![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
bopp |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 691 Регистрация: 27.10.2008 Из: Germany Пользователь №: 3 897 ![]() |
Если не брать во внимание историю со взрывом, то на мой взгляд этот район города не заслуженно обделен вниманием форумчан. Понятно, далеко и метро нет, но живет же кто-нибудь и там?!
-------------------- |
![]() ![]() |
Anuta-sun |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 881 Регистрация: 21.11.2008 Из: Екатеринбург, Уралмаш Пользователь №: 3 916 ![]() |
ИСТОРИЯ РАЙОНА
КАГАНОВИЧСКИЙ РАЙОН Весной 1938 года завершился подготовительный период создания нового района, названного в честь народного комиссара путей сообщения -Кагановичским. Выбор названия был данью времени: в Советском Союзе наименование населенных пунктов в честь видных большевиков, особенно из числа сподвижников И.В. Сталина, было делом общепринятым. В названии нового района г. Свердловска имелся не только политический смысл, но и производственный подтекст: значительнаячасть жителей Кагановичского района трудилась на железной дороге, прежде всего, на Свердловском железнодорожном узле. Этот фактор сыграл существенную роль и при определении территорий, которые Горсовет в 1938 году включил в состав Кагановичского района. Ядром нового административно–территориального образования стала бывшая Мельковская слобода. Кроме того, в состав района были включены поселки «Горнозаводской», «Красная Звезда», «Семь ключей», «Сортировка». Часть этих поселков возникла при станциях железной дороги им. Л.М. Кагановича, и значительная доля населения являлась железнодорожниками. Таким образом, создавая новый район, областные и городские власти включили в его состав кварталы и поселки, находящиеся в непосредственной близости от полотна железной дороги и от железнодорожных станций «Свердловск–Пассажирский» и «Свердловск–Сортировочный». Именно по этой причине в ведении исполкома Кагановичского райсовета оказалась большая и разбросанная территория, причем отдаленные поселки «Красная Звезда», «Семь ключей» и «Сортировка» находились на почтительном расстоянии от центра района (бывшей Мельковской слободы) и не имели с ним надежного транспортного сообщения, за исключением железнодорожного. ВОЙНА С первых дней войны Кагановичский военкомат (образован 26 сентября 1939 года), стал центром мобилизационной работы. Всего за годы войны на фронт было призвано 18300 жителей Кагановичского района. Свердловская железная дорога с первых дней приняла огромную нагрузку. Только по неполным данным на Урал во время войны было эвакуировано 667 предприятий, значительная часть из них – в Свердловскую область. Новые предприятия в отдельных случаях, создавались на базе эвакуированных заводов. Некоторые из них навсегда получали свердловскую прописку и стали со временем флагманами промышленности Кагановичского района. В самом начале войны в Свердловск было привезено оборудование Любочанского завода пластмасс и Охтинского химического комбината. На базе этих предприятий в августе 1941 года был создан Свердловский завод пластмасс. Едва начав работать, завод стал выпускать различную продукцию, в которой нуждались танкостроительные и авиастроительные предприятия, а также заводы, занимающиеся производством боеприпасов. Ижорский броневой, Московский и Подольский танковые заводы разместились на производственных площадях завода «Металлист» и образовалось новое промышленное предприятие « Свердловский завод № 37 им. С.Орджоникидзе». А в 1943 году, несмотря на трудности и тягости военного времени, при институте, на территории Кагановичского района, строится опытный завод- опытно-экспериментальная база УНИХИМа. В годы Великой Отечественной войны УНИХИМ фактически стал всесоюзным центром, сосредоточив значительную часть научных кадров нескольких институтов Наркомхимпрома, а также предприятий оборонного значения, эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Харькова. В начальный период войны на станциях Свердловска разгружались эшелоны, в которых находилось имущество многих культурных и научных учреждений. В столицу Среднего Урала эвакуировалось и население регионов, пострадавших от военных действий. К началу 1942 года численность жителей увеличилась с 423 тысяч (1940) до 620 тысяч человек. Часть эвакуированного населения была размещена на территории Кагановичского района. Уже в июле 1941 года первый госпиталь, развернутый на территории Кагановичского района принял легкораненых красноармейцев. С октября стали поступать тяжелораненые. Сотрудники предприятий, учреждений, школ района взяли шефство над лечебными учреждениями. В кротчайшие сроки были выполнены ремонтные работы, организовано дежурство у тяжелораненых бойцов, посещение и оказание посильной помощи легкораненым, выступления концертных коллективов. За годы войны тысячи воинов прошли курс восстановительного лечения в госпиталях. В 1941–1945 годах население Кагановичского района постоянно оказывало помощь железной дороге. Труженики