Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Старая Казанская дорога
Форум Екатеринбург+Свердловск > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны.
Frol
Не знал, куда прилепить эту тему. Поскольку относится к периоду возникновения Екатеринбурга, решил создать её здесь.

У кого есть информация, где проходила старая казанская дорога в наших краях? Ею пользовались для прохода из Московии в Сибирь до прокладки Бабиновской дороги и неофициально проникали тем же путём уже после возникновения Бабиновского пути. По Бажову она проходила в обозримых окрестностях от Уфы в верховья Нязи с пересечением Уральского хребта у Азов-горы, далее через район Курганово в Арамильскую слободу. Слышал ещё один вариант, что когда Татищев искал более прямой путь соединения западной части России со вновь выстроенным Екатеринбургом в обход Верхотурья, то крестьяне деревни Подволошной указали ему часть "старой казанской тропы". От Подволошной шла на Талицу, поворачивала на юг вдоль Чусовой. Далее тоже не совсем ясно - то она пересекала Чусовую в районе Половинного Истока, потом шла ещё выше по Чусовой по правому берегу до примерно района В. Макаровой и поворачивала в сторону деревни Верхний Уктус (на месте которой впоследствии возник Горный Щит), после шла на Уктусский завод и далее на Арамильскую слободу. То пролегала до переправы через Чусовую в районе Курганово, далее также шла через Верхний Уктус и Уктусский завод. Есть еще якобы вариант прохождения Казанской дороги - по Южному Уралу в районе оз. Зюраткуль.
fort
Хм, мне тоже интересно
Anuta-sun
Старая Казанская дорога
путь от р.Тобол до г.Казани. Проходила по басс. рр. Исети и Миасса. В месте сближения рр.Сылвы и Уфы раздваивалась по направлению течения этих рек. На сев. участке шла через Кунгур, на юж. - через Уфу. Вновь соединялась при слиянии рр.Белой и Камы и далее по р.Каме доходила до Казани. В древности это был караванный путь из Бухары в Волжскую Булгарию. Позднее С.К.Д. связывала Казанское ханство с сибирскими и среднеазиатскими ц. С конца XVI в. иногда использовалась в военных целях. С сер. XVII в., когда началось активное заселение Юж. У. и Зауралья, способствовала оживлению торг. деятельности и развитию нас. пунктов. Ею пользовались несмотря на запрещение пр-ва в обход Верхотурской таможни.
Лит.: Иофа Л.Е. Города Урала. М., 1951.


Взято тут http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-17-634.html

Anuta-sun
Вот тут еще почитать можно информацию

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Frol
Цитата(Anuta-sun @ 25.11.2009, 12:36) *

Вот тут еще почитать можно информацию

Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Спасибо, Anuta-sun, за ссылку! Очень интересно! Насколько я понял, таких "дорог" были не одна и не две.
Anuta-sun
Цитата(Frol @ 25.11.2009, 13:22) *

Спасибо, Anuta-sun, за ссылку! Очень интересно! Насколько я понял, таких "дорог" были не одна и не две.



Всегда пожалуйста. Кстати наткнулась еще на одну интересную ссылку, касающуюся данной тематики, там приведены даже фрагменты карт и фото.
Смотреть тут http://offtop.ru/speleo/v18_499350__.php
а вобще любопытно, как бы выглядела эта дорога сейчас, на современных картах?
Frol
Цитата(Anuta-sun @ 25.11.2009, 22:10) *

а вобще любопытно, как бы выглядела эта дорога сейчас, на современных картах?

В наших окрестностях?
Anuta-sun
Цитата(Frol @ 26.11.2009, 8:43) *

В наших окрестностях?


ага
Frol
Ну, во-первых, как выяснилось, "казанских дорог" было несколько. А поскольку все они шли от района Казани в Сибирь, то в той или иной местности Урала их и называли казанскими. По местоположению в наших окрестностях однозначно точно, думаю, можно утверждать, только участок между В. Уктусом (где сейчас Горный Щит) и Арамильской слободой с дальнейшим напрвлением в Катайский острог. А вот до этого участка.... Может та дорога от Чусовкой Слободы на Подволошную-Талицу, потом на юг вдоль Чусовой с переправой оной у Половинного Истока или Курганово. Хотя вроде эта дорога так и называлась - Чусовской. Вот, вычитал:
"Если же какие-нибудь высокопоставленные чиновники направлялись в Сибирь по неотло-
жным государственным делам, то им разрешалось иногда проехать другим путём. Так слу-
чилось, например, с русским посольством под начальством Избранта Идеса, направлявшимся в 1692 году по распоряжению Петра I в Китай.
Началась весенняя распутица, и, чтобы не задерживать посольство, соликамский воевода предложил изменив маршрут и ехать по Чусовой, Он выделил пять небольших судов
с пятью гребцами в каждом. Путники сплавились по Каме и поднялись по Чусовой до
Уткинской слободы (теперь село Слобода, в 3 км от железнодорожной станции Коуровка).
Это на 206 км выше устья Серебрянки, докуда дошел по Чусовой Ермак."

