо короткие сроки был освоен выпуск мин, авиационных осветительных бомб, морских дымовых шашек. В 1942 году завод стал филиалом завода № 73 (сейчас это инструментальный завод). Здесь начинялись снаряды для "Катюш", упаковывались и отправлялись на фронт. В короткий срок был построен цех № 5, тарный участок и несколько складов. В январе 1943 года завод перевели в разряд особорежимных, он стал филиалом Нижнетагильского снаряжательного завода № 56. Для организации новых цехов из Нижнего Тагила прибыли специалисты. Заливку снарядов стали производить в кузнечном цехе, он стал именоваться цех № 1. Цех № 2 собирал цилиндрические части снарядов, цех № 3 производил окончательную борку, упаковку, маркировку и отправку продукции. Несмотря на трудности, завод все время наращивал выпуск продукции, эшелоны отправлялись на фронт днем и ночью. В первые послевоенные месяцы наблюдался значительный спад производства. Завод № 612 остановился, так как мирное производство пока не наладили. Часть рабочих перевели на завод № 73, остальные занялись строительством жилых домов. Вскоре завод стал получать первые заказы и рабочие вернулись к своим станкам. Завод вернул свое прежнее название - "Спартак". Вновь были восстановлены литейный, кузнечный и механосборочный цеха. В марте 1946 года завод перешел в подчинение к Управлению "Главстроймаш" Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР и стал называться Свердловский завод "Строммашина". Завод стал производить оборудование для заводов строительных материалов. В 1948 году был разработан план реконструкции завода. Для воплощения планов строительства производства и объектов соцкультбыта был организован отдел капитального строительства. По сохранившимся документам завода за 1950 год прослеживается следующая структура производства и заводоуправления: - литейный цех; - кузнечно-термический цех; - механический цех; - цех № 1; - цех № 2; - заготовительный цех; - инструментальный цех; - сборочный цех; - ремонтно - механический цех; -ремонтно - строительный цех; - Руководство завода - Планово-производственный отдел (ППО); - Отдел труда и заработной платы (ОТЗ); - Бухгалтерия; - Отдел главного технолога (ОГТ) - Энерго- механический отдел (ЭМО); - Отдел технического контроля (ОТК); - Отдел снабжения; - Отдел сбыта; - Административно-хозяйственный отдел (АХО); - Отдел главного механика (ОГМ). (ГАСО Ф. р-2812 On. 1 , Д. 12) - В начале 1950-х годов были капитально отремонтированы все цеха, построен гараж и заводской стадион. В 1954 годубылиорганизованы отдел главного конструктора, технологический отдел, экспериментальный участок. В 1958 году был организован отдел механизации с участком механизации. 10 мая 1957 год Законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" образованы территориальные Советы народного хозяйства (Совнархозы). Завод передали в ведение Управления машиностроения Средне-Уральского Совета народного хозяйства. В 1957 году структура производства завода была следующая: - литейный цех; - кузнечно-заготовительный цех; - механо-сборочный цех № 4; - механо-сборочный цех № 5; - инструментальный цех; -транспортный цех; - ремонтный цех, в который входили ремонтно-механический и паросиловой участок. (ГАСО Ф. р 2812 On. 1 Д. 56 Л. 10-12) Расширилась номенклатура выпускаемой продукции - кроме продукции для кирпичных и гипсовых заводов был освоен выпуск машин для заводов крупнопанельного домостроения и заводов сборного железобетона, также был освоен выпуск станов для производства гипсовых перегородочных панелей. Также выпускались опытные образцы нестандартного оборудования и оборудования по специальным заказам. Структура производства завода к 1960 году была следующая: - кузнечно-заготовительный участок - литейный участок - механический участок № 4 - механо-сборочный участок № 5 - сборочный участок № 3 - участок механизации и автоматизации - инструментальный участок - ремонтный участок - паросиловой участок -транспортный участок (Там же Д. 74 Л. 212-214) Структура заводоуправления изменилась незначительно , в конце 1960-х годов произошло разделение планово -производственного одела на производственно-диспетчерский отдел и планово-экономический отдел. Предприятию* требовался технический профиль. По решению Госплана СССР, заводу было предложено освоение грузовых лифтов. И с 1963 года на заводе начался новый этап - освоение производства грузовых лифтов. Переход на новую продукцию был закончен к 1965 году. В октябре 1965 года были ликвидированы Совнархозы, завод перешел в ведение треста "Союзлифтмаш" (с 1971 года - Объединение "Союзлифтмаш) Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. 4 мая 1971 года завод "Строммашина" был переименован в Свердловский лифтостроительный завод (Приказ Министра № 148 от 29.04. 1971 года) В 1976 году объединение "Союзлифтмаш" переименовано во Всесоюзное производственное объединение по выпуску лифтов (ВПО) "Союзлифтмаш". В конце 1970-х годов площади завода увеличились вдвое, был построен блок вспомогательных цехов. В 1979 году, в соответствии с приказом Министерства № 95, заводу пришлось закрыть литейный участок, так как выбросы от производства чугунного литья загрязняли лесопарковую зону Уктуса, где проводились различные соревнования и спартакиады народов СССР. Литье стали получать с Могилевского лифтостроительного завода. В начале 1980-х годов завод получил заказ на изготовление грузовых лифтов для строящегося метрополитена. В соответствии с приказом Министра строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР № 55 от 9 февраля 1988 года "О генеральной схеме управления отраслью строительного, дорожного и коммунального