1916 год. Т-во «Ф.Ш.Богатиев с сыновьями». Торгаши или коммерсанты?Трудно ли найти основание для недоверия? Судите сами.
В 1916 году Богатиевы имеют торговые филиалы в Екатеринбурге, Режевском заводе, на Ирбитской ярмарке, оптовый склад фруктов в Перми и конфетную фабрику под фирмой «Нур», имея счет в Волжско-Камском Коммерческом банке.
В 16-м году в Екатеринбурге возникают проблемы с сахаром. Насколько я понимаю, все запасы сахара ставятся под учет. 25 апреля Пермское губернское продовольственное совещание принимает решение... которые попытаются "обойти" Богатиевы, но удастся ли им это сделать, или на сахарном кризисе получится нажиться? Продолжение последует.
А сначала представлю вашему вниманию такой материал.
Богатиев представляет несколько иной род коммерческой деятельности, нежели бр.Агафуровы. Но и в данном случае, стараясь не навязывать своей точки зрения читателю, мы будем вести повествование по материалам Екатеринбургских газет, хотя все достаточно прозрачно. И тем не менее, мы просим не спешить с выводами. Это был большой род. Кто-то в принципе не принял позиции основателя фирмы и родоначальника, более того уйдет в революционную деятельность, будет отлучен от рода. Другой представитель рода станет достаточно заметной фигурой в общественной жизни города. К сожалению, что касается коммерческой деятельности, материал не богат и по большей части не привлекателен, и представлен нами вашему вниманию с целью поразмышлять над ним, ибо источником служили средства массовой информации. Но нет дыма без огня, хотя многие «перлы» воспринимаются просто как беззастенчивая клевета, а ведь, допустим, «Зауральский край» – газета конституционных демократов, издание в целом солидное. Но как угодно можно относиться к журналистам, они, тем не менее, очень существенно влияют на общественное мнение. Богатиевы в глазах общественности, конечно, не просто Богатиевы, но еще и татары (вы, конечно, обратите внимание на ироничное «россиян» некоего Иваныча, похоже, наслаждающегося своим «остроумием»), татары-торговцы, тогда редко употреблялось красивое слово «коммерсант».
«Много лет, по настоянию хозяев, служащие («Т-ва Ф.Ш.Богатиев с С-ми» - прим.наше) должны были приходить на занятия в магазин и в праздничные и в воскресные дни. (Вопрос о торговле Т-вом в праздничные дни подымается приказчиками и в 1911 году.[1] – прим.Р.Б.)
Служащих в магазине, считая с мальчиками, 12, да в оптовом отделении и конторе 13 человек – в том числе мусульман 7 человек.
Наконец они решили сравняться с товарищами служащими у других хозяев и не выходить более в эти дни на занятия.
Хозяева понятно были против, но принуждены были пойти на компромисс; служащие не занимаются в праздники, - но накануне работают лишних 2 часа (вместо 7 до 9 часов вечера), не получая за них дополнительного вознаграждения.
Совершенно неожиданно для служащих, 24 марта накануне праздника Благовещения, старший приказчик розничного магазина г.Искаков заявил одному из служащих, но так, что было слышно всем, что завтра, т.е. 25 марта нужно приходить на работу в магазин. Служащий возразил, что он не выйдет. На вопрос «старшего» – за себя или за всех говорит, - он ответил, что только за себя, но думает, что и другие не выйдут.
Со словами «посмотрим, как вы не выйдите завтра», «старший» удалился в кабинет хозяина. Через несколько минут выходит распорядитель – хозяйский сын - и заявляет, «завтра нужно выйти поработать», т.к. наступают праздники и нужно сделать заготовку товаров.
Один из служащих ответил, что в таком случае они могли бы остаться после 7 часов вечера накануне праздника, но не работать в такой большой праздник. «Хозяин», настаивая на своем, указывал, что на железной дороге, телеграфе, почте, наконец у бр.Агафуровых и Топорищева и во многих других фирмах тоже будут работать.
В заключение хозяин-сын заявил, «что заставить насильно он не может», но смотрите, чтобы не было хуже для вас впоследствии», - с чем и ушел.
По уходе хозяина – старший приказчик сказал служащим, что, «кто хочет, может оставаться работать и сегодня, но завтра все равно должен будет явиться».
25 числа в оптовое отделение явились двое, помимо заведующего, а в розничное, помимо «старшего», который усиленно занимался, еще один служащий, «для отметки», что был.
