Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Лютеранская кирха св. ап. Петра и Павла
Форум Екатеринбург+Свердловск > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны.
Страницы: 1, 2, 3
ArtOleg
Цитата
История общины

Первая община в Екатеринбурге появилась в 1723г. В нее входила вся лютеранская часть населения Пермской губернии, в составе которой был Екатеринбург, Тагил, Пермь, Кушва, Богословск. Первые поселенцы были инженерами, ремесленниками, специалистами горного дела, военными из стран Европы. Во времена правления Анны Иоановны (1730-1740) на городской площади была выстроена деревянная церковь. Т.к. в 1741—1743 гг. проходила Русско-шведская война, то бОльшая часть прихода состояла также из военнопленных Шведов и сражавшихся за Швецию финнов. В 1791г. деревянная церковь была разрушена и на ее месте был возведен православный храм. С 1801 по 1822г.г. богослужения проходили в здании горного управления и затем в частном доме (после обвала здания горного управления). До постройки новой церкви с 1835г. богослужения проходили в казенном доме, где предварительно был освещен молитвенный зал.

В 1861 г. лютеранская община получила разрешение на строительство храма, деньги на строительство пожертвовали сами прихожане.

Первая церковь св. Петра, немецко-шведского прихода в г. Екатеринбурге (областной центр - уездный город Пермской губернии) была построена в 1872-1873г.г из камня. Одновременно в ней могли быть размещены на местах 150 посетителей.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Рядом с церковью было кладбище, которое также являлось частью земельного участка Церкви. Под зданием церкви располагались подвалы, внутри Церкви - пасторская комната (пасторат), рядом деревянная сторожевая, каменная сторожевая и помещения для поддержания кладбища.

На службе у общины г. Екатеринбурга находились следующие пасторы (также они проводили все службы и в пермском Лютеранском храме):

Georg Friedrich Weise | Георг Фридрих Вайсе | 1733-1735
Lorenz Söchting | Лоренц Зехтинг | 1735-1767
Johann Carl Gabriel | Иоганн Карл Вильгельм Габриель | 1769-1774
Johann Emmanuel Steffens | Иоганн Эммануил Штеффенс | 1774-1783
Friedrich Christoph Göhring | Фридрих Христоф Юстус Геринг | 1784-1797
Moritz Heinrich Koch | Моритц Хайнрих Кох | 1797-1806
Friedrich Gedner | Фридрих Геднер | 1806-1808
Johann Georg Stahr | Иоганн Георг Штар | 1809-1816
Friedrich Börner | Фридрих Бёрнер | 1850-1868
Julius Schilling | Юлиус Шиллинг | 1869-1882
Filician Joseph Ditrich | Фелициан Иосиф Диттрих | 1885-1903
Nikolai Blumberg | Николаус Блюмберг | 1903-1918
Oskar Bruhns | Оскар Брунс | 1919-1920

Пробстом Поволжско-Камского округа был Гольцмайер Эрнст Фридрих.

Источники: «Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.» Е.Е. Князева, Г.Ф. Соловьева.


http://luthkirche-jekaterinburg.ru/история...-общины-с-1723г
ArtOleg
Лютеранская кирха св. ап. Петра и Павла. Вид с Главного проспекта.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вид на кирху поближе.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Вид на лютеранскую кирху св. ап. Петра и Павла с крыши Оперного театра.
Примерно 1910-11 гг.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

ArtOleg
Вид с крыши Оперного театра на проспект Ленина.
Слева видим ещё целую лютеранскую кирху. Сейчас на этом месте жилой дом

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1723.ru
ArtOleg
Цитата
Екатеринбург - 1996. Купола и колокола

14. Лютеранская кирха
Протестантская - лютеранская - религиозная прослойка (немцы, голандцы ...) среди строителей
города на Исети появилась с самого начала (даже город назвали на их лад). Был пастор и молельный дом.
Со временем (1870г.) на Главном проспекте выросло необычное здание:
Евангелическо-лютеранская кирха Святого Петра и Павла (первоапостолов Иисуса Христа).
И убранство, и службы отличались простотой, в духе их веры. Сейчас на месте кирхи, уже давно, большой жилой дом с магазинами "Хлеб" и "Подарки".

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1723.ru
ArtOleg
Цитата
Дом артистов

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Дом артистов построен в середине 1950-х гг. (фото конец 1950-х начало 1960-х гг.)
Дом входит в архитектурный ансамбль площади Парижской коммуны,
и занимает угол, выходящий на пр.Ленина и ул.Красноармейскую.
Адрес дома - пр.Ленина, 46

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Вид на Дом артистов от УрГУ

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Место, где построен Дом артистов - Намоленное, так как раньше здесь стояла Лютеранская церковь.
В память об этом на фасаде дома установлена мемориальная доска.
С таким текстом:
На месте этого дома стояла
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

1723.ru
ArtOleg
г.Свердловск. ул.Ленина. Фото Самойлова.
В перспективе проспекта по правую сторону видим часть Лютеранской кирхи.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1723.ru

ArtOleg
Цитата
Лютеранская община Екатеринбурга появилась практически одновременно с возникновением города, так как множество работавших здесь горных специалистов были шведами, саксонцами, голландцами. Много было военнопленных. Первые сведения о лютеранской общиен относятся к 1720 году. В 1735 году первые назначен лютеранский пастор (Лаврентии Зехтинг) - единственный пастор восточнее Казани. Однако сведений о специально выстроенном здании для лютеранской кирхи в документах XVIII в. нет.

