Скульптор Константин Грюнберг: "Хочу поставить в Екатеринбурге памятник Росселю и еще один - Ельцину"Автор "Черного тюльпана" и памятника Георгию Жукову - о том, как бы он изменил внешний облик столицы Урала.Константин Грюнберг показал нам свою мастерскую, где рождались самые известные памятники уральской столицы.Константин Грюнберг – екатеринбургский скульптор, автор известных в городе монументов: "Черный тюльпан", памятник маршалу Жукову, памятник царской семье у Храма-на-Крови, памятник воинам-спортсменам в Зеленой роще. Родился в 1944 году в Свердловске, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Константин Грюнберг принимал нас в своей мастерской – огромном складе за Птичьим рынком. Мы ходили между бюстами и скульптурами: новыми и старыми. Константин Васильевич с запалом рассказывал нам о своих работах, ругал облик современного Екатеринбурга и наших местных чиновников от архитектуры.
"За "Черный тюльпан" взялся от безденежья"- Константин Васильевич, скоро после реконструкции открывают обновленный "Черный тюльпан". Вы, кстати, точную дату знаете?- Мне говорили про декабрь.
- Монумент реконструировали после скандала. Ваш соавтор Андрей Серов был против всех переделок, считал, что нарушается замысел автора. Даже в суд подал. Инициатором переделок были солдатские матери, матери ребят, погибших в Чечне (женщины требовали установить пилоны с именами их сыновей взамен плит, на которых до этого были имена участников чеченской войны. – прим. ред.). А вас не обидело, что вроде как далекие от искусства люди требуют внести коррективы в ваш памятник?- Да, инициатива была от матерей. Но скандальная история выеденного яйца не стоит! Надо было просто выслушать мнение этих пожилых женщин и попытаться сделать, как они просят. И все! А этот (имелся в виду архитектор Андрей Серов – прим. ред.) уперся рогами: этого делать нельзя! А почему нельзя-то? Вот я, скульптор, говорю, что можно. И права у нас с архитектором одинаковые. Но он вдруг возомнил себя самым главным и подал в суд. Я победил: суд принял мою сторону. Решено было делать не реставрацию, а реконструкцию. А в предыдущем варианте, по моему мнению, была композиционная недоработка. Надо было завершить полукольцо вот этими самыми пилонами, которые сейчас установили. И я об этом говорил изначально, когда только начинали делать "чеченское" продолжение памятника. Но меня не послушали. Решали товарищи, которые не имеют отношения ни к архитектуре, ни к живописи, ни к скульптуре. У этого памятника вообще печальная и нехорошая аура. Ничего позитивного в нем нет. Ну да, сделал я его. Но тогда безработица была, у меня заказов не было, это же 90-е годы были. А тут мне предложили: попробуй, сделай. Я взялся. Не потому что хотел сильно, а потому что на хлеб надо было заработать. Прошло 18 лет, и снова вылезла какая-то ерунда, связанная с "Черным тюльпаном". То ли дело памятник маршалу Жукову! Я когда подъезжаю, смотрю на него, и мне жить хочется. Такая гордость за свой народ, за свою армию, за талантливых людей. За то, что мы победили.
- Не хотелось бы вам поменять местами памятник Жукову с "Черным тюльпаном"? Памятник маршалу-победителю на широкую площадь Красной армии, а "Черный тюльпан" - к Министерству обороны… Как укор военным начальникам.- Перенести "Черный тюльпан", как укор, – нет. Зачем обижать нашу армию?.. В назидание? Да все войны одинаковые. И везде умирают не генералы, а обыкновенные пацаны. Я помню, как меня охраняли эти ребята-"афганцы" от жуликов и бандитов, когда я делал памятник. Я ведь здесь в мастерской один остался, директор сбежал, все разворовав. На меня наехали люди, близкие к тогдашней городской администрации: давай, мол, убирайся отсюда, пытались отобрать мастерскую. Я обратился к "афганцам", и они установили здесь пост. Круглые сутки охраняли меня и свой памятник. Хотя изначально я хотел поставить памятник Жукову на место, где сейчас стоит "Черный тюльпан", на площадь Красной армии. Так же, как в Петербурге на Марсовом поле стоит памятник Суворову. А у нас на площади Красной армии должен стоять памятник маршалу Жукову. Но меня никто не послушал.