Служащий, пришедший «для отметки» заявил хозяину, что «он работать не будет, т.к. 20 человек гуляют».
От всей этой истории у служащих осталось впечатление, что всю кашу заварил старший приказчик, усиленно настаивающий перед хозяином на праздничной работе, видимо, из желания выслужиться перед хозяевами.
Нельзя не отметить некоторых особенностей службы приказчиков у Богатиевых.
Например, поломоек заменяют сами служащие, начиная со «старшего», представьте себе картину. Вечер, магазин закрыт. Нужно уходить домой, но нельзя; «старший», искусно владеющий шваброй, показывая пример, начинает мытье пола. Пройдя одну половицу, передает «орудие» мойки одному из служащих – тот следующему и так всем поочередно.
Обеденного двухчасового перерыва не существует, а на обед и чай тут же в магазине дается по полчаса, да и то не всегда полных, обращает на себя внимание столовая при магазине своей грязнотой и темнотой (тут же и раздевальная). Уволенным служащим или добровольно ушедшим не выдается 2-х-недельного заработка.
Не легко живется и мальчикам, получающим по 5-10 руб. в месяц. Не легче положение и конторщиков».[2]
Очень скоро местный рифмоплет не поленится сочинить целую поэму на эту злобу того дня. Ради интереса знакомлю с этим шедевром провинциального поэта, подписавшегося Мистер Бумс, под пасквилями подписываться – дело неблагодарное.
Богатиев с сыновьями
Богатеем хочет стать
И над низкими слоями,
Пребывающими в яме,
Гневной молнией блистать…
Но, увы, купцам унылым
В наше время тяжело:
Надо с рвением и пылом
Торговать казанским мылом,
чтоб без краха дело шло!..
Видя выкладки конторы, -
Огорчаются купцы:
Не дают для них опоры
Никакие помидоры,
Никакие огурцы.
Где доходишки не густы, -
Там трудненько торг вести…
Ох, беда!.. Карманы пусты…
От одной цветной капусты
Невозможно расцвести!...
Злая мысль, подобно клею,
Мозг связала у купца:
«Продавая бакалею, -
неужели поколею
хуже всякого глупца?!
Нет! Лишь временно за тучей
Солнце спрятало свой взгляд…
У меня на всякий случай,
Заведен рычаг могучий:
Батраков своих отряд!..
Я рычаг тот поверну-ка…
Что тут долго толковать?..
Эй, приказчик!.. А ну-ка!
Будем в праздник торговать!!!»
Разговор пошел семейный -
Не криклив и не сердит:
Пусть «малец» благоговейный
За торговлей бакалейной
В Благовещенье следит!..
Попривыкнет так он скоро
К богатиевским сластям
Восхваляя без зазора
Вкус и краски помидора
Покупателям - гостям!
«Вот вам «старший» наш – Исхаков:
он милее нам родни!
Смысл хозяйских наших знаков
Для него слышь одинаков
Даже в праздничные дни!
Оттого он нам дороже
Всех продажных огурцов…
Вам бы следовало тоже
Находиться в толстой коже
Столь прекрасных образцов!..
Как хотите, между прочим…
Мы не станем принуждать!..
Об одном пока хлопочем, -
Чтоб впоследствии рабочим
Не пришлось без мест блуждать…
Вот такие-то напасти
Ждут рабочих у купца…
Но, пожалуйста, не «сглазьте»
И не так умеют здесь:
Слишком служащие храбры, -
Так нельзя ль посредством швабры
Сбить приказчичью их спесь?..
В поздний час… устав за стойкой,
Не уйдешь от кабалы:
Стань на время поломойкой –
И отважно, с миной бойкой,
Вытри начисто полы!..
Ну а днем, по всем законам, -
С полчаса передохни:
В раздевальной с темным фоном,
Ешь обед, пей чай «с лимоном»…
И опять – назад гони!
Так-то, действуя умело,
Богатиевы растут…
Для коммерческого дела
Нет преград и нет предела:
Много фруктов зреет тут!..[3]
Это уже, пожалуй, слишком – и служащие делают попытку написать опровержение:
«М.Г. г.Редактор. Мы, нижеподписавшиеся, служащие Т-ва «Ф.Ш.Богатиев с С-ми» просим Вас не отказать напечатать для восстановления истины настоящее письмо.
В №75 газеты «Уральская жизнь» от 3–го с/м напечатана статья г-на Н.Никурова «Из быта торговых служащих Т-ва Ф.Ш.Богатиев с С-ми», где автор рисует наше положение на службе у Т-ва совершенно не соответствующим действительности.