С 1823 г. лютеране собирались на службы в небольшом домике на территории Монетного двора. В 1873 г. на Главном проспекте появилась лютеранская кирха во имя святых Петра и Павла. Здание украшали две симметрично расположенные колокольни. После революции в кирхе продолжались службы, которые посещало до 200 человек, но уже в начале 1920-х гг. она была закрыта. Некоторое время помещения кирхи использовались под жилье. В конце 1930-х гг. здание снесли.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Лютеранская кирха, 1909 год. Оперный театр построят только через три года

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Екатеринбург. №23 Лютеранская церковь.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Цитата
Екатеринбургские депутаты одобрили строительство лютеранской кирхи
09 октября 2012

Как стало известно агентству ЕАН, Екатеринбургская городская дума согласилась с предложением руководителя департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Михаила Вяткина изменить границы территории земельного участка на улице Блюхера, который обозначен в Правилах землепользования как территория ТОП-1 (парки и скверы), на территорию ТОП-3 (кладбища и мемориальные парки).

Как пояснил чиновник, в администрацию города с вопросом о строительстве лютеранской церкви обратились представители Евангелическо-Лютеранской общины. До революции в Екатеринбурге на данной территории города находилось лютеранское кладбище. В 1955 году кладбище было закрыто для захоронения, а в 1974 на месте кладбище был разбит парк. Несколько лет назад предпринимались неоднократные попытки строительства на данной территории, но городская общественность активно сопротивлялась возведению каких-либо объектов на месте бывшего кладбища.

Вопрос о строительстве лютеранской кирхи прошел согласование на публичных слушаниях, где «за» высказалось 97 человек из 101 присутствующего. Европейско-Азиатские Новости.


http://eanews.ru/news/policy/item188655/
ArtOleg
Выкладывал 1723

Лютеранская церковь (слева), почта и телеграф (справа).

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1723.ru/forums
ArtOleg
Цитата
В Екатеринбурге могут появиться площадь Согласия и новые храмовые комплексы
29 октября 2012

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Проект нового лютеранского храма в Екатеринбурге (рабочий вариант). Фото из архива "ОГ".

Лютеране — последователи немецкого церковного реформатора Мартина Лютера — стали очередной конфессией, которая получила участок земли под строительство храма в нашем областном центре. На что имела право и по делам общины (так, один из основателей Екатеринбурга Георг Вильгельм де Геннин был приверженцем этой религии), и с точки зрения восстановления исторической справедливости. Ведь некогда у лютеран была кирха рядом с оперным театром.

Впрочем, и сейчас место, которое выделено этой религиозной общине на улице Блюхера, что называется, намолено. Здесь до 1955 года было лютеранское кладбище (храма, правда, при нём никогда не существовало), а потом, в 1976 году, его превратили в парк. Что и создало определённые сложности при возвращении прежнего статуса, так как на землях категории ТОП-1, куда входят парки и скверы, запрещается любое капитальное строительство.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Старая лютеранская церковь, построенная в 1873 году и разрушенная в годы советской власти. Фото из архива.

И для перевода этой территории в категорию ТОП-3, где разрешено возведение культовых сооружений, понадобилось пройти достаточно долгую процедуру. Сначала согласие на перевод части парка из одной категории в другую дала Главархитектура города, а потом этот вопрос рассмотрела и екатеринбургская Дума. Депутаты строительство кирхи одобрили. Особо стоит отметить то, что данный вопрос обсуждался на общественных слушаниях и там тоже получил одобрение.

«Конечно, церковь в первую очередь — это не здание, а люди, — прокомментировал состоявшееся решение пастор лютеранской общины Вальдемар Бенцель. — Мы уже 7–8 лет проводим службы на улице Уральской — в двухэтажном административном здании. На первом этаже располагается магазин, а богослужение идёт в одном из офисов на втором этаже».

Когда появится кирха, то она станет тем «видимым знаком», который будет напоминать о том, что в городе существует лютеранская община. И пастор Бенцель надеется, что благодаря этому гораздо больше людей станет посещать богослужения.

Имеют возможность добавить к уже существующим храмам новые и последователи всех других традиционных религий. «Мусульмане просят разрешения на строительство мечети, — рассказывает начальник департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин. — Мы согласовали им один участок. Однако правительство Свердловской области попросило подобрать ещё два-три участка в городе взамен этого. Раввин Зелиг Ашкенази тоже обращался в администрацию с просьбой выделить участок под строительство второй синагоги. Но самые большие планы у православной церкви. Епархия хотела бы вернуть все свои бывшие владения в Екатеринбурге. Кроме того, она настаивает на том, чтобы построить церковь в Ботаническом микрорайоне. Мы планируем выделить участок земли на улице 8 Марта, в ближайшее время состоятся публичные слушания по этому вопросу».

Другими словами, власти стараются в максимальной степени учесть пожелания имеющихся религиозных общин. Но и они, говорит начальник управления по работе с ветеранами, национальными и религиозными организациями администрации губернатора области Григорий Вертегел, должны мыслить реалистично. Например, понимать, что в центре Екатеринбурга свободной земли уже почти не осталось. И приходить не с одной идеей, а уже с проектом строительства и со спонсором, готовым всё это финансировать.