различных заводов и учреждений, после окончания своего трудового дня, а также в выходные дни, регулярно участвовали в разгрузке и погрузке вагонов, в работах по ремонту и очистке железнодорожных путей Среди частей, сформированных на Урале, особое место занимает 30–й Уральский добровольческий танковый корпус. Этот корпус был оснащен танками, построенными сверх плана на уральских заводах, и укомплектован добровольцами, жителями Молотовской (Пермской), Свердловской и Челябинской областей. В столице Среднего Урала была образована 197–я Свердловская танковая бригада, вошедшая в состав корпуса. Среди бойцов этой бригады были и жители Кагановичского района. Добровольческий танковый корпус, равно как и многие другие уральские воинские соединения, прошел славный боевой путь. Менее чем за два года он преодолел пять с половиной тысяч километров, из них две тысячи километров было пройдено с боями. Имена жителей Кагановичского района, ушедших на фронт-18300 человек, отдавших свою жизнь в ожесточенных боях-1764 человека, умерших от ран в госпиталях-376 человек, погибших в плену-5 человек, пропавших без вести- 1480 человек навсегда вписаны в историю района. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА За самоотверженный труд 1517 жителей Кагановичского района были удостоены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Многие предприятия награждены орденами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года коллективу завода «Металлист» (ныне ФГУП «Уралтрансмаш») был вручен орден Трудового Красного Знамени, а переходящее знамя Наркомата и ВЦСПС передано на вечное хранение. Свердловский ремонтно-механический завод «Главэнергозапчасть» (ныне ОАО «Завод бурового металлургического оборудования») за активную помощь фронту был награжден Красным Знаменем ВЦСП и Наркомата электростанций. Комбинату «Победа» было присвоено звание «Лучшая база» с вручением Красного Знамени Главного управления государственных материальных резервов. Большая часть предприятий Кагановичского района в послевоенные годы начали переход на выпуск гражданской продукции. Быстрыми темпами шла перестройка производства на заводе «Сталькан», где был создан специальный цех по производству столовых и чайных ложек из нержавеющей стали. Широкий спектр товаров народного потребления был начат на заводе «Пластмасс». В рамках конверсии завода №50 «Металлист» предприятие должно было освоить серийное производство узлов для тяжелых нефтебуровых установок, тендеров паровоза «СО», механизмов парораспределения паровоза, углепогрузочных машин типа «Джой», породопогрузочных машин типа «Эймко-21». Яркой приметой мирного времени стало жилищное строительство, развернувшееся на территории Кагановичского района. Архитекторами «Свердлоблпроекта» (ныне ОАО «Уралгражданпроект») был разработан генеральный план и проекты детальной планировки городов области. Архитекторами Вольхиным О.Л., Рейшер М.В., Грушенко И.А. и другими выл выполнен план комплексной застройки улицы Якова Свердлова - парадной выездной магистрали от вокзала к центру города. Важная роль в реализации архитекторских проектов отводилась предприятиям, в том числе тем, которые появились на территории района в послевоенный период. Завод минеральной ваты (1952), завод гипсовых изделий (1957), Мостостроительный поезд (1953) внесли неоценимый вклад в развитие строительной индустрии города. Однако ни одно предприятие не могло сравниться по темпам жилищного строительства Свердловской железной дороги. Создание отделений, явилось одним из факторов, ускорившим темпы возведения жилья. Другим, не менее эффективным, стало создание собственной производственной строительной базы. Трест «Уралстройпуть» (ныне ОАО «Уралтрансстрой») старейшее на территории Кагановичского района строительное предприятие, созданное еще в конце двадцатых годов. Начиная с 1955 года у «Свердловсктрансстроя» появилась возможность привлекать к строительству на субподрядных началах специализированные тресты: «Уралтранстехмонтаж», «Уралстроймеханизация», «Мостстрой», Трансэлектромонтаж», «Транссигналстрой», «Транссвязьстрой» и другие. Железная дорога не только наращивала масштабы многоэтажной застройки, но и стимулировала индивидуальное жилищное строительство, выдавая ссуды своим сотрудникам. Возможность получения ссуд увеличило количество индивидуальных застройщиков, облюбовавших для своих домов микрорайон поселка «Семь Ключей». Благоустройство территории и развитие транспортного сообщения, имело для Кагановичского района особое значение в послевоенное время. На Сортировке трамвай был пущен еще в конце 1940–х годов, а в поселок «Семь ключей» трамвайный путь проложили в 1953 году. Это позволило жителям отдаленных территорий приблизиться к объектам инфраструктуры более развитой центральной части района. В работах по благоустройству района эффективно участвовали жители, возглавляемые уличными комитетами и комиссиями содействия. В Кагановичском районе, не считая реконструкции привокзальной площади, был проведен ремонт, благоустройство дорог и тротуаров, очищены дренажные сооружения, а также организованы покраска ряд фасадов и ремонт заборов. В послевоенные годы самым большим вниманием и заботой были окружены юные жители, растущие под мирным небом, те, кто в самые ближайшие годы начнут трудиться на благо родного района, города, на благо всей страны. ОТТЕПЕЛЬ Указом Президиума Верховного Совета РСФСР район, 19 лет носивший имя Л.