Напрасно г.Никуров старается быть нашим защитником, ибо мы совершенно не нуждаемся в посторонней защите.
Если бы нарушались наши интересы, то и тогда мы считаем себя вполне достаточно способными защищаться самим без посторонней помощи.
Мы полагаем, что сведения, добытые г.Никуровым о нашей служебной жизни у названного Т-ва, переделаны на свой лад – сгущены краски для яркости статьи.
Мы, нижеподписавшиеся, служащие протестуем против такой несправедливой защиты нашего служебного положения.
Мы недоумеваем, что заставило г.Никурова выступить нашим защитником с такой статьей.
Нам думается, что г.Никуров вероятно имеет какие-либо личные счеты с кем-либо среди наших служащих и этим хочет отомстить, восстановив своей статьей хозяев против нас служащих, но г.Никуров, Вы ошиблись; мы на эту удочку не пойдем, ибо мы против хозяев ничего не имеем, кроме хорошего, так как наши хозяева фактически равные сотрудники дела – труженики, любят дело и работают одинаково с нами, только для пользы дела и благосостояния служащих и мы считаем своим нравственным долгом всегда стоять на страже интересов дела и этим мы можем гордиться, так как благодаря нашей солидарной с хозяевами добросовестной работе, дело стоит на должной высоте.
Г.Никуров пишет: «По настоянию хозяев служащие работали много лет и в праздники и в воскресные дни и наконец они решили в праздничные дни не выходить; но в компенсацию праздничной работы работают накануне 2 часа лишние, не получая за них вознаграждения», а в действительности немножко иначе:
Работаем мы не по настоянию хозяев, а лично по своему желанию с согласия хозяев в виду необходимости для пользы дела, но не безвозмездно, так как фирма ежегодно вносит довольно крупную сумму- наградные в существующую кассу взаимопомощи служащих Т-ва.
Что касается случая разговора 24 марта, то одним из товарищей служащих мусульманином, не знающим, насколько считается большим праздником Благовещение, был поднят вопрос в виду приближавшейся перед праздничной пасхальной торговли подготовить некоторые товары в неторговый день, как это практикуется в это время во всех торговых фирмах, то ему сказали на это, что для православных Благовещение очень большой праздник – работать нельзя и тут же проходивший в это время мимо распорядитель хозяин-сын, заинтересовавшись этим разговором, на слова одного из служащих, что в этот день «птица гнезда не вьет» шуткой сказал: «А люди работают как-то: на железной дороге и телеграфе», и тут же было постановлено: завтра Благовещение – на занятия не выходить, и никто не вышел.
Далее пишет, что не существует для служащих 2-х часового обеденного перерыва. Да верно: для нежелавших пользоваться этим перерывом не существует по нашей же просьбе.
Хозяева компенсируют это время служащего хозяйским обедом.
Каждому служащему дается на принятие пищи при магазине ½ часа. Через некоторое время после обеда дается еще ½ часа на чаепитие; пьют же при магазине.
Таким образом, мы, служащие, пользующиеся хозяйским обедом и чаем, работаем лишний час против других, желающих пользоваться 2-х часовым перерывом, но за это имеем готовый обед, что мы и находим для себя выгоднее.
Желающему пользоваться 2-х часовым обеденным перерывом нет никакого препятствия со стороны хозяев, чем некоторые из нас нежелающие обедать в магазине и пользуются.
Также пишет: что уволенным или добровольно ушедшим служащим не выдается 2-х недельного жалования; вероятно г.Никуров мало в курсе правил найма служащих, ибо добровольно по своему желанию уходящий не только должен получать 2х недельное жалование, а наоборот перед уходом обязан предупредить хозяина за 2 недели о своем уходе; уволенные же служащие без причины из наших товарищей всегда получали беспрекословно 2х недельный оклад жалованье вперед, хотя и увольнение без компрометирующих причин служащих у наших хозяев бывает очень редко.
Мы не распространяясь дальше, во избежание занять много места в Вашей газете, ограничиваемся общими опровержениями всей статьи г.Никурова, как несоответствующей действительности.
Примите и пр. Служащие Т-ва «Ф.Ш.Богатиев с С-ми». Следуют подписи.[4]
Через некоторое время находится еще один повод поиронизировать над методами работы Товарищества.