Отрадно, что власти учитывают и фактор начавшегося превращения Свердловской области и её столицы в один из новых центров развития мировой экономики. Что видно, к примеру, по нарастанию многонационального и многоконфессионального потока людей, едущих к нам поработать. А для отправления религиозных потребностей всех приезжих и постоянных жителей города нужно больше храмов. Что, к слову, уже и делается. Но не только это. Ведь необходимо, образно выражаясь, и согласие на вере, дабы исключить межрелигиозные конфликты. Вот почему областные власти поддержали инициативу мэрии Екатеринбурга по созданию площади Согласия.

Она должна появиться на берегу Исети (недалеко от пересечения реки с улицей Куйбышева). От центра площади пойдут дорожки к культовым сооружениям различных религий — синагоге, Свято-Троицкому кафедральному собору (когда-то — ДК автомобилистов). По мере реализации идеи толерантного сосуществования приверженцев разных вер на площади могут появиться и храмы иных религий. А если учесть, что поблизости уже действуют католическая (на улице Гоголя), старообрядческая и армянская церкви (обе — на улице Белинского), то может возникнуть целый квартал Согласия.

oblgazeta.ru

ArtOleg
Цитата
History

Yekaterinburg is a special city in Russia. It is the only city that was founded by Lutherans in Orthodox Russia. The year of the foundation of Yekaterinburg is 1723.

At the beginning of XVIII century Russian tsar Peter the Great started to expand borders of Russia in ruthless wars with neighbor countries. After several defeats he realized the necessity of well developed mining and machinery industry and invited many engineers and specialists from the Northern Europe and the vast majority of them were Lutherans. So, Lutheran engineers and specialists came to the Ural mountains and they founded many iron and copper mines, steel factories and the City of Yekaterinburg. At the very moment of the foundation of the City the Lutheran Parish was established here and so, the year seventeen twenty three is the year of the foundation of the Lutheran Church in Yekaterinburg.

The Lutheran Church in the City grew rapidly and it became the biggest Non Orthodox congregation in this part of Russia. At the beginning of the twentieth century there were more than five thousand registered members. In the middle of the nineteenth century the beautiful Lutheran Church was erected in the center of the City.

After the communist upheaval in nineteen seventeen the Church was closed and Lutheran pastors and many Lutherans were killed or sent to the concentration camps. Soon after that the Church building was ruined and a block of apartments was erected on its place. In 1989 the descendants of those Lutherans who were lucky to survive these tragic communist period gathered together and restored the Church as a St. Gertrude Parish and a memorial tablet was erected on this building to commemorate the Lutheran Church in Yekaterinburg. In our plans is a construction of the new Church building in Yekaterinburg and we ask for your prayers and your assistance in this hard, but blessed work to the Glory of our Heavenly Father.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

There are some pictures of old Yekaterinburg and ruined Litheran Church building

Источник
Игорь Б.
"Рядом с церковью было кладбище, которое также являлось частью земельного участка Церкви."
luthkirche-jekaterinburg.ru

Теперь понятно, где было кладбище:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Цитата(Poloff @ 22.9.2012, 11:54) *

у меня родственники живут в этом доме с дня его основания, говорят. что на этом месте было когда то кладбище женского монастыря и перед постройкой дома в 1962 году был стихийный митинг


Наверное единственное кладбище Екатеринбурга, оказавшееся не в земле под новой постройкой или асфальтом, а как бы "в воздухе", внутри новой постройки.
Если вход в кирху был примерно на месте "Кофе-Хауз", то ниже по Ленина на уровне первого этажа - кладбище:
http://maps.yandex.ru/-/CVFxjR-K
ArtOleg
Выкладывал Игорь Б.

Кирха стояла не на углу, а ниже по Ленина.
Расстояние от красной линии ул. Красноармейской до кирхи можно оценить здесь:
http://1723.ru/forums/index.php?s=&sho...ost&p=36202

P.S. Немного поправил сравнительную фотографию, совместив по сохранившимся Тургенева 16 и К.Маркса 31.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Перекрёсток Тургенева-Первомайская.

1723.ru/forums
ArtOleg
Выкладывал Игорь Б.

aragont ©
Строящийся Ленина 46 (Красноармейская 2) на месте снесённой Евангелическо-лютеранской кирхи Святого Петра и Павла.
Все фотографии с первомайской демонстрации 1949 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1723.ru/forums
ArtOleg
Вид на кирху с противоположной стороны с балкона двухэтажного дома.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

http://1723.ru/forums
ArtOleg
Вид в сторону кирхи с востока.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

http://1723.ru/forums
Игорь Б.
Цитата(Molega @ 21.1.2013, 20:20) *

Строящийся Ленина 46 (Красноармейская 2) на месте снесённой Евангелическо-лютеранской кирхи Святого Петра и Павла.

Небольшое примечание. Строящаяся часть дома Ленина 46 (по Красноармейской) находится позади кирхи. Сама кирха (уже снесена) была немного ниже по Ленина и начиналась как раз от строящегося дома. Неисключено, что её фундамент мог использоваться под часть дома Ленина 46 (по Ленина).
ArtOleg
^^^
Спасибо. В то время любили при строительстве приспосабливать старые здания под новые. Может чатично и подвал кирхи сохранился?..
ArtOleg
Цитата
"Бабка Боска Катербуржска"
Евгений Бирюков

Статья опубликована в газете "Главный проспект", год ?.

