Свердловск во времена ВОВ |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Свердловск во времена ВОВ |
перенос |
5.11.2006, 16:10
Сообщение
#1
|
Постоянный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1 619 Регистрация: 31.10.2006 Пользователь №: 3 |
Gibsow
Хотелось бы узнать как жил наш город во время Великой Отечественной Войны. Нет-ли архивных статей из газет Свердловска за 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года? Голодал-ли наш город? Где-то читал, что прямо на газонах в центре города выращивали картофель и другие овощи. |
4еловек |
15.2.2013, 0:13
Сообщение
#2
|
Постоянный участник Группа: Пользователи Сообщений: 961 Регистрация: 11.2.2008 Из: Екатеринбург, Пионерский поселок Пользователь №: 3 566 |
Окольцованная птица 2 глава
Валерий Хлызов (документальное повествование) II. Дорога в небо Весна 1941 года в Свердловске стояла запоздалая, снег на улицах пролежал весь апрель. Лето же, на удивление, выдалось жарким и долгим. Когда началась война, отцу не исполнилось и пятнадцати. За плечами у него была восьмилетка, возрастные нормативы всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и тяжелое бремя прошлого. Правители страны давно предвидели возможность иноземного нашествия, и по мере его приближения старались погасить волну междоусобных репрессий. В полувоенные учебные заведения теперь позволили поступать детям изгоев, в том числе ссыльных и переселенцев. Так Аркадий Хлызов оказался в 11-й специальной средней школе ВВС. В тридцатые годы авиация находилась в ореоле славы и героизма. Моего отца, как и многих его сверстников, волновали рекордные полеты и перелеты советских, воздушных асов, выдающиеся достижения в области авиационной техники. Летчиками стремились стать не только комсомольцы, шефствующие над ВВС десять предвоенных лет, но и все мальчишки, влюбленные в небо. Спецшколы ВВС появились в системе Наркомата просвещения СССР за год до войны. Они являлись общеобразовательными учебными заведениями, предназначенными для подготовки юношей к поступлению в военные училища. Срок обучения на базе 8-10 классов составлял три года. В спецшколе учащиеся наряду с общими дисциплинами изучали воинские уставы, основы военного дела, занимались строевой и физической подготовкой. Спецшколята носили форму военного образца темно-синего цвета, с эмблемами ВВС в петлицах. В первый год войны головным убором в зимнее время служила знаменитая буденовка с пятиконечной звездой. 11-я спецшкола ВВС находилась на улице Малышева города Свердловска в трехэтажном здании под номером №71. Каждой роте отводился этаж. Первая рота состояла из выпускников, вторая - учащихся второго года обучения, а третья - вновь поступивших. В роту входило шесть взводов и в каждом около тридцати человек. В свободное от учебы время местные учащиеся жили с родителями дома, а иногородние в здании интерната по улице Белинского. Директором школы в 1941 году был капитан ВВС Д.С. Серебренников, его заместителем по строевой части и командиром батальона - капитан Казанцев. Учебной частью заведовал гражданский преподаватель О. М. Василюк. На протяжении всей жизни отец не раз рассказывал о школьных годах, упоминая сохранившиеся в памяти фамилии преподавателей. Особенно часто вспоминал учителя физкультуры В. И. Пластинина и командира роты М. В. Ефимова. Физруку Викентию Ивановичу Пластинину в 1941-м исполнилось тридцать пять. Выходец из Архангельской области, выпускник ГЦИФК - столичного института физической культуры, к этому времени он зарекомендовал себя отличным лыжником. В 1939 году добровольцем Викентий Иванович ушел на финскую войну. В составе лыжного батальона участвовал в боевых действиях, получил контузию и ранение. После финской войны техник-интендант 1 ранга запаса Пластинин со спортом не простился. В 1940 году (с 5 по 26 декабря) лыжник - перворазрядник Пластинин возглавлял известный лыжный пробег Свердловск - Новосибирск. Команда в