Исключительные события нашего времени на все налагают отпечаток. Даже в области оценки труда чувствуется властное влияние «необычайности». Некоторые предприниматели, сами, по своей инициативе, принялись за улучшение быта своих служащих, учитывая дороговизну жизни и т.п. Но кому до чего. На ярком фоне попыток хоть «мало-мальски» переустроить, улучшить «житье-бытье», чтобы легче пережить тяжелое время общественной невзгоды, выплывают факты нашей действительности, подтверждающие, что некоторых «россиян» и гул военной грозы не в силах разбудить от «сладкого» сна, «примирившего» их в обывательском болоте, пропитанном смрадными испарениями шкурных вожделений.
Передо мной сейчас лежит бумажка густо исписанная, со множеством §§ «правил», вводимых фирмой Богатиевых для своих труженников-приказчиков.
«Правила» Богатиевых «просты и ясны»…
Здесь предусмотрено все, чтобы не пропала даром минута у «молодцов»-работников.
Говорится о приходе и уходе со службы и даже указывается: «в случае болезни служащий представляет докторское свидетельство, в противном случае – служащий будет считаться самовольно отлучившимся от исполнения обязанностей». §4.
Этот параграф, как дважды два – четыре, доказывает: отлучаться от работы только можно – «когда протянешь ноги».
Говорится много в «правилах» и о том, что «отпуск товаров из магазинов, в счет служащим на запись, а также выдача вперед денег не производится». §5.Этим фирма показывает свое доверие к служащим, из которых некоторые «тянут» у нее «лямку» не один год. Но все это, так сказать, по-части «шкурного воздействия.
Фирма проявила большую озабоченность и о «поведении» своих служак. В ряде правил об экономических порядках втиснуты параграфы, от которых отказывает Разуваевским лозунгом – «каждый сверчок – знай свой шесток»… «Все служащие контор, магазинов, отделений и складов обязаны соблюдать порядок, со старшими быть почтительным, между собой громко не разговаривать, не собираться во время торговли группами» и т.д. §7.
Этим не кончается попытка гг.Богатиевых «выдрессировать» работников. «После закрытия магазинов и складов, при уходе, все служащие, кроме заведующих обязаны собраться в указанном месте. Пока не проститься кто-нибудь из хозяев, или лиц, замещающих хозяина, не уходить». §3.
Таковы правила г.г.Богатиевых.
Иваныч.[5]
1915 год. Осенью город постигает сахарный голод. Понятно, что газеты не могут обойти вниманием это событие, и Богатиевым вновь достается.
«В последние дни сахарный песок продается, кажется, в единственном магазине т-ва Богатиева, при чем песок отпускается каждому покупателю не более одного фунта при условии – уплачивать за него в кассу магазина обязательно разменною мелкою монетою или марками. Предъявляя последнее требование и ставя таким образом покупателя весьма часто в неловкое положение, т-во объясняет его лишь отсутствием разменной монеты, чему верится с трудом».[6]
Сахар также продавался еще в магазине Агафуровых, но здесь не оказалось никаких оснований хоть как-то поддеть хозяев.
1916 год.
"Купеческий сын Садритдин Фахрутдинович Богатиев, за отданное им приказание приказчикам магазина не отпускать покупателям дрожжи без покупки другого товара подвергнут денежному взысканию в размере 100 руб. или аресту на один месяц". 1 июля в газете появляется сообщение, что всё же - арест. ("Зауральский край". - 25 июня, 1 июля, 1916) Странно, не правда ли. Кому война, а кому мать родна...
1917 год.
Тяжелый 1917 год. В газетах вновь появляется фамилия Богатиевых (но кого из этой семьи, ибо кто-то пользуется уважением, кто-то игнорирует это уважение?). Комиссия местного обывательского комитета рассматривает дело Богатиева в связи с взвинчиванием цен на конфеты. ("Отмена заседания". - "Уральская жизнь", 1917, 25 января)
Еще одно замечание. Существует, особенно (или именно) среди татар, что татары или мусульмане – народ весьма чистоплотный. Для восстановления некоторой справедливости несколько заметок из городской газеты.