Как-то мне пришлось побывать в церкви Святых Иоакима и Анны, она в Курской области. Священник тамошний освящал наш съезд российских... фотохудожников (парадокс, первые светописные изображения церковь третировала, как…. небогоугодные). Тогда же узнал, что упомянутые Иоаким и Анна - дедушка и бабушка Иисуса Христа по материнской линии. В святую команду они попали явно по-родственному. Про отцовскую семью плотника Иосифа - подробности не сохранились. Последний был как бы и ни при чем: Мария понесла, даже не лишившись девственности. Для современной медицины это всего лишь казус, а для тех лет - грех большой. Лишь позднее христианство возвело "непорочное зачатие" в ранг божий и создало культ. Матери Божьей, или Матки Боски (так по-польски, где она самая почитаемая святая). Бабке Боске (рискую так выразиться) тоже приписали чудо: всю жизнь была бесплодной, а потом вдруг родила, в 75 лет. Впрочем, все это я мог узнать и в Екатеринбурге: оказывается, польский костел, что когда-то стоял у нас на стыке улиц Вознесенской и Покровской (Карла Либкнехта и Малышева, остатки его еще долго маячили в послевоенное время), был освящен в честь зачатия той самой Анны.

Поляков в городе было заметно. Бывшие ссыльные (после восстаний 1832 и 1863 годов) со временем они здесь прижились, завели семьи, особняки, дошла очередь и до костела: римско-католическая ветвь христианства (поляки принадлежат к ней) в России была признанной, как и ее соперники протестанты-лютеране (преимущественно немцы). Тем более, что у последних уже стояла кирха во имя Святого Петра, на углу Главного проспекта и Солдатской улицы (или Ленина-Красноармейская, на том месте -дом с магазином "Подарки"). И внешне и внутренне это было довольно скромное заведение (что и требовало их вероисповедание) Поляки облюбовали место через дорогу, на близлежащей площади (где сейчас Оперный театр) и обещали здание "...в изящном готическом стиле для красы города". Отцы-управители все-таки решили расселить иноверцев и отвели другое место.

Читать далее
Игорь Б.
Слева виден угол кирхи.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

ArtOleg
^^^
Интересный снимок. По масштабу хорошо видно, что здание кирхи было не такое уж и маленькое. А то как-то у меня складывалось впечатление, что было оно каким-то приземистым хоть и с башенками и на возвышении.
ArtOleg
Цитата
22 января 2009 года Ингрид Герулайтис написала статью в "Областной газете" про приход Св. Гертруды. Текст статьи вы можете прочитать ниже.

Такие неизвестные лютеране. И. Герулайтис.

Областная газета – 22.01.2009

В прошлом году Екатеринбург отметил свой очередной юбилей – 285 лет со дня основания. В связи с этим мы вновь обращались к истории, вспоминали о людях, принимавших участие в создании нынешнего образа города. Однако некоторые подробности биографии отцов-основателей остаются неизвестными для широкой публики. Например, не все знают, что генерал де Геннин был лютеранином по вероисповеданию. Благодаря ему в Екатеринбурге появился первый лютеранский приход – кирха Святых Петра и Павла. Сегодня кирхи уже не существует, но люди, исповедующие эту веру, есть.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
генерал де Геннин

История лютеранства на Среднем Урале сложилась драматично. Первыми лютеранами здесь были шведы, немцы и финны, приехавшие осваивать уральские земли по приглашению Петра I. Строители, геологи, архитекторы, военные, они стояли у истоков местной горной и металлургической промышленности, внесли большой вклад в дело развития экономики региона.
Архивные документы свидетельствуют, что в 1823 году лютеранская кирха располагалась в одном из зданий монетного двора. А в 1832 году было утверждено место для постройки отдельного помещения. Евангелическо-лютеранскую церковь возвели на пересечении Главного проспекта и улицы, носившей название Солдатской (ныне это угол проспекта Ленина и улицы Красноармейской).

После Октябрьской революции лютеране, равно как и прочие верующие, подверглись гонениям. Екатеринбургская община была распущена, кирха Святых Петра и Павла уничтожена.
Сегодня в Екатеринбурге существует несколько лютеранских общин. Пастор и руководитель одной из них – Роман Гейдеман. Роман по профессии переводчик, окончил Нижегородский университет иностранных языков. В данный момент обучается на заочном отделении Санкт-Петербургской теологической семинарии. Мы задали ему несколько вопросов.

– Роман Альфредович, как вы пришли в лютеранскую церковь?


– Мои предки исповедовали лютеранство, поэтому мне всегда было интересно установить связь с представителями этой конфессии. В 1995 году, перед Пасхой, от знакомой своих родителей я узнал, что лютеранская церковь возобновила в Екатеринбурге свою деятельность. Так я впервые попал на службу.

– И вы сразу осознали, что это ваша вера?

– На первой службе что-то произошло в моей душе, я понял, что хочу прийти и на вторую. Потом стал постоянным прихожанином, помогал общине вести церковные дела, бухгалтерию. В 1999-м меня избрали председателем совета общины, а в 2003 году я стал проповедником.

– Как принимает лютеран общество?

– Сегодня о лютеранах говорят очень мало, и большинство людей не знают о данной вере ничего. Нередко нас принимают за сектантов или огнепоклонников, что, безусловно, очень далеко от истины. В данный момент у общины нет отдельного помещения, поэтому все богослужения мы вынуждены проводить на квартире. Однако мы не теряем надежду. Верим, что со временем лютеранство снова займёт достойное место в ряду традиционных уральских конфессий.


luther.land.ru

ArtOleg
Вид на Петропавловскую кирху (немецкую церковь) с крыши Оперного театра.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Гуляем в районе Ленина-Красноармейской у дома «Артистов» на месте уничтоженной в 1930-х (в разных источниках встречаются 40-е и 50-е гг) годах кирхи св. Петра и Павла.

