Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: История стандартного уральского города-завода
Форум Екатеринбург+Свердловск > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны.
Страницы: 1, 2, 3
Micho
В продолжение темы smile.gif

Металлургические заводы Урала. Часть 1 http://urban3p.ru/blogs/17826
Металлургические заводы Урала. Часть 2 http://urban3p.ru/blogs/17983
Металлургические заводы Урала. Часть 3 http://urban3p.ru/blogs/20349
Nath
Надеюсь, что тоже по теме:
Сборник статистических сведений о горнозаводской промышленности,
http://www.knigafund.ru/books/74433/read#page1

//Для чтения требуется регистрация на сайте
fort
Металлургический бессемеровский конвертор на Плотинке .
Довольно примечательная вещь ,хотя не знаю как он попал к нам с НижнеСалдинского завода.
Этот тот самый конвертор о котором написано столько металлургических статей о Поленове и Грум Гржимайло.

Предназначен для передела чугуна в сталь. В то время - середина 19 века сталь из чугуна получали у нас довольно устарелыми , сложными и трудоемкими способами - кричным переделом и пудлингованием. В 1856 году Генри Бессемер изобрел вот такой конвертор. До нас ,на НижнеСалдинский завод он дошел в 1870х.

В этот конвертор заливался жидкий чугун ,потом вставлялась огнеупорная трубка и жидкий чугун продувался воздухом . Лишний углерод в чугуне выжигался и он превращался в жидкую сталь , потом конвертор поворачивался и жидкая сталь разливалась в слитки. Производительность выплавки стали была на порядок выше чем старыми способами

Сначала не все гладко было ,но потом русский металлург Поленов довел процесс до ума.Именно на этом самом конверторе.Похоже в нашей области он был единственным.
fort
Кричный молот на Плотинке.Тоже Нижне-Салдинского завода.
К сожалению немного более поздняя конструкция.Он уже хвостового типа.И непонятно от чего он приводился в действие - может даже от паровой машины,но никак не от водяного колеса ( то колесо на фото - не водяное). Тем не менее старинная конструкция . Чугунная баба молота и молотовище вызывают уважение. Именно на таком проковывали крицы и выковывали из них сортовой прокат ,полосы, листовое железо и т.д. ( до прокатных станов)
murzik14
Кузнечный молот из музея "Королевский Замок" в городе Коллиур (Франция, Лангедок-Русильон). Размеры впечатляют. На табличке написано - Каталонская конструкция, но чем она отличается от каких-либо других систем - пока не знаю. Водяного колеса к молоту в этом музее не приложено. Снимки сделаны прошлым летм.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Пояснительная табличка к молоту и картинка, изображающая процесс.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Действующая система заводских водяных колёс в городе Фужер (Франция, Бретань). Диаметр колеса - примерно 5 метров. Вращаются колёса с ошеломительной скоростью и грохотом. Механизмы, должные приводиться этими колёсами в действие, в музее не показаны. Снимки сделаны в июне этого года.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Примерно такую же картину мы могли бы наблюдать на Плотинке в XVIII-м веке.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Спасибо.
К сожалению у нас на эту тему сохранился мизер, поэтому приходится изучать историю по иностранным экспонатам
murzik14
fort

Пожалуйста.

"Там" тоже сохранилось не шибко много. Приходится собирать в музеях по крупицам. Такую действующую систему водяных колёс, да и подлинный молот, довелось увидеть впервые. Попозже дам фотографии гранильных фабрик-музеев в Германии. Т.к. изначально для создания заводов были завезены немецкие специалисты, то на Плотинке должно было быть примерно то же самое.

Сегодня-завтра постараюсь загрузить несколько книжных фотографий макетов заводского оборудования из собрания Музея Ленинградского Горного института. К сожалению, в музее фотографировать категорически запрещено.
fort
С нетерпением жду новых фотографий.....
Но сразу скажу что кое что есть в книге Коровиной выложеной на www.uktus.org
Скачайте. Там и 3д реконструкции молотов и фотографии их из музеев немецких.

Только скажу что наши делали водяные колёса не совсем так как немцы.Изучил это по чертежам, кстати делаю 3д-реконструкцию пушечноо сверлильной фабрики (на водяных колесах).

