Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: В копилку краеведа
Форум Екатеринбург+Свердловск > Всё о городе. > Общие темы
Страницы: 1, 2, 3
vazonov11
А какие культурные места можно посетить с приезжими друзьями в городе?
VadimN
Я "понаехавших" первым делом веду в Музей изобразительных искуйств smile.gif
Тут вам и Плотинка, и валун Родонит, и Большая чугунная комната.
Адрес музея: ул. Воеводина дом 5.
Далее по интересам... Лично я в кабакrolleyes.gif Ну надо, после экскурсии, перекусить!
nbusin
Так можно вполне тут spravbiz.ru/ekaterinburg/kulturnyie-mesta подобрать культурную программу для гостей.
ArtOleg
Музей истории медицины г.Екатеринбург

28 (16) июля, 155 лет назад, в Екатеринбурге открыта больница для бедных «коммерции советницы» А. С. РЯЗАНОВОЙ.

Здание располагалось на окраине Екатеринбурге, рядом с Рязановским кладбищем. Надпись над входом гласила: „Больница камерціи совѣтницы А. С. Рязановой открыта съ 16 Іюля 1864 года“.

Один из путешественников, корреспондент «Екатеринбургской недели», через 20 лет после открытия лечебницы, в 1884 году, описывает заведение как ветхое внешне, но чистое и опрятное внутри, характеризуя его даже как «положительно безукоризненное».

Насколько велика была потребность горожан в бесплатной медицинской помощи свидетельствует тот факт, что только в 1883 году в больнице пролечилось более 100 человек. Основной контингент больных составляли люди «пришлые» («все единицы разобщенного целого, все заезжий, кочующий люд»).

Больница была «на хорошем счету» как у начальства (инспекторы Пермской врачебной управы), так вспоминалась добрым словом и в народной среде. При больнице имелся огород, где выращивались овощи для питания больных, для этой же цели содержалась корова.

Потомкам «коммерции советницы» благотворительное заведение обходилась недёшево 2 тыс. руб. ежегодно, не считая дополнительной оплаты белья, посуды и ремонта здания. Также 120 руб. в год жертвовала на содержание лечебницы некая г-жа БАЛАНДИНА.

Изображение

Источник
Игорь Б.
За что расстреляли в 1937 году первого секретаря Свердловского обкома партии Ивана Кабакова?

https://www.oblgazeta.ru/society/education/107166/
ArtOleg
Музей истории и археологии Урала

В 1918 году праздник Труда прошёл в Екатеринбурге с большим торжеством. Начался он митингом на Верх-Исетской площади и постепенно переместился по главному проспекту к Кафедральной площади, на которой были захоронены красноармейцы, погибшие в боях на Дутовском фронте. (да-да, это добрая советская традиция посещать захоронения на все возможные праздники, включая женские и детские). Торжественная часть праздника закончилась у могил бойцов речью товарищей Войкова и Чуцкаева. Статья о празднике из Уральского рабочего за 9 мая 1918 года:

"Яркие лучи весеннего солнышка встретили в этот день город уже празднично одетым. Все здания советских учреждений, социалистических партий, профессиональных союзов и других пролетарских организаций были украшены красными флагами, плакатами и гирляндами зелени.

В девять часов утра рабочие организации с своих сборных пунктов под красными знаменами с пением и музыкой стали стекаться на Верх-Исетскую площадь. Арка при входе на площадь декорирована зеленью и красными флагами; наверху её большой плакат с надписью: "Да здравствует третий интернационал".

<...>

В шести местах площади устраиваются митинги.
В 12 часов дня открывается шествие. Впереди с оркестром музыки идёт рос. коммунистическая партия (большевиков), пройдя арку, становится направо. За ней идёт партия лев. с.-р., которые останавливаются напротив. И затем в дальнейшем обе эти партии приветствуют все проходящие организации."