Вид из аллеи на пр.Ленина в сторону дома "Артистов".

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Идем поближе к месту, где находилась кирха.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Магазины, провиант, магазины...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

На этом месте и находилась кирха. Сюда, по идее, надо перенести существующую мемориальную доску, которая находится с другой стороны здания (ул. Красноармейская). А в идеале, конечно, для нас это из области фантастики, но все же озвучу мысль, неплохо было бы сделать небольшую лютеранскую часовню на подобие комнаты, чтобы можно было зайти, помолиться и подумать о бренном… подобные часовни встроенные в здания встречал в Италии.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Идем дальше.

Прокладывают кабель. Есть ли артефакты?..

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Подходим к мемориальной доске…

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Такого свинства я увидеть не ожидал ((

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Такой доска была...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Автор памятной доски скульптор Константин Грюнберг

И какой стала...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Кому помешала?.. Самое настоящее варварство! И так старательно замазали, что доска практически сливается с фасадом. Памятник Ельцину отмыли, а здесь никому и дела нет, какая-то памятная доска о какой-то кирхе…

Идем дальше...
Заходим во двор дома. Тихий и безлюдный дворик. Раньше здесь находилось кладбище и дворовые постройки при кирхе.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вот тут был южный фасад кирхи.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вид в сторону Оперного.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Просто для размышлений.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Памятная доска — призыв к миру и справедливости

«На месте этого дома стояла екатеринбургская лютеранская церковь» - памятная доска с такой надписью была открыта 31 октября 2002 года в центре Екатеринбурга.

Когда-то на пересечении улиц Ленина и Красноармейской возвышалась лютеранская церковь св. Петра и Павла, являвшаяся подлинным украшением города. Строительство этого здания было утверждено в 1832 г. и завершилось в 1874 г. Его постигла та же участь, что и большинство лютеранских храмов в Советском Союзе. В 20-е годы прошлого столетия в нем располагался то Дом пионеров, то партийный архив. В 1950-е годы в связи со строительством большого жилого дома здание было разрушено.

На памятной доске, выполненной по проекту известного скульптора Константина Грюнберга, отлиты барельефы фасада исторической церкви, а также лики апостолов Петра и Павла. Инициатива создания памятной доски принадлежит евангелическо-лютеранской общине Екатеринбурга, а именно одному из её активных прихожан Павлу Эссеру и пастору Вальдемару Йессе.

Около 50 человек собрались на приуроченную ко Дню Реформации праздничную церемонию открытия памятной доски. Специально прибывший на торжества епископ евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока Фолькер Зайлер отметил в своем выступлении: «Христиане должны проповедовать примирение даже там, где того уже никто не ждет и не хочет. Об том и должна напоминать эта памятная доска. Не возобновление споров, не взаимные притязания, не новые упреки, а новое понимание действительности благодаря открывшемуся шансу жить в мире должны стать определяющими. Эта доска призывает нас к миру и справедливости».

Заведующий отделом по работе с общественными организациями администрации губернатора Роза Камусина передала общине поздравления губернатора Эдуарда Росселя по случаю открытия памятной доски и пожелала от его имени успехов в строительстве собственной церкви. От имени городских властей собравшихся приветствовала М. И. Михайлова, начальник отдела по связям с общественностью и религиозными организациями города. Перед собравшимися выступили председатель национально-культурной автономии немцев г. Екатеринбурга Александр Граминский и Павел Эссер. Все выступавшие были единодушны во мнении, что установка памятной доски является первым шагом на пути строительства собственной церкви. Открытие памятной доски нашло широкое освещение в местной печати и на телевидении.

Торжества завершились праздничным вечером. С докладом «Реформация, написанная заново» выступил епископ Зайлер. Молодежь общины исполнила музыкальные композиции и песнопения духовного характера. Кульминацией праздника стало выступление лауреата международного конкурса детского хора «Кантилена» под руководством заслуженного работника культуры Р Ф Альфреда Принца.

И. Селезнева, руководитель отдела по связям
с общественностью и издательско-редакционной
деятельности (газета“ Лютеранские вести»)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Евангелическо-лютеранская церковь.
Епархия Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Всем ответственным служебным постам
г. Екатеринбурга Свердловской области.
Руководству церквей
Подтверждение

В последние годы, в период обновления общества, религиозные организации, пройдя ужасные годы репрессии, получили опять возможность беспрепятственно действовать. Многое было и останется разрушенным, другое можно привести опять в порядок. За это время свободы мы очень благодарны.

Евангелическо-лютеранская церковь потеряла пасторов и сотрудников, ставших свидетелями кровавых событий, но также здания и учреждения. Образ церкви был почти совершенно уничтожен. Но вот она опять была организована и называется ELKRAS — “Евангелическо-лютеранская церковь России и других стран”. Так она зарегистрирована в федеральном министерстве юстиции. Было очень сложно занять руководящие позиции. На территории Российской Федерации Лютеранская Церковь начала свою работу в двух друг от друга не зависящих епархиях. Резиденция епископа европейской части России находится в Москве и простирается до подножия Урала. Урал, как само имя говорит, относится к епархии Урала, Сибири и Дальнего Востока с центром в Омске. На праздник Пятидесятницы 1998 года меня, Фолькера Э. Зайлера, благословили там, в сан епископа.

