Подъездной путь ППЖТ завода "Уралмаш": жизнь после смерти Остальные фотографии по ссылке
Цитата
Екатеринбург - крупнейший город Урала, значительный транспортный узел и промышленный центр. В городе находятся множество железнодорожных подъездных путей, соединяющие предприятия со станциями. Среди них выделяется один, стоящий в ряду самых необычных железных дорог России...
DSCN6561
В 1928 году началось строительство знаменитого завода "Уралмаш". Конечно, строительство и, тем более, работа такого крупного предприятия была невозможна без железнодорожных подъездных путей.
В годы Великой Отечественной войны завод производил танки, полевые и танковые орудия. В окрестностях поселка Красный был создан полигон для испытаний производимой на "Уралмаше" военной техники. Логично, что от завода к полигону была проведена железнодорожная ветка. Что интересно, изначально она пролегала по иному направлению - выходила с территории завода с восточной стороны и шла параллельно проспекту Космонавтов до станции Калиновка, существующей и поныне (место примечательное, но в этом году попасть туда не успел). В настоящее время ст. Калиновка является тупиковой на линии, отходящей на перегоне Садовая - Балтым нынешнего основного направления. Кстати, Калиновка имеет соединительный путь с депо Екатеринбургского метрополитена с самого начала работы последнего, и все поступающие туда метровагоны успели побывать на рельсах Уралмашевской ветки.
Схема, составленная С. Болашенко. Указаны как станции, так и пассажирские остановочные пункты.
Но самым необычным является то, что по всей линии от Уралмаша до Красного вплоть до 2008 года ходил общедоступный пассажирский поезд, устройство которого имела больше общего с обычными пассажирскими поездами бывшего МПС, чем с "ведомственным транспортом". На подъездных путях пассажирское движение - исключительная редкость. Еще в 1999 году поезд состоял из 7 вагонов от бывшего дизель-поезда, ведомого тепловозом и ходил в каждую сторону пять раз в день, а расписания движения составлялись по московскому времени, как на РЖД! Фактически это было восьмое магистральное направление екатеринбургского железнодорожного узла. Пассажирский маршрут начинался на необщедоступной территории завода, где располагались три остановочных пункта. Первая "свободная" остановка - ст. Комсомольская...
Шли годы, пассажирский (фактически - пригородный) поезд исправно ходил. Только железнодорожному цеху завода "Уралмаш" становилось все труднее финансово обеспечивать движение пассажирского поезда (он работал в убыток). Вначале сокращалось количество вагонов (с семи до двух - пассажиров становилось все меньше), затем - число рейсов (с пяти до одного в каждую сторону ежедневно и одного по пятницам и предпраздничным дням), после этого движение неоднократно отменяли и возобновляли. Поезд стал ходить не до ст. Красное, а до Красногвардейска. Наконец, 19 октября 2008 года последний раз в этих краях раздался гудок пассажирского поезда. Позднее участок после ст. Красногвардейск был разобран. С мая 2013 года по участку от станции Балтым (г. Верхняя Пышма) стали изредка ходить новые комфортабельные электропоезда "Ласточка", правда, без остановок и без пассажиров - от места сборки в далекий Санкт-Петербург, в депо приписки.
Станция Комсомольская заслуживает отдельного рассказа. Это фактически был третий городской вокзал после станций Екатеринбург-Пассажирский и Шарташ. Вопреки логике, первый остановочный пункт за пределами завода располагается не около путепровода железной дороги над улицей Бебеля, где проходят многие маршруты общественного транспорта, а на невзрачной промышленной станции, окруженной сосновым лесом, на самой границе города.
Я побывал на этой станции 14 июня 2013 года. Станция будто умерла с тех пор, как на нее прибыл последний пассажирский поезд. Впечатление очень грустное. Все постройки сохранились, часть из них пустует, в других размещены "полулегальные" предприятия (шиномонтаж, изготовление памятников). Дежурного нет, станция законсервирована.
Вид в сторону завода:
DSCN6547
С той же точки в противоположную сторону. Обратите внимание на длину платформы.
DSCN6548
Все как на МПСовских железных дорогах. Только ждать поезда здесь можно час, день, год - а его не будет.
DSCN6557
Путепровод над Тагильским трактом. Сотни людей ежедневно здесь проезжают и не знают, насколько уникальное это место.
DSCN6559
DSCN6568
DSCN6565
DSCN6567
Бывшее помещение дежурного:
DSCN6571
Касса, которая никогда не работает:
DSCN6574
Навес для пассажиров, которых уже никогда не будет:
DSCN6575
Платформа местами проваливается:
DSCN6585
Путь идет в сторону станции Садовая. Накат на пути есть.
DSCN6580
Вид на станцию Комсомольская с того же места:
DSCN6582
Удалось поговорить с бывшим машинистом Владимиром (представился по имени). Он водил пассажирские поезда в течение 25 лет и не доработал до пенсии меньше года. По его словам, многие бывшие работники завода приходят в окрестности станции за грибами и вспоминают то, что здесь когда-то было...
Екатеринбург - город железнодорожный, но это место, несмотря на уникальность, всегда было малоизвестным. После закрытия пассажирского маршрута, о нем будто бы забыли вообще, несмотря на то, что на выезде из города стоит достаточно приметный указатель: "ж.д. станция КОМСОМОЛЬСКАЯ". Алапаевская узкоколейная железная дорога, расположенная в уральской глубинке, известна намного больше, хотя Уралмашевский подъездной путь расположен в совершенно цивилизованной местности, а не в тайге.