Подобные чертежи есть в книге Монжа,,Искусство лить пушки,, ,но только у нас в НижнеИсетске
это было по другому и получше.
murzik14
fort
Спасибо за очень хороший сайт www.uktus.org. Порадовал "обработанный" Геннин с нормальными иллюстрациями, а то у меня только плохой скан из интернета. Другие книги и материалы тоже весьма любопытны, только вот всё просмотреть за вечер невозможно.
Интересны были бы любые материалы о железоделательной промышленности в России допетровских времён.
Нет ли скана Монжа (русского или французского издания) в хорошем качестве? Тот, что гуляет в интернете (33,0 Мб) - просто убог.
======================================================================

Сделал несколько фото из шикарного альбома:
"Горный музей. The Mining Museum. / Санкт-Петербургский гос. горный ин-т (технический ун-т) ; - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. горный ин-т, - 33 см.
кн. 2: Горная техника. Художественное литье. Mining and metallurgical equipment. Ornamental casting / [Литвиненко В. С. и др.].- 2008. - 191 с."
Эта уникальная, единственная в своём роде книга на русском, в свободную продажу не поступала - только подносные, подарочные экземпляры с золтым обрезом. В интернете нередко продают этот подарок.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Спасибо!
Очень люблю картинки на данную тему. Как я понял это все макеты из Горного Музея.
Я самолично тоже макет кричного молота сделал( фото на форуме есть или в моей подписи) , но потом решил что в 3д красивше.
Кричный молот мне как то уже неинтересен, поэтому делаю нечто более оригинальное -пушечно сверлильную фабрику.
Кстати есть книга Рябова, где собраны чертежи старинных агрегатов, говорят 3000 руб стоит.Мне её предлагали почитать, но не могу _ занят сейчас своим проектом, не хочу распыляться.
Также у Корепанова старинные чертежи монетного оборудованнек в его книге есть , по моему "В раннем Екатеринбурге",
или на его сайте, но не очень подробные, оригиналы надо у него самого спрашивать.

Мою пушечно-сверлильную фабрику Корепанова уже видел , очень ему понравилось , предложил посотрудничать на эту тему, но мне спонсоры запрещают. Впрочем я ему сделал встречное предложение - переиздать книгу " Нижне- Исетский завод" , дополнив её воспоминаниями старожилов и тогда я бы отдал бы ему несколько оригинальных картинок с 3д реконструкции.( Желание моих спонсоров _ все должно идти с лейблом "Нижне-Исетск").
Но тут уже Корепанов не согласился.
fort
Кое что покажу
murzik14
Красивая картинка. Похоже на процесс обточки цапф.
Если вдруг найду фотографии макетов изготовления пушек - выложу.
Что за книга Рябова с чертежами имеется ввиду? Современные уральские издания мне практически не известны.
fort
Да, это машина по обточке цапф пушек нижне-исетского новатора Подоксенова.Сделана по архивному чертежу.
Работает полностью в автоматическом режиме от водяного колёса. Человек нужен лишь для настройки оборудования, 1812 год.В моём видеоролике это будет подробно показано.

Кстати у Монжа , 1804 год, цапфы оборачиваются вручную на специальной при способе. Представьте человек целый день крутит штурвал при способы в одну сторону целый день! Вот почему у Монжа я почти ничего не взял.
Вообще у Монжа много там похожего есть , но как ни странно, в старинном Нижне-Исетске многое в обработке пушек было на голову выше чем у французов.

Книгу Рябова не знаю как называется, спрошу.
spv
Рябов Б.Г. Уникальные махины горнозаводского Урала и Сибири (18 – середина 19 в.) . – Екатеринбург: Демидовский институт, 2016. – 416 с.:ил.
murzik14
spv

Спасибо.

=====================================================================
fort

Конечно, всё течёт и изменяется, усовершенствуется.