Город Екатеринбург находится, так сказать, на границе между этими двумя региональными церквями. Неуверенность вначале привела к тому, что различные религиозные личности не по праву выдали себя за представителей лютеранской церкви. Велось много терпеливых разговоров, целью которых было согласование различных групп и единой церкови. К сожалению, этого не произошло до сегодняшнего дня.

Итак, мне, ответственному епископу региональной церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока не остается ничего другого, как только назвать нами рукоположенных сотрудников, сотрудников с полномочиями духовного служения и высокопоставленных личностей с просьбой признать их за полноправных представителей Евангелическо-лютеранской церкви.

Руководителем местного прихода г. Екатеринбурга является проповедник Павел Эссер. Руководителем пропства «Урал» является пропст Август Крузе в Краснотурьинске. Также он является членом консистории ЕЛЦ в С.-Петербурге. Оба были введены и подтверждены мною, епископом епархии и г-ном проф. Кречмаром из С. Петербурга. Другие руководители церквей, консисторий или лютеранских сообществ с нами ничего общего не имеют.

Мы по праву претендуем на правопреемство конфискованной и разрушенной в 1940 году церкви. Кто хочет иного, тот поступает неправильно. Мы оставляем за собой право на судебное расследование. Для блага верующих мы стараемся прийти к миру и найти правду.

Фолькер Э. Зайлер, епископ.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Екатеринбург. Пастор Вальдемар Йессе

В Воскресенье, 25 марта 2001 года, в зарегистрированной в прошлом году общине г. Екатеринбурга епископ Фолькер Э. Зайлер ввел в должность пастора Вальдемара Йессе. Тем самым продолжилась традиция Евангелическо-лютеранской церкви в этом городе, где спустя 150 лет после основания города в 1873 году была освящена Евангелическо-лютеранская церковь. Св. Петра и Павла. Она была закрыта после революции и экспроприирована в 1919 году. В 1940 году церковь взорвали и сровняли с землей. Сегодня на этом месте находится магазин. После 70-летнего перерыва, на Рождество 1996 года Павел Эссер, нынешний председатель Совета общины, и Август Крузе, пропст и представитель епископа в Уральском регионе, провели в Екатеринбурге первое Евангелическо-лютеранское богослужение. Новый пастор общины, Вальдемар Йессе, является выпускником Либенцельской миссии, и окончил курс теологического обучения в Германии. Он и его жена являются уроженцами бывшего Советского Союза и с готовностью откликнулись на призыв вернуться для служения в Россию. Основной задачей нового сотрудника станет развитие деятельности общины, г. Екатеринбурга, запланировано посещение близлежащих общин. Другой задачей, и это является давним намерением общины, станет приобретение собственного помещения для проведения богослужений. Введение в должность нового пастора было отмечено в общественных кругах, вызвало интерес государственных органов и телевидения.

Фолькер Э. Зайлер.

04.2001. Газета «Лютеранские вести»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник
ArtOleg
Цитата
Памятная Доска

(текст написан, и зачитан мною, на открытии доски.)

Сегодня 30 октября 2002 года - День памяти жертвам политических репрессий. Вчера в России был день траура - в память жертв теракта в Москве. Завтра, 31 октября, - День реформации, и мы открываем памятную доску на том месте, где стояла лютеранская церковь в Екатеринбурге. Это была единственная церковь в области.

Но что такое доска? Художественно оформленный кусок чугуна. Важно другое: с молчаливого согласия, под дулом пистолета у предков тех людей, которые завтра соберутся на открытие памятной доски, была уничтожена кирха. Не просто церковь, а душа народа.

Религия - душа народа. Я не говорю уж о том, что девяносто девять процентов наших священников нашли свою кончину в советском ГУЛАГе. От тех событий нас отделяет более полувека. Что стало с народом, который в России живет уже 300 лет, национальность которого - российские немцы? Самое страшное - это человек без рода, без племени, без национальности. Политика двух государств, России и Германии, такова: ощущаешь себя немцем - уезжай в Германию; ощущаешь себя русским - оставайся в России. Но в конечном результате все зависит от людей и в частности от тех, кто соберется завтра на открытие памятной доски. Они могут решить и сделать так, чтобы народность «российские немцы» существовала и далее в России. Спасибо нашим братьям из Германии, которые помогают нам священнослужителями. Если бы не было их финансовой поддержки, не было бы и доски. Я уже не говорю о здании церкви - одна надежда на Германию: в России могут только сломать. И если с Божьего благословения суждено сохранить в России наш народ, то только через духовное и, прежде всего через религию – лютеранство в большей мере, но и через остальные религии также.

Мы открываем памятную доску в то время, когда буквально несколько дней прошло после теракта в Москве, там пострадали многие невинные люди. То же можно сказать и по поводу наших предков. Да, личной вины нет. Но есть вина людей, строивших атеистическое государство, строивших свою жизнь без Господа, без молитвы Ему, без соблюдения Его заповедей. И за это поплатившихся дорогой ценой. Пусть эта доска служит напоминанием, что все может повториться. История учит, что все повторяется. Но это зависит от нас, людей. И те из наших предков и их потомков, кто сумел простить тому времени, те нормально и достойно живут, и их большинство.

Я хочу назвать несколько имен представителей творческой интеллигенции российских немцев. Это Михаил Дистергефт, Константин Грюнберг, Альфред Принц, Юрий Штейн, Владимир Вейде - я могу еще долго перечислять список и не только деятелей культуры. Мне близко выражение: «Искусство, как ничто, соединяет людей, религия, как ничто, чистит души». Хочу помечтать о том, что вслед за памятной доской возродится здание, где наши священники будут чистить наши души.