машиностроения", Свердловский лифтостроительный завод стал подчиняться Научно-производственному объединению по выпуску лифтов (НПО "Лифтмаш"). С 1991 года завод перешел в ведение Министерства электротехнической промышленности и приборостроения РФ. 15 января 1993 года завод преобразовался в Акционерное общество открытого типа АООТ "Уральский лифтостроительный завод". В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", путем преобразования государственного предприятия "Свердловский лифтостроительный завод" 15 января 1993 года было учреждено Акционерное общество открытого типа "Уральский лифтостроительный завод". Основные направления деятельности предприятия остались без изменений - производство грузовых лифтов, а также запчастей и металлоизделий. В 1993 году производство АО состояло из следующих цехов и участков: - кузнечно-заготовительный цех; - инструментальный цех; - сборочный цех № 3; - сборочный цех № 5; - цех № 4; - транспортный цех; - участок лебедок, направляющих; - экспериментальный участок; - участок механизации; - тарный участок; - ремонтно-механический участок. (ГАСО Ф. р-2812 Оп. 2 Д. 5 Л. 72-73) Заводоуправление в 1993 году не претерпело значительных изменений. Была реформирована экономическая служба предприятия - на базе планово-экономического отдела и отдела труда и заработной платы было организовано планово-экономическое бюро, также была образована группа по управлению собственностью и коммерческая группа. Приказом № 221 от 10 ноября 1993 года была организована лаборатория по охране окружающей среды. (Там же Л. 109) Приказом № 222 от 11 ноября 1993 года энерго- механический отдел был разделен на отдел главного механика и отдел главного энергетика (Там же Л. 110). В соответствии с Законом РФ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208 - ФЗ, АООТ "Уральский лифтостроительный завод" было перерегистрировано в Открытое акционерное общество (ОАО) "Уральский лифтостроительный завод". (Свидетельство о государственной регистрации № 00796-1 от 21 июня 1996 года) (Там же Д.25 Л.1) В связи с сокращением объемов капитального строительства в стране, сократилась и потребность в грузовых лифтах. Возможности предприятия оказались не востребованы. С 1997 года резко снизилось производство лифтов. Закрылся экспериментальный участок, участок механизации, сократилась штатная численность работников предприятия. После обвала рубля в 1998 году остановилась реконструкция предприятия. Часть производственных помещений стали сдавать в аренду. В 1999 году завод передал в муниципальную собственность заводскую газовую котельную и жилищный фонд. (Там же Д. 56 Л.1-31) Завод начал осваивать новую продукцию - пассажирские лифты, товары народного потребления. Был организован участок покрытия металла высокопрочными порошковыми красками, что позволило повысить качество производимой продукции. В 2000 году ОАО "Уральский лифтостроительный завод" вошел в объединение заводов "ФИНПРОМКО". Вновь была реорганизована экономическая служба предприятия: планово-экономическое бюро было реорганизовано в отдел планирования, ценообразования, труда и заработной платы. (Там же Д. 66 Л. 1-12). Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-13047-06-С11 от 16 ноября 2006 года ОАО "Уральский лифтостроительный завод" признан банкротом. В 2007 году, в связи с ликвидацией предприятия, была проведена научно-техническая обработка документов ОАО "Уральский лифтостроительный завод". В результате были составлены следующие описи: - опись № 1 дел постоянного хранения за 1939-1992 годы в количестве 383 ед.хр. с № 1 по № 383. - опись № 2 дел постоянного хранения за 1992-1996 годы в количестве 118 ед.хр. с № 1 по № 118. В описи вошли приказы и распоряжения по основной деятельности, штатные расписания, годовые бухгалтерские отчеты по основной деятельности и по капстроительству, годовые планы и отчеты, документы профсоюзного комитета. Документы переданы на государственное хранение. Документы по личному составу Открытого акционерного общества "Уральский лифтостроительный завод" были переданы в Государственный архив документов по личному составу Свердловской области в 2007 году по описям № 1-л, 2-л, 3-л, 4-л (акт приёма-передачи документов на государственное хранение от 18.07.2007 года № 1) в количестве 945 дел. В опись № 1-л внесены: приказы по личному составу, алфавитные книги, книги учёта выдачи трудовых книжек, невостребованные трудовые книжки в количестве 104 единиц хранения, с № 1 по № 104. В опись № 2-л внесены личные дела работников в количестве 365 единиц хранения, с № 1 по № 364, в том числе 1 дело литерное - 287 а. В опись № 3-л внесены лицевые счета и расчетные ведомости по начислению заработной платы в количестве 463 единицы хранения, с № 1 по № 463. В опись № 4-л внесены акты расследований несчастных случаев на производстве в количестве 13 единиц хранения, с № 1 по № 13. Документы по личному составу ОАО "Уральский лифтостроительный завод" обработаны в соответствии с требованиями "Основных правил работы ведомственных архивов" М., 1986 г. В октябре 2011 года фонд № 321 ОАО " Уральский лифтостроительный завод " был передан в филиал ГБУСО "ГАДЛССО" Южного управленческого округа г. Каменск-Уральский по описям № 1-л, 2-л, 3-л, 4-л в количестве 945 единиц хранения за 1942-2007 годы (акт № 2 приёма-передачи архивных документов на хранение от 05.10.2011г.). Фонду присвоен № 24. Физическое состояние документов удовлетворительное. Документы обработаны в соответствии с требованиями "Основных правил работы ведомственных архивов", М., 1986 г. Источник -------------------- |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2024, 17:40 |