Сейчас Константин Васильевич по заказу бизнесмена из Березовского работает над памятником Льву Брусницыну - мастеру, открывшему промышленное золото на Урале.Грюнберг рассказал E1.RU, как ребята-"афганцы" в девяностые охраняли его мастерскую от бандитов, когда он делал "Черный тюльпан". Маршал Георгий Жуков - самая любимая работа скульптора. Композицию "Несение креста" он так и не смог установить в Екатеринбурге - говорит, что она не понравилась мэру Чернецкому. "Правильно, что снесли "Пассаж"!"- Представим, вам предлагают занять пост главного архитектора, что бы тогда изменилось в облике города?- Я уже старый для этого поста, мне 69 лет. Если б пораньше предложили... Я бы хотел возвеличить Екатеринбург. Сделал бы так, чтобы в городе было больше памятников. Когда-то я хотел установить Триумфальную арку на въезде в Кольцово. Это монумент на колоннах. Наверху скачет Старик Урал, по бокам – барельефы, гербы всех уральских городов. Роскошные, красивые ворота, чтобы видели, что въезжаем мы в столицу Урала – Екатеринбург, а не в деревню. Но все боятся: как бы чего не вышло. Но не надо совсем "технотизировать" наш город! Памятники Ленину и Свердлову я бы убрал с тех мест, где они сейчас стоят. Но ломать их не надо! Их надо снять и поставить в яму – в Исторический сквер. Вот пусть там стоят и смотрят друг на друга. Произведением искусства эти памятники назвать нельзя, но сделаны они квалифицированно. А вот снесенный "Пассаж" не имеет ни малейшей художественной ценности, на мой взгляд.
- Это же памятник конструктивизма, как говорят архитекторы…- Да это обычная коробка, ящик. Чего в нем хорошего-то? Правильно сделали, что снесли.
- Сейчас на месте "Пассажа" построят очередное творение из стекла и бетона. Лучше будет?- Что "Пассаж", что эти высотки стеклянные – одно и то же. Ничего красивого в них нет. Единственное архитектурное произведение – это "Белая башня" на Уралмаше. Это здание – настоящее искусство, достойное стоять века.
- А как относитесь к некоторым городским памятникам, далеким, конечно, от монументальности вашей? Например, к памятнику клавиатуре или человеку-невидимке?- Отрицательно. Вот вспомните Петергоф. Памятники, поставленные там еще три века назад, нравятся и понятны всем: и господам, и работягам. Сделаны с душой. И из настоящего материала: из бронзы, да еще позолочены. Они будут стоять вечно. А кто-то "ноги сделал" (памятник человеку-невидимке в виде человеческих следов стоит в Екатеринбурге около библиотеки Белинского – прим. ред.). У автора ума не хватило на большее! Оригинальным он хочет быть! Человек-невидимка, блин. Взял бы Минерву изобразил. Еще до того, как Хрущев разогнал всех абстракционистов, мне, помню, один замечательный человек сказал о подобных "скульпторах", которые ничего не умеют и только прикрывают собственное неумение вот этими делами. А чтобы что-то настоящее сделать – это большой труд.
Константин Грюнберг готов сотворить свой памятник первому президенту России. Скульптор принимает заказы как от властей, так и от церкви - например, он - автор композиции у Храма-на-Крови. Стелу, посвященную Победе, художник планировал установить внутри трамвайного кольца на Ленина-Луначарского, но планы так и остались на бумаге. Один из проектов памятника Святой Екатерине, который мог встать на насыпном острове посреди Городского пруда.