В 1919 году праздник 1 мая в городе широко не отмечался, зато в 1920 году празднование затмило год 1918. Знаменитый скульптор Эрьзя фактически становится главным оформителем основных городских площадей к первомайским торжествам. На Кафедральной площади Екатеринбурга между Богоявленским собором и зданием мужской гимназии был установлен памятник Освобожденному труду. На площади Труда - памятник, изображавший кузнеца, опирающегося на поставленный на наковальню молот ("Великий кузнец Мира"). Еще на двух площадях - Народной мести и Уральских коммунаров - бюст Карла Маркса и гипсовый памятник, олицетворявший Свободу. Последний представлял собой обнаженную женскую фигуру с развевающимся флагом в руке с постаментом в качестве огромного, склепанного из металлических конструкций и обшитый кровельным железом, шара, расписанного как глобус. К сожалению, ни одно из этих грандиозных произведений революционной эпохи не сохранилось, остались лишь фотографии и статьи в архивах.

Первомайские торжества на Верх-Исетской площади. 1920 г.
Изображение

Первомайские торжества на площади Труда. 1920 г.
Изображение

Первомайские торжества на площади Народной мести. 1920 г.
Изображение

Первомайские торжества на Верх-Исетской площади. 1920 г.
Изображение

Памятник, открытый на Площади Коммунаров. 1920 г.
Изображение

Памятник Освобождённому труду на Площади Пятого года. 1920 г.
Изображение
ArtOleg
Екатеринбург. Надгробная плита поручика А. Е. Зубова.

Год создания: 1744 год. Чугун, литьё. Размер 187х79х2,8 см.

Изображение
Надгробная плита поручика А. Е. Зубова

Чугунная плита с могилы поручика Алексея Зубова — сподвижника главного начальника уральских заводов Василия Татищева. Это единственное из сохранившихся на Урале надгробий офицера первой половины XVIII века. На плите выгравирована эпитафия, в которой кратко описан жизненный путь поручика.
Алексей Зубов родился в 1676 году в Твери. В 1700 году он поступил на службу солдатом в Вятский пехотный полк, а через 16 лет стал подпоручиком. Алексей Зубов служил под командованием графа Петра Шереметева и принимал участие во многих сражениях в войне со Швецией. В благодарность за службу государству он получил земельный участок в Угличском уезде (современная Ярославская область). В декабре 1729 года его назначили помощником Василия Татищева — историка, экономиста и государственного деятеля.

Осенью 1734 года Василий Татищев вместе с несколькими сподвижниками отправился на Урал. Поездку организовала императрица Анна Иоанновна для того, чтобы развивать в Сибири горнодобывающую промышленность — увеличить выплавку меди и добычу серебра.

Изображение
Личная печать А. Е. Зубова. (С. 56. Корепанов Н. С. За семью печатями. Екатеринбург, 1998)

В числе помощников начальника горных заводов был Алексей Зубов. Позднее он стал полицмейстером
Екатеринбурга и членом Канцелярии главного правления Сибирскими, Казанскими и Оренбургскими горными заводами. Алексея Зубова считают одним из строителей раннего Екатеринбурга. Под его руководством построили «Загородный командирской дом» Василия Татищева на Вознесенской горке. Дом снесли, и сейчас на этом месте — исторический центр Екатеринбурга. Алексей Зубов участвовал в развитии металлургической промышленности на Урале: в годы становления Полевского медеплавильного завода он был его управляющим.

Могильную плиту Алексея Зубова нашли в 1953 году на улице Антона Валека в Екатеринбурге. Её случайно обнаружили в земле во время строительных работ. Надгробие находилось на глубине десять сантиметров, а под ним проходила водопроводная канава. В 1955 году плиту передали в музей. Портрета Алексея Зубова не осталось, но в Москве, в Российском государственном архиве древних актов, сохранилась его офицерская сказка. Это документ, в котором изложен послужной список военнослужащего.

Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера

Источник
ArtOleg
Музей Истории Екатеринбург

Как уборщиц УПИ и бывших монахинь Ново-Тихвинского женского монастыря превратили в «классовых врагов» и отправили в ссылку в Казахстан: рассказ Музея истории Екатеринбурга и историка-архивиста Лены Шушариной специально для УрФУ.

18 августа 1930 года в одной из свердловских газет появилась статья: советская милиция раскрыла «крупную» спекулятивную сеть. Состояла эта сеть из пяти немолодых женщин, которых в газете клеймили «неунывающими паразитами», «классовыми врагами», «вредительницами» и обвиняли в подрыве едва ли не всего товарооборота Свердловска… Все пять женщин были бывшими монахинями Ново-Тихвинского женского монастыря. В 1920 году монастырь закрыли. Около двухсот насельниц остались в Свердловске, проживая группами по несколько человек: сообща было легче выжить. Так же сделали и пять женщин, сплотившиеся вокруг бывшей игуменьи монастыря, 80-летней Хионии Федоровны Беляевой. Они купили дом на 2-ой Загородной улице (современная улица Фрунзе) и стали жить вместе. «Церковный женский колхозик» и «божественная пятерка» — так называли их потом циничные газетчики.