М.Кагановича, был назван «Железнодорожным». 19 сентября 1957 года новое название района было закреплено постановлением исполкома Свердловского городского Совета. В этот же период территория Железнодорожного района несколько увеличилась, прежде всего, за счет упраздненного Молотовского района. К началу семилетки население Железнодорожного района насчитывало немногим более 91,3 тысяч человек. Большая часть -51869 человек, проживали в привокзальном районе и Горнозаводском поселке. Численность жителей других микрорайонов колебалась от 26 тысяч на станции «Свердловск–Сортировочный», до 2,5 тысяч в «Семи Ключах». Женщин была значительно больше мужчин. Мужское население составляло 44,2 %. Такая существенная разница являлась прямым следствием огромных потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне. Трудоспособное население района составляло более 49 тысяч человек. Основная часть работающих была занята либо в промышленности -14658 человек (29,4 %), либо на железнодорожном транспорте -12980 человек (26,0 %). Возросшие объемы строительства резко увеличили число рабочих, занятых в строительной отрасли - 5335 человек (10,7 %). В сфере торговли и общественного питания трудилось -6,5 %, в учреждениях культуры и социального обеспечения- 4,7 %, в образовании -5,0 %, в коммунальном хозяйстве (2,4 %) и т.д. Во второй половине 50-х и 60-е годы на территории Железнодорожного района продолжилось новое промышленное строительство. Вступают в строй: кислородно–ацетиленовый завод, трест «Строймеханизация № 2», автоколонна № 1212, завод по ремонту трамваев и троллейбусов, Уральское отделение Всесоюзного института железнодорожного транспорта, завод по розливу вин и производству шампанского, объединение «Хозтовары», база «Главторгодежда» и другие. Быстрыми темпами расширяются и модернизируются производственные мощности существующих предприятий. Масштабные работы развернулись и в сфере жилищного строительства. Это стало одним из наиболее значительных достижений социальной политики государства. Количество вводимого жилья увеличивалось ежегодно за счет создания мощной строительной индустрии и механизации производства. Если в 1949 году на территории Железнодорожного района было построено 3,5 тысячи квадратных метров жилья, то в 1959 году введено уже около 54 тысяч квадратных метров. Основная масса домов - типовые крупнопанельные пятиэтажки, названные в народе «хрущевками». Строительство жилья было одной из важнейших задач для всех предприятий района. Рабочие 11–го управления треста «Свердловсктрансстрой» только в 1961 году возвели в поселке станции «Свердловск-Сортировочный» восемь многоэтажных крупнопанельных домов общей жилой площадью более 16 тысяч кв. м. На улице Челюскинцев, в районе Привокзальной площади в 1967–1968 годах были возведены десятиэтажные дома, аналогов которым в Свердловске еще не было. Новые дома еще больше украсили Привокзальную площадь, реконструкция которой была начата в 1960 году. Первым изменился облик вокзала, выполненный по проектам архитекторов «Уралгипротранса» В.В. Безрукова и В.Р. Рабиновича. Проект предусматривал значительное увеличение площади здания вокзала за счет сооружения двухэтажных пристроев, получивших название «крылья». Еще одной новой приметой старой площади стал памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса (авторы монумента – В.М. Друзин, П.А. Сажин, архитектор – Г.И. Белянкин), торжественное открытие которого состоялось 22 февраля 1962 года. Реконструкция Привокзальной площади была завершена строительством гостиницы «Свердловск». Работы были выполнены СУ № 9 треста «Свердловскгражданстрой» по проекту архитектора А.Б. Фишзона. При производстве работ был демонтирован подъездной железнодорожный путь, длительное время соединявший железную дорогу с мельницей. Под пристальным вниманием специалистов исполкома Железнодорожного района находились и вопросы благоустройства территории. В годы семилетки были выполнены большие объемы работ по озеленению. На улицах Азина, Свердлова, Технической, Челюскинцев, проспекте Космонавтов была организована посадка большого количества деревьев. Если на одних улицах шло озеленение, то на других магистралях кипела бурная работа по сооружению новых пешеходных тротуаров и ремонту дорожного покрытия. Только в 1964 году строители благоустроили около 49 тысяч кв. м. дорог и уложили 34 тысячи кв. м. новых тротуаров. Новое дорожное покрытие и новые тротуары появились на улицах Ольховской, Тагильской, Станционной, Гражданской, Строителей, Минометчиков и Стрелочников. На улицах района по решению горисполкома было установлено 266 