Извините, что я много слов посвятил немцам, давно поняв, что национальность - это не то, что написано в свидетельстве о рождении, а состояние души. Просто корни лютеранства - немецкие. Человек волен выбирать, что ему ближе. Я выбрал свою веру, чего и желаю всем присутствующим. Благодарю за внимание.

П. Е. Эссер


Источник

Juzef
Ну, наверное, замызганную памятную лютеранскую доску с отмытым памятником Ельцину сравнивать не корректно.

Следить за состоянием доски должна, думаю, лютеранская община (если таковая ещё имеется). Неужели педантичные и трудолюбивые немцы уповают на нашу горадминистрацию, которая выделит 1000 рублей на помывку и покраску этой доски.

ArtOleg
Также в недоумении, кто тут оплошал. Не берусь судить, как обстоят дела и у лютеранской общины, одно знаю всегда найдется кто-нибудь, кто пакостит умышленно. И с памятником Ельцину и тут - зло, малое, но зло, но это не оправдывает, ни тех и не других. Другой вопрос, насколько уместно сравнение памятной доски и памятника. Отчасти соглашусь, что сделал сравнение чересчур контрастным, это намеренно, дабы усилить впечатление. Конечно же, это возникло и от чувства негодования и сожаления от увиденного. Другой момент, что я сравнивал доску не только как форму, но и смотрел в суть вопроса, ведь кто такие лютеране для Екатеринбурга? Это прежде всего напоминание о большом пласте нашей истории, это люди трудившиеся на благо нашего города, это Де Геннин, это все то что связывает нас с прошлым, я уж не говорю от тех столпах христианства кем являются Петр и Павел. Ну, и на мой взгляд, с художественной точки зрения, памятна доска выполнена более выразительна и чувственно как художественное произведение, нежели памятник Ельцину, при всем уважении к Б.Н. (о мертвых либо хорошо, либо ничего) хотя я и не являюсь глубоким почитателем творчества Грюнберга, но считаю, что данная работа выполнена на высоком уровне.
А что касается отмывки доски, то тут на форуме была хорошая традиция, бросать клич и чего-нибудь отмывать или проводить субботники )) как например мыли мы в свое время родонит на Плотинке.
Juzef
Доска-то из какого металла? Видимо - из чугуна?

Несколько лет назад, кажется, её обрызгали красной краской. Замазали серой субстанцией, чтобы больше не привлекала внимание вандалов.... .

В 80-х годах в каком-то художественно-архитектурном журнале была интересная статья одного известного скульптора. Он рассказывал, что, чтобы его памятники не трогали вандалы, он сам заранее откалывал или отламывал небольшие фрагменты и тогда их никто больше не трогал.... .
Там ещё говорилось типа о том, что у нас в стране не приживаются целые заборы. Обязательно забор должен быть покосившимся и с выбитыми досками. И тогда он простоит 100 лет.... . То же и с домами, памятниками и прочим.... sad.gif
ArtOleg
Цитата(Juzef @ 6.2.2013, 18:52) *

Доска-то из какого металла? Видимо - из чугуна?

Несколько лет назад, кажется, её обрызгали красной краской. Замазали серой субстанцией, чтобы больше не привлекала внимание вандалов.... .


Нигде об этом не слышал, хотя, допускаю, что это может быть правдой... будь они не ладны эти вандалы Изображение. Надеюсь, все же, что доску в ближайшее время приведут в надлежащий вид Изображение
ArtOleg
Здание кирхи крупным планом.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
skif
Мне кажется что с кладбищем у кирхи кто то погорячился, не было его...
Да и для чего оно? При имеющемся лютеранском кладбище, хотя может и был похоронен кто нибудь из священников
uktusskiy
Цитата(skif @ 7.2.2013, 18:26) *

Мне кажется что с кладбищем у кирхи кто то погорячился, не было его...
Да и для чего оно? При имеющемся лютеранском кладбище, хотя может и был похоронен кто нибудь из священников

Возможно кладбище не массовое, для священников, такое практиковалось. Да и митинг в 1962, по этому поводу, на ровном месте не собрался бы.
За кирхой с оперного виден сквер с глухим наружным забором, наводит на мысли, это оно.
Игорь Б.
Цитата(Игорь Б. @ 21.1.2013, 17:13) *

"Рядом с церковью было кладбище, которое также являлось частью земельного участка Церкви."
luthkirche-jekaterinburg.ru

Теперь понятно, где было кладбище:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Наверное единственное кладбище Екатеринбурга, оказавшееся не в земле под новой постройкой или асфальтом, а как бы "в воздухе", внутри новой постройки.
Если вход в кирху был примерно на месте "Кофе-Хауз", то ниже по Ленина на уровне первого этажа - кладбище:
http://maps.yandex.ru/-/CVFxjR-K


Такого рода кладбища для свещенников в католических, лютеранских церквях обустраивались в первую очередь на почётном месте, напротив входа, а не на задворках за дощатым забором.
ArtOleg
Свердловск, 1956 г. Из архива Юрия Берникова.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

На месте кирхи стоит жилой дом Ленина, 46 (по Красноармейской). На западном торце дома видны окна, которые впоследствии были закрыты новым зданием, которое построили на месте старого здания почты и телеграфа. На фото его еще видно.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

И вид 1962 г. Фото из архива семьи Волковых (Суриковых).