Жизнь маленькой общины была подчинена строгому распорядку. Хиония Федоровна и Таисия Денисовна Данилова вели хозяйство, остальные работали. Их общий заработок составлял около ста рублей в месяц. Варвара Тимофеевна Ивонина и Елизавета Меркурьевна Волкова работали уборщицами в Уральском политехническом институте, а Ксения Яковлевна Харькова была чернорабочей в одной из производственных артелей города.

А вот как описали это в той газетной статье: «Этот “трудовой элемент” содержал на своем иждивении двух стариц: Хионию Беляеву, бывшую игуменью монастыря, женщину богатого купеческого помета, и Таисию Данилову — женщину княжеского помета».

На самом же деле все женщины были родом из крестьянских семей (о чем говорится в следственном деле). Однако газета безо всякого стеснения опубликовала заведомую ложь — для разжигания читательской ненависти к «классовым врагам». Досталось в статье и Уральскому политехническому институту, обвиненному в «потере бдительности»: «Группка паразитов и вредителей выловлена. Еще урок: в УПИ нечисто. Принять на работу монашек и не раскусить их в течение ряда лет, это немного слишком, тем более, что не раскусить монашек можно было лишь при особом на это желании. Странно! Подозрительно! Еще урок: выдать монашке Ивониной членский билет профсоюза работников просвещения и не отобрать его до сих пор, это не к чести союза, которому надлежит заботиться о том, чтобы в его ряды не проникал чуждый элемент. Наконец: как волка не корми, он в лес смотрит. Враг остается врагом».

В своем доме бывшие монахини устраивали молебны, на которые приглашали и горожан. Трое из них написали донос в ОГПУ. Однако причиной ареста и последующего наказания стали вовсе не религиозные обряды, а церковные ценности и предметы культа, которые женщины укрывали у себя десять лет. В описи вещей, обнаруженных при обыске в августе 1930 года, значатся, например: «Бронзовая медаль “Трехсотлетие дома Романовых”, крест нагрудный золоченый, образки желтого металла, кольца серебряные с религиозными надписями, четки черного дерева, яйцо пасхальное стеклянное». На допросе женщины не скрывали, что все эти вещи они забрали, когда уходили из монастыря. Скорее всего, они надеялись, что «новая власть пройдет», — и вещи вернутся в монастырь.

Судьба монастырских вещей, изъятых при обыске, решалась в Москве. В деле есть выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР от 23 октября 1930 года за подписью соратника Сталина — Авеля Енукидзе (который, кстати, в итоге тоже был расстрелян). В протоколе указано, что изъятые вещи следует реализовать через соответствующие госорганы, а вырученные деньги выслать в финотдел ОГПУ.

Хранение и несдача государству драгоценностей были только одним из обвинений. При обыске в доме обнаружили запасы муки и сахара, и тут же появилось второе обвинение — в том, что скупкой продуктов бывшие монахини якобы создавали товарный дефицит в городе. Женщины объясняли, что продукты закупали впрок, на черный день, видя очереди в магазины (тогда шел второй год коллективизации, крестьянские хозяйства уничтожались и жители сел и деревень массово уезжали в города). А серебряные и медные монеты женщины копили потому, что не доверяли бумажным деньгам, которые в случае кризиса могут обесцениться.

Однако их доводы и объяснения следствие не интересовали, и 8 сентября 1930 года пять бывших монахинь Ново-Тихвинского монастыря были обвинены в следующих «преступлениях»: «Под видом моления у себя в квартире, на протяжении нескольких лет занимались контрреволюционной деятельностью, проводя антисоветскую агитацию среди отсталого населения»; «занимались систематической скупкой и выкачиванием дефицитных товаров»; «занимались сбором и выкачиванием с рынка серебряной разменной монеты и не выпускали ее в обращение». Все пятеро были приговорены к трехлетней ссылке в Казахстан. Их дальнейшая судьба неизвестна. Известно только, что они были полностью реабилитированы в 1989 году.

