![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 514 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Цитата Дом на Архиерейской На смену церкви пришло НКВД ![]() «Видел странное здание на улице Чапаева, — заметил однажды знакомый, приехавший в Екатеринбург по делам и прогулявшийся по старым кварталам. — Ничем не примечательное, но какие-то странные… — он, неискушенный в архитектурных терминах, попробовал подыскать определения, — «вздутия» стены позади…». Домом «со вздутиями» оказался противотуберкулезный диспансер. Внешне — и в самом деле заурядное здание, но с одной странной особенностью: с северо-восточной стороны и в самом деле видны овальные выступы, на первый взгляд, несущие непонятную смысловую нагрузку и кажущиеся архитектурным излишеством или просто конструктивистским приемом. Но банальность заканчивается с момента, когда начинаешь знакомиться с прошлым дома на Чапаева. Ведь эти «полукружия» — остатки апсид уникального для Екатеринбурга храма: Крестовой Богородицкой церкви, располагавшейся в Архиерейском доме, который и занимает теперь упомянутое выше медицинское учреждение. От удивительного в своей неповторимости необычного особняка с домовой церковью остались лишь эти апсиды да снимки в музейных архивах… В нашем городе епархия появилась в 1834 году. Для архиерея потребовались покои, и выбор пал на двухэтажный особняк, принадлежавший ранее горному начальнику, располагался он на улице, которая вскоре была переименована в Архиерейскую. В том же году начали пристраивать к зданию домовой храм, который называли Градо-Екатеринбургской Крестовой архиерейской церковью, а также Богородицкой, или Во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали». На самом же деле церкви было три, и располагались они в северо-восточной части дома в двух этажах. Главной считалась каменная, трехпрестольная Богородицкая многоглавая церковь (по некоторым данным, глав было 10), она занимала южную часть верхнего этажа храма. С запада к ней примыкало основание колокольни. Рядом находилась придельная Владимирская церковь, имея с Богородицкой общую южную сторону, на нижнем этаже под Богородицким был Стефаниево-Сергиевский храм. И еще здесь был красивый Архиерейский сад, ныне сохранившийся, пусть и в сильно измененном виде. Архиерейский дом с Крестовой церковью стал одной из главных достопримечательностей старого Екатеринбурга, настоящим украшением города — словно сказочный теремок с резными наличниками и арками окон, многочисленными главками… Да и сами храмы внутри славились красотой и уютом. В алтаре Богородицкой церкви были голубые стены с росписями, имелся двухярусный иконостас с резными золочеными Царскими вратами. И над ними располагалась чудотворна икона Богоматери «Утоли моя печали», она считалась особо почитаемой. Икона была написана на доске и одета в серебряную и золоченую ризу с эмалевыми украшениями и разными драгоценными камнями. На верху киота — два золотых ангела, держащих корону, сама корона и венцы ангелов также были украшены камнями. Интересный факт из прошлого этого храма. В июне 1905 года Екатеринбург посетил святой Иоанн Кронштадтский. К его приезду готовились очень тщательно, для приема всероссийского пастыря подготовили именно покои Архиерейского дома и церковь при нем. Наконец 22 июня ранним утром Иоанн Кронштадтский прибыл в Екатеринбург. Встречали его священнослужители, знатные горожане и простой люд. В тот же день 76-летний почитаемый всей страной старец совершил литургию в Ново-Тихвинском монастыре, а на следующий день служба была уже в Крестовой церкви. Как вспоминали очевидцы, с раннего утра она уже была полна народу. Да и во всех храмах, где Иоанн Кронштадтский проводил молебны, люди стояли даже на подоконниках, тысячные толпы окружали церкви. Для наведения порядка вызывались взводы казаков и солдат. При появлении святого старца по многотысячной толпе проносился стон: «Благословите!», «Прикоснитесь!», «Наложите руку!». Запомнили и его литургию, проводимую в Крестовой церкви. Отец Иоанн говорил о земном и небесном, о вечных благах и суетных мирских... Слова лились простые, но были проникновенны и услышаны всеми. После литургии Иоанн Кронштадтский отправился в покои его преосвященства епископа Владимира. А затем — снова молебны и помощь нуждающимся. Три дня провел в нашем городе знаменитый православный святой. После революции судьба у особняка с домовой церковью была незавидной. Я листал документ от 1922 года, хранящийся в Госархиве и содержащий опись того, что было изъято из Крестовой церкви. Документ уникальный, в кратком описании дома (привожу его с сокращениями) сказано: дом каменный 2-этажный, крытый железом, с подвальными помещениями. Верхний этаж занят советскими учреждениями и только три комнаты отведены под покои епископа. Внизу кухня, канцелярия, ризница и кельи для братии. Во дворе каменный 1-этажный флигель, в котором квартиры советских служащих. К общему дому принадлежат амбар, каретник, кучерская изба. В обширном саду — 1-этажное здание, занятое советскими воинами. Уже тогда отмечалось, что все помещения старые и требуют ремонта. В документе есть опись имущества Архиерейского дома и трех церквей при нем. Все строго указано: количество золота и серебра, перечислены кресты, потиры, дискосы, подносы, ризы, оклады, подсвечники, кадила… Что-то нашло свое место в музейных витринах и запасниках, что-то бесследно исчезло в коллекциях и продано, переплавлено, так или иначе кануло в лету… В судьбе Крестовой церкви в те двадцатые годы была поставлена точка: сначала в ней располагался клуб милиции, затем вселилась школа НКВД, и уже писалась их история. Тогда же и появились четыре этажа. А декор на стенах, наличники, арки, не вписывавшиеся в стилистику советских учреждений, за ненадобностью и «чуждостью» были просто уничтожены, сбиты со стен. В 1960-е годы в безликом уже здании поселился тубдиспансер. В помещениях церквей велись врачебные приемы и делались операции. А в обширном некогда парке, как пишет краевед Сергей Ворошилин в своей книге «Храмы Екатеринбурга», появился корпус пульмонологического центра. Существует проект реконструкции Архиерейского дома. Но маловероятно, что когда-нибудь это произойдет, и на старой улице, на которой до сих по немало сохранившихся великолепных дореволюционных зданий, снова появится его главное украшение — Архиерейский дом с Крестовой церковью. Но нужны ли они сегодня? Вопрос дискуссионный, несомненно одно: историю своего города следует помнить: разную, в лицах и домах, в событиях и ощущениях. И, может, тогда в полукружиях стены здания тубдиспансера мы увидим не странные «вздутия», а алтари старинных церквей, колокола которых давно уж не слышны на бывшей Архиерейской улице. Юрий МАРЧЕНКОВ uralsky-rabochi.ru -------------------- |
![]() ![]() |
Frol |
![]()
Сообщение
#2
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 633 Регистрация: 28.12.2007 Из: Екатеринбург Пользователь №: 3 502 ![]() |
Из книги Слукина В.М. "Тайны уральских подземелий":
Однажды известный екатеринбургский краевед В.К. Некрасов передал свидетельство об одном подземном путешествии, осуществлённом в 1900 или 1901 годах. "Брат моей бабушки Евгений Гаврилович Турышев, смотритель по строительству казённых зданий в Екатеринбурге, дружил с известным в городе человеком - потомственным почётным гражданином Телегиным Олимпием Ефимовичем, который, кроме всяких других занятий и дел, состоял в старостате Архиерейской Крестовой церкви. Однажды он пригласил Е.Г. Турышева, как специалиста, сведущего в строительных делах, посмотреть подвал Крестовой церкви, а затем, после осмотра помещения, пройти по подземному ходу в сторону усадеб на Архиерейской улице, то есть в северном направлении. Пошли. Ход был длинный, с уступчатыми подъёмами и спусками. Иногда останавливались и поднимались в подземное пространство садовых беседок, откуда через люки можно было выйти в сад Давыдовых, Ошурковых и Нуровых. Ход заканчивался именно в Нуровской усадьбе, что расположена на углу Архиерейской и Александровского проспекта. Здесь Олимпий рассказал приятелю, что от Нуровского дома есть подземный ход, ведущий на запад в сторону Ново-Тихвинского монастыря, и, может быть, даже выходит наружу где-то на территории обители. Но ход завален грунтом и залит водой, поскольку его начало приходится на участок бывшего болота, а шёл он в сторону монастыря также уступами..." |
Александр |
![]()
Сообщение
#3
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 6 112 Регистрация: 16.11.2006 Пользователь №: 25 ![]() |
Ход был длинный, с уступчатыми подъёмами и спусками. Иногда останавливались и поднимались в подземное пространство садовых беседок, откуда через люки можно было выйти в сад Давыдовых, Ошурковых и Нуровых. Ход заканчивался именно в Нуровской усадьбе, что расположена на углу Архиерейской и Александровского проспекта. Интересно, с какой целью рыли эти подземные тоннели? На владельцев усадеб были какие-то гонения, и они скрывались от преследований? Или предчувствовали события 1917 года? ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 20:23 |