Начальник губернии В.А.Лопухин, в бытность свою в Екатеринбурге, отдал приказ городской полиции немедленно приступить к санитарному осмотру городской торговли и домовладельческих дворов. Осмотры были начаты, в первый же рейд 9 и 10 августа 1910 года составлено 50 протоколов. Многие торговцы замечены в грязном и неопрятном содержании торговых помещений, у некоторых найдено тухлое мясо, испортившиеся продукты, фрукты и пр. Домовладельцы привлекаются за неочистку дворов, помойных ям, за грязное содержание квартир и т.п. Среди запротоколированных фамилии Садыковой (штраф 15 руб.), Шамсутдинова, Шафиуллина, Рахматуллиных (штраф 5 руб.), Мурзаева (3 руб.), Шамсутдинова (за торговлю испортившимися фруктами подвергнут двухнедельному аресту), Аубакирова, Тухватуллина, Габитова, Богатиева. В следующий рейд будут оштрафованы Ахмет Галеев и Закир Губайдуллин по 15 руб. за торговлю гнилыми фруктами.[7]
[1] В профессиональном обществе приказчиков. – Уральская жизнь, 12 января, 1911.
[2] Никуров Н. «Из жизни торговых служащих» – Уральская жизнь, 3 апреля, 1914.
[3] Мистер Бумс «Богатиев с С-ми» – Уральская жизнь, 12 апреля, 1914.
[4] Письма в редакцию. – Уральская жизнь, 17 апреля, 1914.
[5] Иваныч «Правила». – «Зауральский край», 21 июня, 1915.
[6] К продаже сахарного песка. – «Зауральский край», 13 ноября, 1915.
[7] «Уральская жизнь» - 11,15,17,28 августа и 5 сентября, 1910.
...
Персоналии.Богатиев Гайнитдин Фахрутдинович - с 1914 году председатель правления Екатеринбургского мусульманского благотворительно общества, в 1915 году принимает участие в работе уездной комиссии по заведованию выдачи благотворительных пособий при попечительском комитете, избирается председателем Екатеринбургского комитета-отдела петроградского «Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам», также представляет общество в комитете Союза городов. Делегат Всероссийского мусульманского съезда 1917 г. В июне 1918 года арестован большевиками как заложник, но вскоре отпущен. Дальнейшая судьба неизвестна.
Источники:
- Отчет Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества за 1915 год. Екб., 1916.Богатиев Насретдин - кандидат Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества в 1914 году, в 1915 году выбывает из кандидатов в связи с отъездом из Екатеринбурга.
Источники:
- Отчет Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества за 1915 год. Екб., 1916.Богатиев Садритдин Фахрутдинович (1882-….) - коммерсант, начинал в фирме отца «Товарищество Ф.Ш.Богатиев с Сыновьями», один из видных общественных деятелей г.Екатеринбурга, член правления ЕМБО, в 1914 г. принимал участие в работе Центрального Комитета (?) от Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, по его инициативе в Екатеринбурге открыта мусульмано-русская бесплатная библиотека-читальня в 1915 году, В 1915 г. выбирается членом Екатеринбургского комитета-отдела петроградского «Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам». В 1916 г. выбран в Уральский областной военно-промышленный комитет членом контрольной комиссии, в июле 1919 года выдвигается кандидатом в гласные в Екатеринбургскую Городскую Управу.
Источники:
- Отчет Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества за 1915 год. Екб., 1916.Богатиев Фахрутдин Шаффигуллович - пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, в 1907 году за особенно полезную противопожарную деятельность награжден серебряным жетоном по Екатеринбургскому уезду как участковый пожарный попечитель Булзинской волости ("Урал", 1907, 14 января, но в статье инициалы - Ф.В.Богатиев), 20 октября 1918 года избран членом Екатеринбургского Мусульманского национального Управления «Махаллий Милли Идар».
Богатиева Г.С. - в 1915 году от мусульманского благотворительного общества избрана в комиссию военно-промышленного комитета по изготовлению плащей для армии.
Ещё одна справка:ГАСО. Ф.62, оп.1, д.828. л.59 (Материалы о снабжении населения Екатеринбурга сахаром по карточной системе, 12.02-31.12.1916 год)
Т-во «Ф.Ш.Богатиев с С-ми». Главн.контора в Еактеринбурге. Отделения: Екатеринбург, Режевской завод, Ирбитская ярмарка. Оптовый склад фруктов в Перми. Конфетная фабрика под фирмой «НУРъ». Счет в Волжско-Камском Коммерческом банке № 1328…
В заявлении от 30 июня просят отпустить сахар, имеющийся у них же на складе для своей кондитерской фабрики, на которой работает 50 человек.
Ещё информация:А.Старостин.
Старинная мечеть в Екатеринбурге находится под угрозой сноса. ISLAMRF.RU 10.06.2009 13:20 (Об усадьбе Жолобова, купленной Богатиевыми, в одном из помещений располагалась мусульманская молельня. Здесь есть разночтения, насколько это можно называть мечетью)