Личность последней настоятельницы Ново-Тихвинского женского монастыря Хионии Федоровны Беляевой сегодня мало кому известна. Дело в том, что Хиония пробыла на этом посту всего год (с 1919 по 1920 годы), а ее судьба после 1930 года неизвестна. В книге «Жития святых Екатеринбургской епархии» Хионии Беляевой отведено всего несколько строчек, а ее предшественнице — Магдалине Досмановой — 50 страниц. Возможно, что опубликованная ниже групповая фотография членов женской монашеской общины — единственное, что осталось в память о них.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Фото 1: Екатеринбург. Старый Гостиный двор. Магазин А.С. Новикова по продаже надгробий. Начало XX в.
Фото 2: Вырезка из старой газеты. Мастерская памятников А. С. Новикова. Ул. Коковинская 44. Начало XX в.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Евгений Бурденков / facebook.com

Могила Якова Данненберга?
Еще одна историческая сенсация 1967 года, не получившая никакого развития. В этом году в газете "Вечерний Свердловск" была опубликована статья Эдуарда Якубовского "Земляк из XVIII века?" об одной любопытнейшей находке:
"Для этой встречи через века не надо было совершать дальних походов - достаточно спуститься с четвертого этажа Дома печати во двор. Именно там экскаваторщик, рывший котлован, заметили на трёхметровой глубине странное отверстие. Он спустился вниз и увидел выложенный кирпичом и тщательно выбеленный изнутри склеп. В длину он был более двух метров, шириною и высотою в 80 сантиметров.
Доски гроба, положенного в склеп, истлели, и вверх торчали лишь металлические ребра окантовки. Гроб был покрыт тканью двух сортов - на одной из них, плотной зеленой парче, великолепно сохранились узоры. Сверху гроб был перевязан двумя лентами из муара, еще одна такая лента лежала по-видимому, на груди покойного. На ней находился орден, точнее - не сам орден, а вытканная серебром точная его копия. Найдены также остатки парика, обуви и других вещей.
Находкой заинтересовались историки, склеп осмотрели краеведы В. Федоров, Л. Владимирский.
Кто же был похоронен здесь? Какому веку принадлежит эта могила?
- По характерным чертам склепа и форме кирпича можно примерно датировать эту находку, - сказал доцент Уральского государственного университета, кандидат исторических наук А. Козлов. - Это вторая половина восемнадцатого века. А если в годах, то 1770-1780е годы, конечно, ориентировочно. Учтите, однако, что в плане города, датированным 1809 годом, здесь никаких захоронений не показано.
Ну, а орден? Что расскажет он? Это "голшитнский орден святой Анны, учрежденный в 1735 году отцом великого князя Петра Федоровича в память Анны Петровны и в честь императрицы Анны Иоанновны", как гласят старые справочники. С 1743 года им стали награждать в России. Помните фильм "Анна на шее"? Награждение этим орденом давало два знака - крест, его носили на шее, и "Звезду ордена Святой Анны". Вот здесь такая звезда. Кстати, в то время награждение орденом давало право на почетное дворянство.
Может быть, историкам и краеведам удастся установить личность усопшего, события, связанные с его деятельностью на Урале. Как бы там ни было, а эта находка, одна из немногих за последние годы, приоткрыла нам неизвестную страницу прошлого".
ВС, 27.10.1967.
Какие тут могут быть выводы:
1. Совершенно очевидно, что в районе современного пересечения ул. Карла Либкнехта и пр. Ленина было когда-то кладбище, так ни разу не попавшее на все известные планы нашего города. Об этом свидетельствуют находки захоронений в районе Театра музыкальной комедии в 1920-х годах (видел заметки в Уральском рабочем, но нет сейчас под рукой), а также под дорожной частью улиц Карла Либкнехта (это раскопки начала 2000-х годов)
2. Кто-то об этом слышал? Есть какие-то публикации на эту тему?
3. На карте 1730-х годов осторожно отметил возможное место одного из первых кладбищ Екатеринбурга. Но все это очень спорно пока.
4. Просмотрел награжденных орденом св. Анны в XVIII веке. А не Яков это Иванович Данненберг? Организатор "экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней". Именно с этого времени (1765) камнерезное и гранильное дело Урала и Екатеринбурга было поставлено на другой уровень. Известно, что он умер на Урале. Некоторые пишут о том, что могила находилась в селе Мраморском, в чем я сильно сомневаюсь.
UPD. Написал Николаю Семёновичу Корепанову. Он высказался, что возможно это так. Здесь рядом было Немецкое кладбище.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Anuta-sun
"Печальна судьба кладбища первостроителей Екатеринбурга. Находилось оно за крепостной стеной города, захоронения здесь прекратились после 1780 года. Современный адрес — перекресток улиц Малышева и Карла Либкнехта. Частично могилы были перезахоронены на кладбище, где сейчас Зеленая Роща (но о нем речь дальше). Те, которым не повезло сразу, сравняли с землей в 19 веке. Человеческие останки продолжают находить здесь до сегодняшнего дня. Последний раз об этом кладбище вспомнили в 2002 году, когда делали ремонт дорожного полотна на улице Карла Либкнехта."

взято тут https://ura.news/articles/1036262735

"Самым первым кладбищем Екатеринбурга считается Заречное. Оно сформировалось в начале XVIII века, когда город только начинал строиться. Заречное находится почти в самом центре Екатеринбурга. Первые захоронения появились за восточными стенами города, которые располагались на современной улице Толмачева.

Впервые погост обнаружили в середине 1960-х, когда строители вели работы на улице Карла Либкнехта между Малышева и проспектом Ленина. Рабочие обнаружили могилу некоего офицера и вернули захоронение на прежнее место — под дорогу. Полвека спустя рядом с этим местом (напротив Уральского педагогического университета) обнаружили еще 18 захоронений.

Считается, что Заречное кладбище делилось на две половины — православную и лютеранско-католическую. Тот участок, на котором нашли захоронения, был православным, а второй располагался между нынешними проспектом Ленина и улицей Первомайской.

Кладбище просуществовало до конца XVIII века, после чего часть погребений была уничтожена постройками — кинотеатром «Колизей», корпусом УрГАХА и так далее. Однако часть захоронений все еще лежит почти в самом центре города."

Отсюда https://66.ru/news/society/183164/
Игорь Б.
Какой полвека назад была знаменитая гостиница «Свердловск»
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69822752.html
KKH
Цитата(Anuta-sun @ 17.1.2021, 19:37) *

Современный адрес — перекресток улиц Малышева и Карла Либкнехта.

Кладбище просуществовало до конца XVIII века. Однако часть захоронений все еще лежит почти в самом центре города.



В детстве до меня доходили слухи про это кладбище. И, не помню сейчас кто именно, объяснил мне, что многие из "пустых" мест в застройке центра - бывшие погосты.
Поэтому я был удивлён, когда разделительную полосу по Карла Либкнехта взялись реконструировать.
ArtOleg
Музей истории медицины г.Екатеринбург

В этом году исполняется 145 лет с начала работы Екатеринбургской городской больницы на ул. Северной (совр. Челюскинцев).
ArtOleg
Журнал «Товарищ Терентий» за 1923–1925 гг. появился в Электронной библиотеке Белинки: http://elib.uraic.ru/handle/123456789/53983
Александр
Друзья! С 2011 по 2014 гг. в журнале о недвижимости "Есть вариант" выходили краеведческие статьи о Екатеринбурге-Свердловске авторства сотрудника музея истории Екатеринбурга Евгения Бирюкова. Я собрал их все в одну папку, которую можно скачать с Яндекс.Диска. Статьи представлены в виде jpg-файлов. Все файлы подписаны, думаю, разобраться не составит труда. Скачивайте и читайте!

https://disk.yandex.ru/d/Dw2OX6jd35nC0A

P.S. Журнал "Есть вариант" закрылся в марте 2020 года из-за коронавирусного кризиса.
Samoletnaya
Цитата(Александр @ 6.9.2021, 17:14) *

Друзья! С 2011 по 2014 гг. в журнале о недвижимости "Есть вариант" выходили краеведческие статьи о Екатеринбурге-Свердловске авторства сотрудника музея истории Екатеринбурга Евгения Бирюкова. Я собрал их все в одну папку, которую можно скачать с Яндекс.Диска. Статьи представлены в виде jpg-файлов. Все файлы подписаны, думаю, разобраться не составит труда. Скачивайте и читайте!

https://disk.yandex.ru/d/Dw2OX6jd35nC0A

P.S. Журнал "Есть вариант" закрылся в марте 2020 года из-за коронавирусного кризиса.