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Бывшее здание общежития парткурсов (пр. Ленина, 42),
где размещался эвакогоспиталь 1706.
На этом месте была построена гостиница "Юбилейная" (ныне - отель "Евразия")
(фото П. Робина)
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Пр. Ленина, 38-40 (Главный, 42). Типография П. И. Певина.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Вид с кихри на Главный проспект. 1914 г.
№55 Суворин

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Мне этот конструктивизм никогда не нравился . Старый город был гораздо интереснее.
ArtOleg
Цитата(fort @ 19.8.2013, 10:27) *

Мне этот конструктивизм никогда не нравился . Старый город был гораздо интереснее.

Какая эпоха, такой и стиль. Согласен, старый город был более милым.
ArtOleg
Демонстрация по Главному проспекту в сторону площади Парижской Коммуны.
Слева видна Кирха.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

Справа за забором церковный двор.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Вид с филармонии в сторону кирхи. Принтскрин с кинохроники. 1 мая 1924 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Из книги: Екатеринбург. История города в архитектуре. Издательство "Сократ", 2008 г.

Кирха на Главном проспекте. Вторая половина XIX века. Фото 1930-х годов
The Lutheran church on Glavny Avenue.The 2nd half of the 19th century. 1930s


Кирха, удачно вписанная в рельеф местности, господствовала в застройке квартала. Главным западным фасадом с мощными башнями-звонницами она была обращена к Церковной стороне и стала еще одной эстетически важной вертикалью в ее панораме. Кирха обозначала и границу юго-восточной части города по Солдатской улице, на которую она выходила алтарной частью. В 1950-е годы на этом месте был построен многоэтажный жилой дом с магазинами, так называемый Дом артистов.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Фотокоррекция: ArtOleg
ArtOleg
Цитата
«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Орехина Наталья Олеговна
магистрант УралГАХА Научный руководитель: доцент Десятов Л.В. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЕКАТЕРИНБУРГА: ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

В статье выявлена значимость культовой архитектуры в городской среде. Представлены варианты проектных предложений строительства новых и восстановления утраченных культовых объектов Екатеринбурга, на основе которых определены критерии оценки возможности и уместности их появления в структуре сложившейся застройки.

...

Протестантский храм / Лютеранская кирха

Здесь важен не столько культ храма, сколько община верующих. Здание представляет собой общественный многофункциональный комплекс, предназначенный для богослужений, учения и собраний.

В архитектуре лютеранского храма присутствуют традиции католицизма. Характерная черта архитектуры немецких церквей XVIII в. – традиционный двухбашенный фасад. Предпочтение отдается простоте, строгости и минимализму.

...

Протестантские храмы
На месте утраченной евангелическо-лютеранской кирхи святых Петра и Павла (рис.6а) в советское время был построен жилой дом – "дом актеров". В результате чего, восстановление ее на исторической территории невозможно. И потому лютеранской общиной предполагается возведение нового здания лютеранской церкви уже на новом месте. Пока же для организации нового лютеранского центра – прихода святых Петра и Павла (рис.6б) была переоборудована квартира, расположенная на первом этаже современного жилого дома. Какие-либо характерные внешние элементы, отражающие расположение в данном помещении культового объекта, отсутствуют. Проходя мимо здания, можно предположить, что здесь, скорее всего, расположился очередной офис.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Рис.6а. Кирха Св. Петра и Павла, г. Екатеринбург

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Рис. 6б. Приход Св.Петра и Павла, г. Екатеринбург
источник

Из разговора про Екатеринбургских лютеран
Цитата
...сейчас лютеране бывают разные, и есть общины, больше похожие на баптистские. Это связано иногда с тем, что в лютеранство переходит много людей из неопротестантских деноминаций. Вот у нас в Екатеринбурге есть лютеранская община такого типа на улице Уральской, и есть консервативная община на Гончарном.
источник
ArtOleg
Лютеранские общины Екатеринбурга
(систематизирую источники к которым я обращаюсь)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока. (Немецкая община).
Ул. Уральская, 76.
У общины новое здание - ул. Добролюбова, 8в

Община вновь существует в Екатеринбурге с 1999 года (1723г. - зарождение) и входит в состав традиционной для России Евангелическо-Лютеранской Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока (ЕЛЦ УСДВ) и Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦ). Община относится к Уральскому пропству ЕЛЦ УСДВ.

Общиной была установлена памятная доска на месте уничтоженной кирхи свв. Петра и Павла, а также община выступила инициатором строительства кирхи в Екатеринбурге на месте Лютеранско-католического кладбища.
источник

Сибирская Евангелическо-Лютеранская церковь — автокефальная Лютеранская Церковь
Пер. Гончарный 4, "Лютеранский центр"
Приход свв. Петра и Павла — унаследовали дореволюционное название. Первая община современного Екатеринбурга. Придерживается традиций консервативного ("конфессионального") лютеранства.
источник

Евангелическо-Лютеранского приход Св. Гертруды
Ул. Куйбышева, 123/б.
Лютеранство в России. Читать на Вики
источник
ArtOleg
Цитата(ArtOleg @ 23.2.2014, 23:32) *

^^^
У меня две новости – хорошая и плохая.
Хорошая – нашел информацию, где был похоронен архитектор Голубев. Почему был – это вторая новость и плохая. Кладбище, на котором был похоронен Голубев, а также другие известные архитекторы города: Валенков, Добровский, П. Оранский и М. Рейшер, а также Онисим Егорович Клер, Модест Онисимович Клер и другие известные горожане было уничтожено, сейчас это парк Блюхера sad.gif wacko.gif ......

источник

Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.