![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 511 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Архитектура деревянных храмов старообрядцев
Михаил Голобородский, архитектор Статья опубликована в журнале "Домострой". № 4, 2001 (16) Основатель архитектурного образования на Урале К.Т.Бабыкин еще в 1923 году в статье «Архитектурная старина Екатеринбурга» один из первых встал на защиту культовых зданий города, объясняя необходимость их изучения как наиболее монументальных построек старого времени. Долгие годы после выхода данной статьи в сборнике «Екатеринбург за двести лет» новых публикаций и описаний архитектуры культовых зданий Екатеринбурга не появлялось. В 1930-е годы и позже большая часть самых ценных из памятников погибла или была искажена перестройками. В такой ситуации статья Бабыкина имеет особую ценность, так как содержит в себе достоверные описания и первые профессиональные суждения о ныне утраченных памятниках архитектуры. Кроме не существующих сегодня, но знакомых нам по публикациям последних десятилетий зданий церквей, К.Т.Бабыкин упоминает малоизвестные деревянные старообрядческие часовни. «Это деревянные постройки, под каменный стиль классического характера, возведенные в конце XVIII или в самом начале XIX века. Одна из них находится по Госпитальной улице. Другая - недалеко от моста на ул.Декабристов у берега р.Исети. Обе они уже приходят в разрушение, доживая свои дни». На месте находившейся на ул.Госпитальной Успенской церкви, обозначенной на плане города как старообрядческая молельня, в 1930-е годы был построен автогараж. (В опубликованной в 1997 г. статье А.Килина «Без корня и полынь не растет» и в книге «Уральская икона» (1998 г.) ошибочно Успенская старообрядческая часовня (церковь) названа Никольской.) Одноэтажное здание Успенской церкви имело простую и ясную композицию, состоявшую из квадратного объема храма и одноэтажной трапезной. С востока к храмовому четверику примыкал прямоугольный в плане алтарь. Храм и алтарь покрывали сферические купола на невысоких восьмериках. Кровли всех трех частей здания венчали тонко детализованные декоративные фонари с луковичными главками барочного характера. Стены срубов были обшиты досками и побелены. Фасады не имели каких-либо декоративных деталей. Архитектурное достоинство памятника определяли характерные для классики четкая объемная композиция и пропорции частей и всего здания. Руины второй из упомянутых в статье деревянных часовен и сегодня возвышаются среди хозяйственных построек предприятия «Маяк». Никольская часовня на Тверитина. ![]() Успенская часовня на Добролюбова. ![]() Читать весь текст статьи Цитата В статье "Архитектура деревянных храмов старообрядцев" фигурируют две даты постройки Никольской часовни - это конец XVIII века (1792 год) и начало XIX века. Даже, если взять условно дату постройки начало XIX века, то получается, Никольская часовня была до последнего времени одним из известных старейших деревянных строений Екатеринбурга. Очень грустно и обидно, что не удалось сохранить такой уникальный памятник от сноса. источник -------------------- |
![]() ![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 511 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Цитата Храм пополам Храм в центре Екатеринбурга стал яблоком раздора. Его не могут поделить старообрядцы и строители. Несколько лет назад верующие уступили компании приходскую землю — взамен та обязалась построить церковь за свой счет. И построила, но передавать отказалась. Не дожидаясь суда божьего, старообрядцы обратились в суд земной. ![]() — Потому что не достигнуто никаких договоренностей, поскольку храм построен ЗАО «Чусовское озеро», руководство считает, что может единолично распоряжаться и решать, пускать туда кого-то или нет, — пояснил Владимир Аннеков — председатель старообрядческой общины в Екатеринбурге. Площадку для строительства храма в районе улиц Белинского-Тверитина выбрали неслучайно. С XIX века по 1941 год на этом самом месте располагалась Никольская старообрядческая часовня. Сейчас здесь очистной коллектор нового жилого комплекса. Именно поэтому ещё в 2005 году, по договоренности с епархией, администрацией города и застройщиком старообрядческой общине выделил другое место под строительство храма. В 50 метрах отсюда. Тогда бизнесмены, верующие и чиновники договорились, что застройщик жилого комплекса на Белинского возведёт для верующих часовню за свой счёт. Для небольшой общины — это великая благодать. Сейчас они ютятся на третьем этаже храма Вознесения Господня, где холодно и протекает крыша. — Там вообще, сколько я раз была, так в хорошей конюшне лучше, чем там! — пояснила Вера Крылова — прихожанка старообрядческого предела. — Там нет никаких условий, в туалет ходим в подвал. Мы ждали, мы надеялись на этот храм, ждали приличное время, — поддерживает тему Наталья Шапошникова — прихожанка старообрядческого предела. Когда новую часовню возвели, застройщик потребовал оформить право собственности на здание в равных долях с общиной. Старообрядцы от таких условий отказались. Чтобы вернуть обитель себе, верующим пришлось обращаться не к Богу, а в суд. — Мы считаем, что оснований для признания права собственности нет. Для признания права собственности истцу нужно доказать, что он нёс затраты на возведение объекта, — сообщила Елена Верпатова — юрист ЗАО «Чусовское озеро». У этой запутанной истории есть два финала — поделить часовню по долям либо вовсе признать ее незаконной постройкой (документы на здание до сих пор не оформлены должны образом), тогда сооружение придётся снести. видеосюжет на channel4.ru -------------------- |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 14.6.2025, 21:00 |