Александр, спасибо за проделанную работу!
Александр
Цитата(Samoletnaya @ 6.9.2021, 19:26) *

Александр, спасибо за проделанную работу!

Благодарю Вас! Надеюсь, что эти статьи кому-то будут интересны.
ArtOleg
Александр, спасибо!
Александр
Цитата(ArtOleg @ 6.9.2021, 22:22) *

Александр, спасибо!

Не за что! smile.gif
KKH
Цитата(Александр @ 6.9.2021, 17:14) *

Друзья! С 2011 по 2014 гг. в журнале о недвижимости "Есть вариант" выходили краеведческие статьи о Екатеринбурге-Свердловске авторства сотрудника музея истории Екатеринбурга Евгения Бирюкова. Я собрал их все в одну папку, которую можно скачать с Яндекс.Диска.


Спасибо большое. Добавил возможность поиска по тексту.

ССЫЛКА

(ссылка работает до конца 2021 г.)
________________________________________________________________________

PS: In Memoriam

Как-то пропустил печальное известие об уходе из жизни Евгения Михайловича. Не простился...

Мы с ним познакомились в годы моей активной работы по обследованию исторических памятников. Он помогал нам в поиске фотографий их изначальной архитектуры. В те же поры я познакомился и с Василием Константиновичем Некрасовым.

Приглашал меня Евгений Михайлович на выставку Юрия Калмыкова "Вечерний звон", где среди экспонатов были предметы из семьи моего прапрадеда В.М.Онуфриева.

Посотрудничали мы с ним и по ряду его публикаций в еженедельнике "Моя квартира" в 2002 году, где он вёл историческую страничку.

Бывая в "Доме Метенкова", заходил к нему для недолгих, но содержательных бесед.

В последний раз встретил его в троллейбусе летом прошлого года. Специально проехал лишнюю остановку чтобы пообщаться подольше.

Очень интересный энергичный человек, многое сделавший для популяризации и сохранения истории города.
Игорь Б.
«Окраины утопали в грязи». Историк — о разбитых улицах дореволюционного Екатеринбурга.

https://www.e1.ru/text/gorod/2021/09/16/70139462/
ArtOleg
Могила Б.И. Котелянского на еврейском кладбище. 1892 г.
Фото: В. Метенков. Могила Котелянского укрыта венками. Рядом памятник на могиле отца Бориса Иосифовича, Иосифа Абрамовича Котелянского, на котором написано: «Потомственный Почетный Гражданин Иосиф Абрамович Котелянский».