RomaK
Нашел на ютюбе видео работы кузницы на водяной мельнице. Думаю примерно так и выглядела работа железоделательных заводов.

https://www.youtube.com/watch?v=OgHPNgN-B7s
murzik14
RomaK

Замечательная хроника, весьма редкая. Спасибо! Пытаюсь сейчас как-то этот ролик сохранить.
fort
Сохранить этот ролик проще простого
Зайди по ссылке https://www.ssyoutube.com/watch?v=OgHPNgN-B7s

Только браузер должен быть не ГуглХром ( возможно и др. браузеры эту фичу запрещают, и вообще прошу модератора извинить меня за эту информацию , но очень надо человеку)

RomaK! Огромное спасибо, все эти молоты остались единичные я его фото уже видел.Но вот работу его вижу в первый раз.
Это колотушечный хвостовой молот, с высокой скоростью работы.Такие применялись для выковки относительно мелких деталей, в частности узкие полосы железа и т.д. В частности на Нижне-Исетском заводе их было две штуки в 1820е

K
fort
Уф! Скачал этот ролик, так что ссылка выше моя работает.

Пошлю этот ролик Корепанову.Я сам недавно в 3д подобное делал с водяными колесами, только там они на другой механизм работали.Блин , не думал ,что они так быстро крутятся, у меня медленнее. Ещё там поворотный кран есть.В принципе чертежи его у меня есть , но как работает только сейчас увидел.

Надо мне тоже будет кое что из своих творений сюда выложить.
murzik14
fort

Спасибо за ссылку. Вчера закачал ролик каким-то кривым образом, сегодня попробую по данной ссылке.
fort
Надеюсь ты понял что вся фишка в буквах "ss" заключается .Можешь применять это к другим фильмам Ютуба.

Вот вид пушечно-сверлильной фабрики .У нас были две таких фабрики в Нижне-Исетске и Каменске.
Ну ещё пара видов.
3д модель кричного молота ( но не хвостового) с 3д_видеороликом у меня тоже есть , но это не моя работа.Тем кстати интереснее это все в реале увидеть.
Изображение
fort
Вот еще
Пушечно-сверлильный стан, машина Подоксенова
fort
Вау! Огромное спасибо.
Чертежи пушек есть у меня , но довольно схематичные,
а тут довольно подробненько.Думаю пригодится.

Тоже поздравляю всех форумчан с Новым Годом и желаю всем творческих успехов!
fort
Кстати в тему
На фото действующий макет. кричного молота и рядом макет машины Подоксенова.
Мои. Сейчас они немного разобраны - я решил что в 3д это будет лучше и красивше,чем в дереве
Falshivomonetchick
^^а это депутат Шарапов так неодобрительно щурится? smile.gif
fort
Удивительно, узнали!
Представляю всех слева направо - я, депутат Шарапов, директор Музея УралХиммашзавода Лазукова Наталья Борисовна,.
Это было три с половиной года назад, на фото я представляю макеты и на плакатах наложения старинных планов 19 века на современную карту Химмаша.
Шарапов к этому относился более чем одобрительно , у него своя задумка есть сделать НижнеИсетск - Южные ворота города, и мои материалы на этом фото как бы поддерживают его проект.. Но только все равно все движется со скрипом.
С тех пор макеты валяются у меня на стенке полуразобранные, планы и старинные карты тоже где то в пыли.
Как бы краеведение у нас не поддерживается.

Все как то заглохло. То есть было сделано всего на один показ.Видеоролик с 3д реконструкцией тоже наверно на один раз, но если на Химмаш е интереса к ему не проявят ,то позже выложу на Ютубе.

(((Собсно нечего жаловаться - ,у других еще хуже, в нашем скрытом кризисе все страдают все хорошие проекты глохнут.
Выше написал""" Лазукова - директор Музея.""", звучит громко , но на самом деле она одна во всем музее.И даже не одна - её скромную ставку ещё на половину сократили)
spv
ЗD-визуализация города-завода Екатеринбурга 1726 года позволяет погрузиться в реальность того времени, пусть и виртуальную, побродить по улочкам, увидеть детали архитектуры и быта. Это еще один компонент выставки, открывающий новые ракурсы прежней эпохи в современном ключе.

http://www.museumarch.com/single-post/2017...%BD%D0%B8%D0%BC
murzik14
fort

Симпатичные деревянные макеты получились. 3D такие модели всё равно не заменят.
Маленькая поправка. Водозахватывающие пластины в колёсах располагаются не по радиусу, а под достаточно большим углом (чтобы подольше воду удерживать).
fort
Увы!
Симпатичные они только издали и при правильном освещении , как на этой фотографии.
На самом деле стремноватые - просто у меня нет соотв. оборудования и терпения все сделать красиво. Ну и опыта наверно.
Приятнее уж за компом сидеть. В этом плане я уже определился.
По водяному колесу - правильно, но сделать такое колесо сложнее.Думается мне что первые водяные колёса у нас были с прямыми перегородками потом наверно уже стали делать с косыми. Просто мне чертежей не попадалось , где явно были показаны такие усложнённые перегородки
И у Германа ничего об этом не сказано.Но буду иметь в виду.