светильников. Благодаря выполненным работам в районе стало чище и светлее. Активное жилищное строительство, благоустройство территории требовало соответствующего развития транспортной сети. С 1958 года началось обновление трамвайного парка. Вагоны старого типа были заменены чехословацкими трамваями «Татра». В 1964 году второй путь трамвайной линии дошел от улицы Бебеля до поселка «Семь Ключей». Трамвайное движение перенесено с улицы Свердлова на улицы Луначарского и Челюскинцев. На улице Свердлова остался один безрельсовый транспорт. Именно эти годы стали переломными в истории развития автобусного движения. К услугам пассажиров были предоставлены самые комфортабельные автобусы того времени- «Икарусы». Увеличилось количество маршрутов, проходящих по территории Железнодорожного района. В целом, годы семилетки для Железнодорожного района были временем крупных свершений и серьезных успехов, достигнутых в различных областях. Район успешно участвовал в городском социалистическом соревновании и при подведении итогов регулярно оказываться в тройке призеров. Предприятия, учреждения и организации района за достижение высоких показателей награждались орденами, Красными Знаменами. В целом по итогам семилетки Железнодорожный район был признан победителем в социалистическом соревновании, и ему было передано на вечное хранение Знамя обкома КПСС, облисполкома, обкома ВЛКСМ. РОЖДЕНИЕ СОРТИРОВКИ К началу семидесятых годов Железнодорожный район был территорией с развитой структурой промышленных предприятий, строительных организаций, проектных институтов, учреждений образования и культуры. Здесь находился крупнейший железнодорожный узел Свердловского отделения дороги с пассажирской и сортировочной станциями. Население района к началу 70-х годов составляло 114 тысяч человек. Прирост был достигнут за счет естественной миграции. Рождаемость еще оставалась выше смертности, но темпы повышения рождаемости значительно снизились. В этот период сохранялся рост производства, культурного и научного потенциала, происходило повышение жизненного уровня населения. В качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение научных достижений в практику. Затраты на развитие науки и техники выросли в эти годы более чем в три раза. Численность научных работников увеличилась вдвое. На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которые предназначались для создания новейших образцов техники. На предприятиях продолжалась реконструкция производствА. Развитие Железнодорожного района в период 70-80-х годов было сосредоточено в микрорайонах, которые позднее назовут «Новая» и «Старая» Сортировка, поселке Горнозаводском. За годы девятой пятилетки было введено 220 тысяч кв. м. жилья, в том числе на территории района 115 тысяч кв. м. Разница объясняется тем, что предприятия, строили дома и за пределами границ района. В первую очередь это касается подразделений Свердловского отделения дороги. Объединение усилий всех хозяйствующих субъектов и органов власти дало положительные результаты. По плану только в1976 году предполагалось ввести в эксплуатацию 96 тысяч кв.м. Забегая вперед надо отметить, что плановые показатели были перевыполнены. Жилой фонд района увеличился до 1367,7 тысяч кв. м полезной площади, в среднем на 1 человека приходилось 11,2 кв.м. В ведении местных Советов находилось 189,8 тысяч кв. м, ведомства содержали 1061,9 тысяч кв. м, частный сектор составлял- 116 тыс.кв.м. В 70-80-е годы стояла задача не просто строить дома ускоренными темпами, необходимо было строить качественные дома, со всеми удобствами. К началу 1976 года далеко не все существующие жилые дома отвечали этим требованиям. Из общего количества жилья (в тысячах квадратных метрах) были оборудованы: водопроводом- 972,0, канализацией -963,6, центральным отоплением- 948,5, горячим водоснабжением -785,1, душем, ванными- 742,7, газом- 742,7. Дома новой застройки отвечали всем современным требованиям. Возводимые кварталы были не только полностью благоустроены, они имели еще одну общую для того времени черту. Дома заселялись преимущественно работниками определенного предприятия. После завершения основного этапа строительства жилья в микрорайонах Сортировки общая численность жителей Железнодорожного района составила 130 тысяч человек. Такой значительный рост населения и концентрация его в определенных границах, требовала соответствующего развития инфраструктуры территории. Все необходимые объекты были предусмотрены архитекторами, и строительство их осуществлялось одновременно с возведением жилых домов. За годы массовой застройки Сортировки были построены пять новых школ, межшкольный учебно-производственный комбинат, 4 детских комбината. За два десятилетия Сортировка из маленького станционного поселка превратилась в микрорайон с развитой социальной инфраструктурой, современными жилыми зданиями, мощными производственными предприятиями. взято тут http://adm.ekburg.ru/adm_rajons/rngdor/history/ |
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.8.2025, 7:13 |