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Котелянский Борис Иосифович (Осипович) (30.05.1860 – 20.04.1892) — родился в Каменец-Подольске. Образование получил в Петербурге в гимназии благотворительного Человеколюбивого общества. Учился в Киеве на врача, экзамены сдал в Казанском университете. Получив диплом, устроился работать по специальности в больницу для душевнобольных. С 1885 жил и работал в Екатеринбурге. Сначала вел частную практику, одновременно совершенствуя свои знания в области гинекологии и акушерства. С 1890 — помощник заведующего Екатеринбургского роддома, специалист в области родовспоможения. Являлся организатором “Самаритских курсов”, был библиотекарем Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), секретарем Уральского медицинского общества (УМО), трудился корреспондентом газеты «Екатеринбургская неделя», был прототипом врача Б.И. Левензона в повести Д.Н. Мамина-Сибиряка «Жид». Младший брат писателя Льва Котелянского (от второго брака отца).
Умер Борис Иосифович 20 апреля 1892 года в 32 года от сыпного тифа, заразившись от больного во время эпидемии. Уральский врач-патриот, который пожертвовал собой, спасая жизнь других людей. Был похоронен на еврейском кладбище рядом с лютеранско-католическим кладбищем по Березовскому тракту.
Вот что сообщает Екатеринбургская неделя о похоронах Котелянского:
«от самой квартиры и по всему Главному проспекту стояли тысячи народа, большинство котораго провожало умершаго до могилы на еврейскомъ кладбищѣ. Близъ кладбища печальная колесница была прiостановлена и врачи, снявши съ нея гробъ, снова понесли своего сотоварища къ могилѣ, гдѣ гг. врачами А.А. Миславскимъ и В.М. Онуфриевымъ были сказаны прочувствованныя рѣчи, въ которыхъ они охарактеризовали личность умершаго, какъ частнаго человѣка, такъ и общественнаго дѣятеля. Это был человѣкъ безкорыстный, въ высшей степени гуманный, всегда отзывчивый на все хорошее, и до забвенiя преданный своему дѣлу и наукѣ. Много было пролито слез по Борисѣ Осиповичѣ, и когда уже гробъ навсегда сокрылся подъ землей, публика долго еще не расходилась отъ могилы, желая подольше побыть близъ того, что всю жизнь свою работалъ на пользу человѣчества, а, въ концѣ концевъ, и “душу свою положилъ за други своя”».
14 сентября (по старому стилю) 1894 г. на могиле Б.И. Котелянского был установлен скромный памятник: «От Уральского общества любителей естествознания и почитателей». «Екатеринбургская неделя» писала: 14 сентября в 2 часа дня на месте еврейского кладбища. В присутствии немногочисленной, сверх ожидаемой, публики произошло открытие памятника врачу Б.О. Котелянскому, сооруженного Уральским обществом любителей естествознания. Секретарь УОЛЕ О.Е. Клер познакомил присутствующих с ходом дела по сооружению памятника Котелянскому и от имени общества выразил благодарность всем лицам, принявшим участие в деле своими пожертвованиями. После этого на памятник были возложены венки с надписью: «От Уральского медицинского общества», «От почитателей», «Незабвенному отцу и дорогому мужу». Открытие памятника было сфотографировано бароном А.А. Таубе и Н.А. Тереховым.
В начале 1980-х могилы Котелянских, как и всё кладбище, были ликвидированы. Теперь на месте кладбища — парк имени Блюхера.

Источник
Игорь Б.
Одна такая на всю Россию: гуляем по телебашне в Екатеринбурге, которую охраняло КГБ

https://www.e1.ru/text/gorod/2022/08/13/71555975/
ArtOleg
Свердловский областной краеведческий/Музей Клера

НЕМНОГО О ГОЛОЙ ПРАВДЕ

Такой ракурс "Пролетарского Давида" - памятника Освобожденному труду на площади 1905 года большая редкость.

С 1920 по 1926 год на главной городской площади, бывшем постаменте памятника царю-освободителю, стоял монумент "Освобожденный труд", который представлял собой фигуру нагого мужчины.
Установлен он был к 1 мая 1920 года.

В народе памятник назвали "Ванька Голый". Подобно нынешнему памятник Комсомолу Урала, "Ванька" был зажат между двумя соборами: Богоявленский, к нему он был повернут тылом и святой Екатерины, на который он смотрел.

В 1926 году революционное бескомпромиссное искусство стало уходить в подполье и памятник демонтировали. Чуть позднее снесли и постамент, на котором он стоял и оба собора.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Фото из фондов Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера.
KKH
Цитата(KKH @ 17.12.2022, 23:33) *


^^^^^^^

С большим интересом прочитал эту статью. Конечно, было бы неплохо найти её лет на 20-25 пораньше, в период активного участия в обследованиях исторических зданий города.

Подобный конструктив стен и перекрытий неоднократно встречал в зданиях стариной постройки: Екатеринбургской мужской гимназии (ныне Гимназия № 9), усадьбе Баландина по Архиерейской (Чапаева) улице.

Также, как и автор статьи, всегда считал, что высокое качество строительства старых времён (с точки зрения технологии и характеристик материалов) - больше миф. Причина тому - небольшое количество сохранившихся зданий. Некоторые действительно сохранились только потому, что были сделаны более (порой излишне) капитально, какие-то - благодаря тому, что своевременно были реконструированы, третьи - просто случайно.

Хорошо, что и усадьбе (а, правильнее, Дворцу) Расторгуевых-Харитоновых в каком-то смысле повезло.