От Уткинской слободы путешественники проследовали просёлочной дорогой через невысокие среднеуральские горы и на их восточном склоне вышли к Аятской слободе.
Затем через Арамашевскую слободу достигли реки Нейвы и сплавились по ней, а также
по Нице, Туре и Тоболу до Тобольска. На восточном склоне Урала, как и на реке Чусовой, Идес не мог обойтись без помощи местного населения. Значит, русским этот путь через Средний Урал уже был хорошо известен. Но пользовались они им только для местных нужд."
Ссылка вот http://prvregion.narod.ru/data/hstpm/dr_d_ural.htm

Возможно ещё более древняя дорога упоминается Бажовым с проходом у Азов-горы.
beze
Подниму-ка тему.
Может кто знает. Деревни вдоль Исети соединены грунтовкой. Колюткино-Черноусово-Головырина-Камышево и так далее в сторону Каменска.
В общении велосипедистов я встретил упоминание, что это Старая Казанская дорога. Благодаря этой теме, я узнал, что таких дорог было много, но можно ли упомянутую мной отнести к казанским?
Frol
Предположительно можно. Если дорога шла от Арамильской слободы в Катайский острог, то наверное удобнее было ей пройти как раз по берегам Исети хотя бы даже с точки зрения удобства ориентирования.
fort
А вот эту карту смотрели http://www.uralweb.ru/albums/foto.php?f=e4...7638e556ee7aa#t (более крупный масштаб http://www.uralweb.ru/albums/foto.php?f=e4...7638e556ee7aa#t )

Может она какие нибудь наметки даст.
Frol
Это уже более "современная" карта по сравнению с Казанской тропой, на ней даже не указан её участок от дер. Макаровой до Горного Щита и от Щита до Арамили. В принципе, эту Казанскую дорогу мог бы указать на своём чертеже Ремезов, но я таковой у него не припоминаю. Да и дорога-то была неофициальная, пока Татищев на неё внимания не обратил.

PS. Fort, а есть приведённая карта в лучшем разрешении?
Makeev_DV
Цитата(Frol @ 28.6.2011, 9:21) *

Это уже более "современная" карта по сравнению с Казанской тропой, на ней даже не указан её участок от дер. Макаровой до Горного Щита и от Щита до Арамили. В принципе, эту Казанскую дорогу мог бы указать на своём чертеже Ремезов, но я таковой у него не припоминаю. Да и дорога-то была неофициальная, пока Татищев на неё внимания не обратил.

PS. Fort, а есть приведённая карта в лучшем разрешении?


Вот тут получше.
beze
Цитата
Makeev_DV

Спасибо за хорошую карту.
посмотрел её и захотелось задать вопросы (извините, что не по теме)
В правом нижнем углу Точильный остров. Почему Точильный остров и на современной карте это где? (Точно кто знает расположение, без теорий)
fort
Цитата
Вот тут получше.

Оттуда же
"По верховьям Исети и Чусовой проходит Казанская дорога в Сибирь"
Frol
Цитата(beze @ 29.6.2011, 20:24) *

Спасибо за хорошую карту.
посмотрел её и захотелось задать вопросы (извините, что не по теме)
В правом нижнем углу Точильный остров. Почему Точильный остров и на современной карте это где? (Точно кто знает расположение, без теорий)

Рассматривал карту 1934 года и на глаза попалась надпись, вроде похожая на "Точильный". С учётом того, что недалеко в болоте находятся "острова" Липовый и Долганов, очень похоже, что здесь и есть Точильный остров. И на старой карте он находится к северу от оз. Нижнее, из которого вытекает р. Каменка. К сожалению, это только предположение. Вообще, кто-то видит в этой надписи слово "Точильный"? biggrin.gif Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.