Spv , да наверно схожу туда , посмотрю что там. Лет десять девять назад одна фирма , Наутилус, делала центральную часть старинного Екатеринбурга в 3д. Неплохо у них получилось чисто в архитектурном плане.,
Помнится они ещё хотели Монетный двор со всем оборудованием сделать. Но слишком сложно это для них показалось, там ведь надо ещё понимать как работало оборудование, правильно анимацию сделать.Вобщем не смогли.
murzik14
Водяное колесо с "косыми" лопатками-ковшами на западно-европейской гравюре середины XVIII в. . Такой двигатель возможно применять только на достаточно небольшом расстоянии от плотины, т.е. при природном или искуственно созданном перепаде уровней проточной струи.
Применение колёс с лопатками "по радиусу" эффективно только при подаче проточной воды снизу, но тогда не требуются обода с боков колеса и должен быть достаточно большой диаметр для создания рычага. Такую конструкцию можно использовать на всём протяжении "неспешной" речки.
Вполне вероятно, что на уральских заводах использовались одновременно водяные колёса обеих конструкций.
Строительная и производственная техника с древних времён до XIX века практически не менялась. Усовершенствовались технологии.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Действующее верхненаливное колесо на гранильной фабрике в Германии. Фото моё, 2011 год.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Действующее нижнебойное водяное колесо с лопатками "по радиусу" на гранильной фабрике в Германии. Фото моё, 2007 год.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Нижнебойные водяные колёса с лопатками "по радиусу" на соляных копях в Германии. (Bad Munster am Stein = Бад Мюнстер ам Штайн) Фото моё, 2014 год.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Спасибо за фотографии. С большим удовольствием их посмотрел.

Насчёт косых перьев.Открыл книгу Коровиной с сайта www.uktus.org.
В ней есть как 3д модели водяных колёс , так и сами фотографии старинных водяных колёс.Так вот на фотографиях все таки перья с наклоном , только этот наклон в глаза не бросается. Поэтому наверно дизайнеры 3 д сделали перья на колёсах без наклона.в книге Коровиной. Ну , ладно это исправимо.

Те колёса , которые вы привели выше не такие , которые были на наших заводах.И фото тех колёс которые в книге Коровиной- они тоже немного не такие.Наши мастера стремились их сделать проще и быстрее.Как я предполагаю , за место вала колёса брали не железный вал, не сколоченный из досок, а брали ствол дерева и с помощью клиньев намертво его присобачивали к водяному колесу.Минимум железных деталей , все только из дерева.

Кстати думал как крепились попер ечины к водному колесу
robberto
Очень интересно Спасибо
А что потом случилось с садом на месте нынешнего РОВД?
fort
Сначала я думал что поперечины прибивались гвоздями, но ещё раз присмотрелся к фото в книге Коровиной - похоже нет, они крепились длинными пряжками(штырями) , на концах которых была резьба и гайки.Такая конструкция более надёжна, по мере износа деталей колёса , гайки подтягивались и колесо снова было в норме.
fort
Такой подробный экскурс в конструкцию колёса - просто есть подспудное желание сделать копию такого колёса в натуральный размер и поставить в одном из садов нашего города в уютном месте.

Про сад. Вообще-то соседняя тема и не Ровд там , а больница.Сад на своём месте , только превратился в пустырь с тополями. Я это место давно наблюдаю , и мне почему то казалось ,что на этом месте когда то был сад. Как видите я был прав.Кстати в одном из своих литературных романом историк города Корепанов описывает это место.Как в детстве он с друзьями там играл. Тони даже находили остатки прежней эпохи , вроде каменные ступеньки к реке.Только почему Корепанов сразу не написал, что там был Архиерейский сад? Или не знал , или секретил зачем то.
murzik14
fort

Совершенно верно насчёт деревянной оси (вала). Железная была бы в те далёкие времена слишком дорога, да и просто никчемной. Колёса на моих фото - конца XIX-XX вв. На всех старинных гравюрах изображены деревянные оси-брёвна. Вообще металлические детали в колёсах практически не использовались, т.к. быстро корродируют и приходят в негодность.