составе В. И. Пластинина, В. Н. Нагибина, С. В. Воронова, Б. И. Ерохина и М. С. Созинова за семнадцать походных дней преодолела маршрут протяженностью 1528 километров. С началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Пластинин стал преподавателем по строевой и физической подготовки 11-й спецшколы ВВС. Молодцеватый, подвижный, словоохотливый, с природной тягой к живописи и поэзии Викентий Иванович Пластинин по праву был кумиром всех учащихся. Много сил и энергии отдал известный спортсмен спецшколятам, чтобы сделать из них физически сильных, закаленных людей. Повышенные требования физрука ребят не тяготили, в них они видели романтическое начало и охотно состязались в силе, ловкости и выносливости. Им импонировало, что Викентий Иванович обращался с ними как с равными, вполне взрослыми людьми. Противоположностью подвижному и общительному Пластинину был командир роты Ефимов. Михаил Васильевич выглядел старше своих двадцати шести лет. Несуетливый и молчаливый, он оставался неприступным для учащихся. Почти никто из них ничего не знал о прошлом командира роты. Лишь черные перчатки, скрывающие следы ранений, боевой атрибут техника старшего лейтенанта свидетельствовали о его фронтовой биографии. До войны Михаил Васильевич работал начальником планового отдела Чусовского металлургического завода. На фронт ушел добровольцем. Служил техником в авиационном полку, затем прошел подготовку в спецназе военной разведки. В ноябре 41-го года диверсионно-разведывательную группу Ефимова забросили в район занятого фашистами Новгорода. Боевое задание заключалось в уничтожении стратегически важного объекта - хранилища с фальшивыми советскими деньгами. Эти деньги гитлеровцы намеревались использовать в финансовой войне против нашей страны, но им это не удалось. Группа Ефимова с честью выполнила задание и вернулась в расположение советских войск. При переходе линии фронта в районе Крестцов Михаил Васильевич получил тяжелые ранения. Их последствия не позволили Ефимову вернуться на фронт. В начале сорок второго после излечения в госпитале техника старшего лейтенанта откомандировали в 11-ю спецшколу ВВС. Ефимов не любил говорить много; то же немногое, что говорил, выражал кратко и ясно. За суровость воспитательных мер спецшколята в шутку между собой называли его "Гессом". Командир роты действительно отличался требовательностью и суровостью к нарушителям дисциплины. Провинившихся ребят нередко заставлял в качестве наказания ползать по-пластунски во дворе школы, без надобности рыть и закапывать ямы, исполнять по ночам обязанности истопников в городской бане. Спецшколята не догадывались, что в душе Михаил Васильевич их жалеет. Жалеет за загубленное детство, а наказывает, чтобы приучить к дисциплине. Без дисциплины, в чем не сомневался Ефимов, солдат не отвечает главному своему назначению - быть защитником Родины. "Всякий солдат должен понимать свой маневр", - азбучно повторяли учащиеся вслед за командиром роты суворовскую аксиому, до конца не осознавая ее сути. С благодарностью отец вспоминал учителя математики Н. И. Рязанцева. Никанор Иванович привил учащимся любовь к точным наукам, показал их взаимосвязь с военными дисциплинами. Каким был мой отец в ту далекую военную пору? По воспоминаниям спецшколят, небольшого роста, кучерявым крепышом, с необычайно голубыми глазами. Энергичного, дисциплинированного и прилежного Хлызова сразу заметил Ефимов и назначил командиром отделения в третий взвод. Там Аркадий близко сошелся со свердловчанами Толей Бубновым, Колей Астафьевым, Юрием Мамичем, Юрием Тиминым. Дружеские отношения он поддерживал с ребятами из других взводов: Димой Хороших, Юрием Матвеевым и Эдиком Еляном по прозвищу Цыганок. Занятия спортом укрепили отца физически. Лыжная команда спецшколы, в состав которой входили Хлызов и Мамич, не раз занимала призовые места. В феврале 1942-го на лыжном кроссе в Центральном парке культуры и отдыха Пластинин