UPD:

Благодаря этой статье, открыл для себя имена палехских художников Алексея Ивановича Ватагина и Дмитрия Николаевича Буторина - авторов росписи "Пушкинской комнаты" Дворца. Интересно, что в те же времена участниками этой "Артели древней живописи" были созданы росписи в нескольких дворцах пионеров, в том числе и в знаменитом Аничковом дворце Ленинграда / Петербурга.
KKH
О лаборатории промышленной психотехники на базе УПИ (1927)

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Источник
Игорь Б.
В Екатеринбурге закончили ремонт старинной плотины. Она находится на реке Ольховке, которая впадает в Городской пруд:
https://www.e1.ru/text/gorod/2023/02/13/72055169/
Игорь Б.
Вжух — и мы в Свердловске: разглядываем старые фото улицы Малышева:
https://www.e1.ru/text/gorod/2023/02/22/72077813/
Svarog Barg
Цитата(Игорь Б. @ 22.2.2023, 11:52) *

Вжух — и мы в Свердловске: разглядываем старые фото улицы Малышева:
https://www.e1.ru/text/gorod/2023/02/22/72077813/

О-о-о! Не знал, что на Малышева была комиссионка...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Игорь Б.
Вжух — и мы в Свердловске: разглядываем старые фото улицы Свердлова (там ездили трамваи!):

https://www.e1.ru/text/gorod/2023/03/08/72114368/
1723
«Заречный тын»: самая суровая в России тюрьма для старообрядцев. Символ мученичества на окраине молодого Екатеринбурга.

https://staroobryadci.ru/2023/03/15/zarechn...-ekaterinburga/
Виктор
ГАСО начало выкладывать оцифрованные метрические книги
https://metriki.gaso-ural.ru

с 26 мая 2023
https://gaso-ural.ru/novosti/metricheskie-knigi-gaso/
KKH
Заметки о путешествии графа Алексея Григорьевича Бобринского по России (Продолжение).

События происходили со 2 по 12 сентября 1782 года. Стиль изложения сохранён, орфография осовременена.

Чудодейственное снадобие монетных мастеров.

Работники [Монетного двора] собирают еще в печах, в коих медь раскаливают, весьма мелкий медный порошок, который при сем в. в. п-ву посылаю. Он заслуживает внимания потому, что заводские люди по чайной ложке принимают его внутрь для очищения желудка, который пищею чрезмерно обременять они привыкли. Порошок оное действие сие производит весьма сильно, так что дни по три сряду неумеренно их слабит. Вредное сие лекарство почти последнее, и оно находится у них в употреблении, хотя примечено, что некоторые от принимания онаго безсильны делались удерживать в себе до времени воду.
__________________________________________________________
ССЫЛКА: О пребывании графа А.Г. Бобринского в Екатеринбурге
Виктор
Оцифрованы и распознаны

Известия Екатеринбургской Церкви. Екатеринбург, 1917–1919
https://yandex.ru/archive/catalog/f3f8cb7b-...67315d2e4/years

Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886–1917
https://yandex.ru/archive/catalog/3d22a8ab-...bd8849181/years

и по всей стране
https://yandex.ru/archive/catalog/periodical
keycap
Проект "Прожито" - собрание частных дневников с XIX по начало XXI веков. Поиском по ключевым словам ("Свердловск" или "Екатеринбург" и т.п. связанных с городом) можно найти что-то о нём из личных воспоминаний жителей и гостей.
https://prozhito.org/
Игорь Б.
Телеграмм канал "Про дома и не только":
https://t.me/prodomas
KKH
Президентская библиотека. Коллекция "Город Екатеринбург"

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Источник
Александр
Цитата(KKH @ 8.3.2024, 19:57) *

Президентская библиотека. Коллекция "Город Екатеринбург"

Источник

KKH, благодарю Вас за ссылку! Жаль только, что книги, весьма интересные, нельзя скачать в формате pdf.
Malahit
Цитата(Александр @ 9.3.2024, 17:23) *

KKH, благодарю Вас за ссылку! Жаль только, что книги, весьма интересные, нельзя скачать в формате pdf.


Значительную часть книг можно найти и скачать на сайте электронной библиотеки Белинки.
Александр
Цитата(Malahit @ 10.3.2024, 17:16) *

Значительную часть книг можно найти и скачать на сайте электронной библиотеки Белинки.

Malahit, спасибо за подсказку!
ArtOleg
Откройте свой район

https://ekb7.ru/
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.