Подробный экскурс в конструкции заводской техники вполне оправдан. Иначе история производств просто канет в лету или будет неузнаваемо искажаться.

При всём уважении, у Коровиной Г.В. в 3D реконструкции верхненаливное колесо изображено неправильно. При такой конструкции оно может быть только нижнебойным, т.е. с существенно меньшим КПД.

По поводу крепления поперечин к валу-бревну. Возможно делать пазы в бревне и поперечинах, а образующиеся со временем зазоры для центровки подбивать клиньями. Вообще решений вопроса может быть множество. Со временем пороюсь в старинных гравюрах, может быть что-то интересное отыщется.

Попробую завтра поискать у себя фото действующей водяной мельницы в Пушгорах.
fort
Дак а зачем искать .
В книге Коровиной немало фото этих старинных колёс.Я по ним и ориентировался насчёт клиньев.
Только фото там не очень хорошего разрешения.Стяжки с шайками плохо различимы которые крепят поперечины к колесу.Стяжки там всякого железные были , потому что без них колесо бы развалилось со временем.

В чертеже машины Подоксенова есть колесо, но наверно упрощенно, потому что там не видно что перья(лопасти ) колёса косые


А вообще я на экскурсиях говорю что в глухих местах , типа Уктуса, колёса и все оборудование полностью делалось из дерева и только топором, без пильной работы
murzik14
Бугрово (Пушгоры) - замечательнейший историко-бытовой заповедник, созданный умом и руками энтузиастов. Люди там живут и работают.

На фотографиях - действующая водяная мельница со среднебойным водяным колесом, вращающим настоящие каменные жернова. У вас на глазах зерно колоритным мельником превращается в очень вкусную муку. Фото мои, 2008 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
murzik14
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Сегменты колеса изготавливались действительно топором, только не обычным плотницким, а в виде изогнутой тяпки.
fort
Спасибо за фото.Хорошо хоть где то у нас водяные колёса есть!
Не говорю "сохранились" - наверняка новодел.Да , типичное водяное колесо, которое применялось в металлургии.

Надо бы и нам в городе такое сделать. Я даже знаю где его поставить - в сквере под Химмашевской плотиной .
Это как раз то самое место где стояли такие колёса. И кроме металлургии там и мукомольная мельница была , и сильная мельница , и все от водяных колес работало.

Конечно , сейчас там все по другому и как раньше не сделать.Но есть идея сделать там Исторический сквер, посвященный НижнеИсетскому заводу. Вот обдумываю что там и где разместить
fort
Спасибо ещё раз за фотки. В НижнеИсетске под плотиной можно сделать также - восстановить старинный водяной ров( все равно это место не используется , потому что там болотина которая из за того что вода проникает через засыпанный старинный рабочий прорез плотины, а в результате восстановления рва мы получили бы осушенную от болота площадку.)
На этом рву поставить несколько вод. колёс для декорации.Можно кстати через плотину просверлить отверстие для трубы, тогда и колёса реально среднебойными станут. Камни там чтоб обложить колёса есть , причём старинные.

Короче проектов надо придумать.
murzik14
Колесо конечно новодел, но мельница на этом месте трудилась на протяжении веков и, разумеется, постоянно подновлялась. В исторической идентичности оборудования сомнений быть не может. Все шестерни и валы внутри мельницы деревянные, как и на вышеприведённой гравюре.

К сожалению, в крупных древних железоделательных центрах Северо-Запада России, таких как Псков, Изборск, Порхов, Петрозаводск практически ничего из промышленного оборудования не сохранилось. Хорошо ещё, что есть модели в Ленинградском Горном, но их категорически нельзя фотографировать.

Идея создания исторической промзоны в городе очень хорошая. Графическими и техническими материалами по-возможности всегда помогу.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.