Официальный комментарий УГАХА по поводу строительства на месте музея архитектуры:
Ложная информация, распространенная в программе «Вести Урал», и попытки таким образом поднять волну нездорового ажиотажа вокруг вопроса о реконструкции Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала, вынуждают руководство Уральской государственной архитектурно-художественной академии сделать официальное заявление и разъяснения, не нашедшие места в телесюжете.
Действительно, Академия приступила к реконструкции Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала.
Да, облик Музея изменится. Обветшалые за эти годы памятники архитектуры комплекса будут тщательно отреставрированы. Большой внутренний двор и пустырь со стороны улицы Малышева будут перекрыты и реконструированы. Существующее благоустройство, ограды, фонари,
экспозиция образцов техники уральских заводов, здания и сооружения трансформаторной подстанции, входной части Музея, отдельные фасады памятников в этих дворах не имеют никакого отношения к Екатеринбургской механической фабрике, а
являются «новоделами» 70-х годов XX века. «Переделывать памятник» никто не собирается.
Образцы техники XVIII-XIX веков, собранные Академией, будут размещены в естественной нише комплекса со стороны реки Исеть. Это украсит главный фасад музейного комплекса. На месте большого внутреннего двора разместится новый универсальный выставочный зал с верхним светом, антресолями и конференц-залом. Там будут проходить сменные выставки, посвященные развитию архитектуры и дизайна, изобразительного искусства Урала, лекции и семинары. В «Малом кармане» на двух этажах будут размещаться недостающие сейчас элементы инфраструктуры музейно-выставочного комплекса: хранилища, фонды, реставрационные и экспозиционные студии, минитипография, проектное бюро, помещения для научных работников и патентное бюро. Наконец- то Музей получит необходимую для такого рода экспозиций инфраструктуру. В административном здании так и останется администрация Музея, в бывших складах и сушильне леса Механической фабрики сохранится экспозиция истории архитектуры и промышленной техники. Фрагмент стены, находящийся в аварийном состоянии, будет укреплен и действительно, как и положено, станет элементом фасада.
Губернатор Свердловской области Э.Э. Россель поставил задачу: к саммиту Шанхайской организации сотрудничества в г. Екатеринбурге все основные работы по реконструкции комплекса должны быть выполнены.
Мы впервые слышим о «евроремонте памятников и поглощении их стеклом и бетоном». Как и прежде, исторические здания Музея будет формировать панорамы комплекса с севера, запада и юга, а старая ограда – с востока. Никакого «застекления колыбели Екатеринбурга» не предусматривается. Фрагменты новых стен будут выполняться в кирпиче с сохранением масштаба и исторических элементов стилистики. Даже световой фонарь атриума нового выставочного зала размещается в самом его центре и при взгляде из сквера виден не будет. Пирамидальная его форма является оптимальной из конструктивных и функциональных соображений.
Приспособление любого памятника к новой функции всегда связано с изменениями его внутренней планировки, появлением новых помещений и пристроев, связанных с новой хозяйственной деятельностью. Это общемировая практика использования и сохранения наследия. Весь вопрос в искусстве архитектора, позволяющем в максимальной степени сохранить восприятие архитектурных достоинств памятника и достичь органической связи «старого» и «нового». В представленном проекте эти задачи решены.
Изменятся и концепция, и функция комплекса. Помимо традиционных задач изучения и сохранения архитектуры и промышленной техники Урала, появляются задачи содействия развитию архитектуры и дизайна региона. Ставится государственная задача содействия развитию отечественной архитектуры и дизайна, путем расширения выставочных площадей, проведения лекций, консультаций, экспертиз, конкурсов и пр.
Поэтому Музейно-выставочный комплекс истории и развития архитектуры и дизайна Урала будет работать не только на бережное сохранение прошлого, но и на создание композиционной архитектурной среды для городов Урала и развитие конкурентоспособности продукции отечественных предприятий средствами дизайна. Именно на эти цели на конкурсной основе Академии были выделены средства из федерального бюджета и фонда Губернатора Свердловской области на реставрацию, реконструкцию и оборудование музейного комплекса.
К разработке и реализации проекта привлекли на конкурсной основе лучшие реставрационные силы города. Генеральный проектировщик – лучшее реставрационное предприятие области – «Терем», во главе с реставратором I категории Симиненко В.И.; генеральный подрядчик – старейшее реставрационное предприятие города. Так что опасения «остекления» и «евроремонта» беспочвенны!
Проект получил высокую оценку специалистов, в том числе и
Геннадия Ивановича Белянкина, экспертов историко-культурной экспертизы Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Свердловской области и все процедуры согласования и разрешения, согласно действующего законодательства, полностью прошел.
Попытки некоторых «специалистов» давать профессиональные оценки, комментировать реставрационные работы, не способствуют как сохранению, так и использованию памятка в интересах города, области и государства.
Мы готовы в любой аудитории, в том числе и в программе «Вести Урал», открыто обсудить проект и ответить на все вопросы.
Однако нас туда почему-то не приглашают!
Ректор УралГАХА,
Профессор, член-корреспондент Российской академии
архитектуры и строительных наук,
заслуженный архитектор России
Александр Стариков
ИсточникКомментарий: Если требуется увеличение музейных площадей, почему бы не построить для этой цели новое здание, скажем, на углу ул. Толмачева-Первомайской, в двух шагах от архитектурной академии? Зачем что-то пристраивать к уже сложившемуся комплексу? Да, многое было изменено в 70х гг. Но я считаю, что архитектура должна оставаться в исторически сложившемся виде, либо восстанавливаться в первоначальном. Делать новое из нового, переделанного из старого - это тупик. Давайте тогда дорисуем на старинных фотографиях современную одежду, мобильные телефоны и т.п., а то они как-то не современно смотрятся.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаПлакат Н. Н. Купреянова