ЭЛИТНЫЙ НЕКРОПОЛЬ НОВО-ТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ СТАРЫХ ПОГОСТОВ ЕКАТЕРИНБУРГАСергей Погореловзам. начальника Отдела археологических исследований ОГУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории
и культуры Свердловской области».В 1998 г. в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области было сформировано второе подразделение Отдела археологических исследований. В его функции входило обследование 15 городов Свердловской области, имеющих статус исторических: Верхотурье, Туринск, Ирбит, Камышлов, Невьянск, Каменск-Уральский, Алапаевск, Екатеринбург и др. Ряд законодательных актов об исторических городах, и в частности Постановление «О новом списке исторических населённых мест РСФСР», на уровне Коллегии Министерства культуры и Госстроя России, ЦС ВООПИиК и других государственных органов, были приняты уже к 1990 г. Последнее уточняло требования Федерального закона «Об охране памятников истории и культуры» (1978 г., ред. 1985 г.) в сфере регулирования отношений в части охраны памятников в исторических поселениях. Любые природопреобразующие работы (земляные, строительные, мелиоративные и прочие) должны предваряться обязательными археологическими исследованиями и, соответственно, согласовываться с госорганом охраны памятников. НПЦ в те годы являлся официальным органом охраны памятников, что позволило энтузиазм сотрудников поддержать законодательными правами. К сожалению, в последние годы ситуация в корне изменилась к худшему.
Особой, если не сказать специфической, категорией памятников являются места человеческих погребений. Любое живое историческое поселение имело своё потустороннее продолжение – «город мёртвых», некрополь. Пока не менялось население, сохранялась культура, такие объекты считались святыми, духовными. Могилы родственников, предков, единоверцев определяли понятия отеческой земли, народного духа, вековой преемственности. Исторический эксперимент по смене формации, идеологии и прочего, охвативший Россию с октября 1917 года, привёл к последствиям, равным понятию внутреннего завоевания. Те же народы, на той же земле стали уничтожать всё почти «до основания, а затем» строить «новую» жизнь. Досталось и некрополям. Как иноземные агрессоры, народ осквернял, грабил, уничтожал могилы предков, использовал на стройматериалы надгробные и именные памятники. Новые законы позволяли сносить даже современные кладбища фактически сразу после их закрытия. «Любовь к отеческим гробам» сменилась ненавистью, забвением своего, в том числе и заслуженного, героического, прошлого. Развитой социализм, возрождающиеся культура и наука всё же позволили новому интернациональному государству сохранить местами то, что не уничтожили в первые десятилетия становления.
К началу 1990-х годов мы даже успели признать международные Конвенции об охране архитектурного и археологического наследия. Но затем произошёл обвал, и, вместо сохранения истории и развития культуры, пришло время преступного мутационного извращённого капитализма. За последние 20 лет мы уничтожили почти половину всех исторических, архитектурных и, немалую часть, археологических памятников (о природных и прочем – другая история). Но беспредельный демократизм 1990-х и начала нулевых годов всё же позволили провести ряд охранно-спасательных научных исследований, привлечь внимание граждан, ещё не потерявших окончательно веру хоть в какую-то духовность, культуру, нравственность и… интереса к судьбе некрополей. Вероятно, определённую роль в формировании этого отношения играет и подсознательное влияние вида самих могил и скелетированных останков на психику любого человека – ведь это будущее всех живущих, и тех, кому на горизонте виднелось светлое будущее, и тех, кто в нём, золочёном, уже живёт. Немало сил к одухотворению «темы» приложила возрождающаяся Русская Православная Церковь (РПЦ). Фактически «огосударственная» религия ещё не возвратила свой контроль за погребальным делом окончательно, но свою нишу «потустороннего» бизнеса уже заняла. Поиск и восстановление могил священнослужителей, и, в первую очередь, канонизированных, приобрели всероссийский масштаб. Священные службы отпеваний в храмах сменяют сухое безразличие бюрократического прощания спецкомбинатов и крематориев.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаМонастырское кладбище