![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
перенос |
![]()
Сообщение
#1
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1 619 Регистрация: 31.10.2006 Пользователь №: 3 ![]() |
Прохожий
А зачем несколько лет назад осушили Парковый пруд? Это теперь навсегда или как? Деревьями уже всё поросло. |
![]() ![]() |
Горожанин |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 188 Регистрация: 16.7.2007 Пользователь №: 2 424 ![]() |
Уважаемые форумчане! Кто знает, для каких целей был создан Парковый пруд? Перерыл весь инет, но нашел только дату создания... Буду рад любой информации о Парковом пруде.
|
komendor |
![]()
Сообщение
#3
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 932 Регистрация: 26.10.2008 Из: Екатеринбург Пользователь №: 3 895 ![]() |
Уважаемые форумчане! Кто знает, для каких целей был создан Парковый пруд? Перерыл весь инет, но нашел только дату создания... Буду рад любой информации о Парковом пруде. Скорее всего для приведения в действие механизмов завода, который располагался у плотины пруда. По крайней мере такие плотины по Исети создавали для таких целей. Л.И. Зорина, В.М. Слукин «Улицы и площади старого Екатеринбурга», 2005, стр. 247-248: После поворота на юг река Исеть становилась длинным и довольно широким прудом. В разное время этот пруд назывался по-разному, в зависимости от хозяина плотины, близ которой неизбежно находилось принадлежавшее ему предприятие. Сначала (1833 г.) пруд назывался Пильной и мукомольной мельницы пруд купца Зотова, затем Полковским, Ушковским, Злоказовским. Последнее привилось надолго. Правда, в советское время, после разбивки на территории Расторгуевской дачи-заимки Центрального парка культуры и отдыха (1930-е гг.), часть пруда, прилегающая непосредственно к парку, чаще называется Парковым прудом, а та, что больше тяготеет к плотинному участку, оставила старое последнее название — Злоказовский пруд. Впервые изображение пруда появилось на плане 1804 г. в обрамлении еще пустых проектируемых кварталов с их геометрической четкостью. Вдоль верхней части пруда уже просматривалась застройка, скорее всего, это были участки «промышленной зоны» — салотопенные, кожевенные и другие заводы, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья. На левом берегу пруда, там, где находилась территория Расторгуевской дачи-заимки (будущий ЦПКиО), располагались устья двух рек. Одна из них носила название Сухая и начиналась из ключей на участке завода (водочный завод Полкова, стеариновый завод Губбарда, стеариновый и химический завод братьев Ошурковых, Уральский стеариновый и химический завод братьев Ошурковых и А.Ф. Поклевского, ткацкая фабрика братьев Макаровых — так в разное время называлось это предприятие с учетом профиля и принадлежности). Речка Сухая была перегорожена плотиной. Пруд был спущен, плотина разобрана, и речка засыпана при планировке территории ЦПКиО в конце 1930-х гг. Вторая речка — без названия — вытекала из заболоченной низины за восточной границей Расторгуевской заимки. За сотню метров от впадения в Исеть она образовывала небольшой живописный пруд, который потом часто использовался в водных феериях и аттракционах. При реконструкции ЦПКиО в 1960-х гг. ручей и пруд были засыпаны, и на их месте устроена заасфальтированная площадка, и разбиты дорожки. Функционирование ЦПКиО, а также наличие на левом и правом берегах оживленной промышленно-жилой зоны потребовало строительства моста. Капитальный мост построен не был, но появился мост понтонный, его пешеходное покрытие располагалось низко и часто заливалось водой. В годы Великой Отечественной мост был разобран на топливо и восстановлен в капитальном железобетонном варианте уже после войны. Горожане часто называют его Парковым мостом. У самой Злоказовской плотины в Исеть впадал еще один левобережный приток. Эта речка, называвшаяся столь привычно для горожан — Ольховкой, а потом потерявшая это имя, показана на планах весьма заметной. Иногда ее принимают за речку Черную, однако планы, например 1880 и 1888 гг., обозначают ее устье точно у плотины, а устье Черной — значительно ниже по течению реки Исети (план выгона 1888 г.). Вообще, при выборе места строительства плотины мастера учитывали положение притоков, чтобы непременно включить их воды в наполнение прудов. Возможно, что русло безымянной реки в более позднее время заболотилось, и она исчезла с планов XX в. Злоказовская плотина впервые появилась на чертеже плана 1804 г. Вблизи нее уже тогда формировалась застройка. Сначала это пильная и мукомольная мельница Зотова, далее — суконная фабрика Севастьянова, затем суконная фабрика Злоказовых, позднее, в XX в., фабрика была переоборудована в завод, выпускавший артиллерийские снаряды, потом в производственных зданиях разместился пивзавод. |
Горожанин |
![]()
Сообщение
#4
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 188 Регистрация: 16.7.2007 Пользователь №: 2 424 ![]() |
Цитата Скорее всего для приведения в действие механизмов завода, который располагался у плотины пруда. По крайней мере такие плотины по Исети создавали для таких целей. Л.И. Зорина, В.М. Слукин «Улицы и площади старого Екатеринбурга», 2005, стр. 247-248: Спасибо за исчерпывающую информацию. Я с ней в основном хорошо знаком. Цитата Сначала (1833 г.) пруд назывался Пильной и мукомольной мельницы пруд купца Зотова, затем Полковским, Ушковским, Злоказовским. Цитата Впервые изображение пруда появилось на плане 1804 г. Вот она загадка создания Паркового пруда. Сопоставим следующие факты: - первые упоминания о предприятии у плотины относятся к 1833 г.; - на карте пруд появился в 1804 г.; - согласно ссылке http://voda.zakadum.ru/Plener_Ekb.htm пруд был создан в 1762(!) году. Вопрос: что находилось у плотины Паркового пруда в интервале 1762 - 1833 г.г.? Возможные ответы: - было какое-то предприятие, но о его создании (деятельности) нет информации; - была просто плотина (для чего?), завод появился позже (с 1833 г.?); - плотина и завод созданы в одно время, просто путаница с датами. Цитата Функционирование ЦПКиО, а также наличие на левом и правом берегах оживленной промышленно-жилой зоны потребовало строительства моста. Капитальный мост построен не был, но появился мост понтонный, его пешеходное покрытие располагалось низко и часто заливалось водой. В годы Великой Отечественной мост был разобран на топливо и восстановлен в капитальном железобетонном варианте уже после войны. Горожане часто называют его Парковым мостом. Насчет "железобетонного варианта" что-то тут авторы путают. Это был большой деревянный мост на "быках". Мост разобрали в 90-е. Часть "быков" сохранилась. |
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 7.7.2025, 22:09 |