и спецшколята показали высокие результаты. Сам Викентий Иванович прошел десятикилометровую дистанцию за 38 минут при норме 65. Учащиеся спецшколы ВВС постоянно участвовали в спортивной эстафете на приз газеты "Уральский рабочий". В 1943 году за успехи в физическом воспитании учащихся начальника 11-й спецшколы ВВС, к тому времени майора Серебренникова, и техника старшего лейтенанта Пластинина поощрил командующий войсками УрВО генерал-лейтенант А. В. Катков. В зимние холодные месяцы до улицы Толмачева Аркадий ехал трамваем. Затем пешком по заснеженному городу следовал до знакомого здания на углу улиц Луначарского и Малышева. В конце учебного дня не всегда праведно добывал дефицитные дрова. Дома топил печь, жарил промерзшую картошку, пил с густой патокой чай. В спецшколе в первые годы войны бесплатно кормили лишь тех учащихся, чьи родственники погибли на фронте. Остальным же ребятам, в том числе и Аркадию, выдавали продуктовые карточки на восемьсот граммов, как правило, ржаного хлеба. Хлеб подростки обменивали на махорку. Спецшколята вовсе не были кроткими агнцами. Случалось всякое: и потасовки с местной шпаной, когда в ход шли армейские ремни с начищенными бляхами, и подвохи "мучителю Гессу" в отместку за обиды. Но не эти ребячьи выходки определяли лицо детей войны. Война явилась суровой проверкой советских людей. Четырехсоттысячный Свердловск в ту пору являлся кузницей оружия, центром подготовки военных кадров. Спецшколята во всем старались походить на взрослых, переносивших на своих плечах основные тяготы войны. По мере сил и возможностей учащиеся вносили свой вклад в дело великой победы. Летом сорок второго в течение двух месяцев они убирали урожай в селе Никольском Сысертского района. В трудовой лагерь и обратно добирались пешком, проделав путь более 90 километров. В селе жили в захудалом бараке, насквозь продуваемом ветрами. Летние месяцы сорок третьего провели в Гореловском совхозе, а осенью убирали овощи в деревне Бруснята Белоярского района. В выходные дни и свободные от учебы вечера встречали прибывающие с фронта санитарные поезда, снаряжали боеприпасы на заводе №46. Разгружали вагоны с зерном на элеваторе, копали траншеи под водопровод, заготовляли топливо, помогали в реконструкции здания цирка. Участвовали в массовых сценах в Свердловском академическом государственном театре оперы и балета, и это неполный список их добрых дел. В праздничные дни воспитанники спецшколы непременно бывали на площади имени 1905 года. Проходили по ней как настоящие военные, чеканя шаг и отдавая честь гранитной трибуне, ставшей через 15 лет пристанищем изваянию вождя революции. Жизнь шла своим чередом. Отец Аркадия, имеющий броню, сутками не покидал ВИЗа, как и мать мастерской по пошиву амуниции. Тетка Анастасия работала медсестрой в военном госпитале. Жена расстрелянного дяди Сережи - Мария Васильевна в Первоуральске воспитывала малолетних детей Геннадия и Юрия. Дед Неофит, который год томился в Гулаге. Искусству танцев спецшколят учил балетмейстер Театра музыкальной комедии. Вечера отдыха всегда являлись праздником для учащихся. Демонстрируя свои навыки девчатам города, мальчишки очень гордились собой. На танцы Аркадий приглашал подружку Таю. Кружась в вальсе, подростки робко поглядывали друг на друга. После танцев они долго бродили по ночным улицам, мечтая дождаться окончания войны и начать новую жизнь. Вот тогда-то и узнал визовский паренек, что счастье не только в том, чтобы покорять небо. Эта девочка с улицы Пушкина - юношеское увлечение отца, помогла ему понять сложную формулу счастья. Настоящая же любовь к отцу пришла значительно позже, но татуировка на руке с именем "Тая" оказалась несмываемой до конца дней. По-разному сложилась судьба учителей отца и его друзей - выпускников 11-й спецшколы ВВС Свердловска. -------------------- Екатеринбургский военно-исторический клуб "Горный щит"
|
Текстовая версия | Сейчас: 13.6.2024, 20:49 |