Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Екатеринбургская гранильная фабрика
Форум Екатеринбург+Свердловск > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны.
Страницы: 1, 2
ArtOleg
Екатеринбургская гранильная фабрика
— старейшая русская фабрика художественной обработки камня. Находилась в Екатеринбурге, состояла в ведении Императорского кабинета.


Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Фото с сайта


История

Была пущена в действие 8 декабря (19 декабря по новому стилю) 1751 года[1], в день празднования святителя Николая Чудотворца, как камнерезно-гранильная фабрика.

Небольшие камнерезные мастерские открывались в городе и его окрестностях начиная с 1726 года. Первая шлифовальная мастерская по обработке мрамора, давшая начало будущей камнерезно-гранильной фабрике, была построена в Екатеринбурге в 1738 году. В 1750 году на территории шлифовальной мастерской была выстроена мельница, приводимая в движение водой. При помощи новой мельницы с 1751 года уральские камнерезы получили возможность обрабатывать яшму, гранить драгоценные и ювелирно-поделочные камни.

С 1782 года Екатеринбургская гранильная фабрика специализировалась на изготовлении ваз и чаш из твёрдого камня. В январе 1800 года предприятие было передано в ведение президента Академии художеств графа А. С. Строганова. Под патронажем Академии художеств в Екатеринбурге за короткое время была создана подлинно творческая камнерезная школа. В 1804 году два уральских предприятия по обработке камня получили единое название «Екатеринбургская гранильная и шлифовальная фабрика и Горнощитский мраморный завод». С 1806 года фабрика и завод находились в ведении горного департамента министерства финансов и подчинялись екатеринбургскому горному начальству, а в 1811 году оба производства переданы в ведение Кабинета императорского двора.

Начиная с 1860-х годов уральские мастера-камнерезы работали над выполнением нескольких огромных заказов Царского дома. В числе императорских заказов были малахитовые вазы; чаши из малахита, яшмы и лазурита; отделка уникального малахитового зала Зимнего дворца. В 1913 году специально для выполнения этих заказов проектировалась коренная перестройка фабричного здания, замена обветшавшего оборудования, электрификация трудоёмких процессов черновой обработки камня.

Первая мировая война, а впоследствии Октябрьская революция прервали эти работы. Закат Российской империи привел к упадку камнерезания на Урале.

В 1917 году Екатеринбургская гранильная фабрика была переименована в фабрику «Русские самоцветы».

В 1930-е годы фабрика стала называться «Свердловская гранильная фабрика». На ней выполняли крупнейшую работу: вырезали гигантские рубиновые звёзды (диаметр около 5 м) для кремлёвских башен.[2]

В 1937 году уральские камнерезы на Всемирной выставке в Париже представили карту Советского Союза площадью 29,5 м², выложенную мозаикой из разноцветных яшм, лазурита, орлеца и драгоценных камней.

Уральские мастера принимали участие в отделке Московского метро и украшении самых значительных и идеологически важных объектов СССР.

В 1977 году фабрика была преобразована в Производственное объединение «Уральские самоцветы».

После распада СССР фабрика преобразовалась в Открытое акционерное общество «Русские самоцветы», которое прекратило деятельность в 2003 году.

Реализация задачи по возрождению предприятия была возложена на бывшего генерального директора ОАО «Русские самоцветы» — Валерия Владимировича Зимина, который создал Общество с ограниченной ответственностью «Завод Русские самоцветы». Отдельным направлением деятельности завода является уникальные авторские работы, выполненные на заказ и существующие в единичном экземпляре. Предприятие участвует в ювелирных выставках различного уровня. На Всероссийских выставках в Москве (2007) и Санкт-Петербурге (2008) было награждено дипломами за создание изделий высокой художественной ценности.

Источник
ArtOleg
Ворота Императорской гранильной фабрики.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Источник

fort
Рассказ Игоря Шакинко "Загадка Уральского изумруда"
Читать здесь http://urbibl.ru/Knigi/shakinko/izumrud_6.htm

Это рассказ о исскусном мастере и директоре Екатерибургской Гранильной фабрики Якове Коковине, о событиях на фабрике в 1830х.

Вобщем очень интересно и поучительно,этот рассказ требует отдельного обсуждения и дисскуссии.Но пересказывать не буду(нет времени)- читайте и думайте сами.
fort
Продолжение рассказа о Коковине смотрите на http://www.youtube.com/watch?v=ef7rWLv01Mg
(не с начала ,где-то с середины)
ArtOleg
Цитата(fort @ 21.12.2013, 14:28) *

Продолжение рассказа о Коковине смотрите на http://www.youtube.com/watch?v=ef7rWLv01Mg
(не с начала ,где-то с середины)

Спасибо. Смотреть с 22:30 минуты.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Информация по поводу точного названия "Императорских ворот гранильной фабрики" и к какому событию они приурочены

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Цитата
Авторское название: "Ворота Императорской Гранильной фабрики".

Не правда ли, что-то не похоже это сооружение на ворота. И действительно это нечто другое.

Об этом сооружении сказано, например, в книге: В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 261 (эту книгу можно скачать в интернете):

Цитата
Историческая доска прибита к стене между гранильной фабрикой и Уральским горным училищем против прореза плотины на Главном проспекте.
"Настоящие мастерские расположены на месте, где в 1723 г. по повелению Императора Петра I был построен генерал-майором Геннином переделочный завод и основан г. Екатеринбург. Завод обращен в мастерские в 1883 - 1885 гг. во время сооружения Екатеринбурго-Тюменской железной дороги"

На изображении высокого разрешения можно прочитать именно эту надпись (мелкая неточность в путеводителе: на самом деле написано не "Екатеринбургско-Тюменской", а "Екатеринбурго-Тюменской").

"Настоящие мастерские" - это вагонные мастерские Пермской железной дороги, которые упоминаются в других местах той же книги. (Теперь на этом месте - музей архитектуры и промиышленной техники Урала, открытый в 1975 г. Исторической доски нет - видимо, она исчезла уже очень давно.)

Мастерские находились рядом с Гранильной фабрикой, так что ошибка Прокудина-Горского вполне понятна. Но все-таки: это не только не ворота, но и не Гранильной фабрики.

Правильное название: "Доска в память основания Екатеринбурга". (Именно так она названа, например, на сайте http://www.m-i-e.ru/library/vystavki/pamyatniki/ ).

Думаю, что данное исправление - скорее "идентификация", чем "уточнение": ошибка слишком грубая.

Источник 1
Источник 2

Мне интересно, неужто эти ворота полностью уничтожили или что-то может из декора сохранилось в запасниках наших музеев?
ArtOleg
Цитата(ArtOleg @ 21.1.2014, 20:09) *

ArtOleg
Музей истории камнерезного искусства

Екатеринбургская гранильная фабрика

В экспозиции представлены предметы кон.18 – нач.20 вв, выполненные мастерами Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики и Горнощитского мраморного завода.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

С середины 18 века специализацией ЕГФ стала обработка твердых пород поделочного камня – яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. В 19 веке основным направлением деятельности фабрики стало изготовление предметов для украшения дворцовых интерьеров, таких как представленная в экспозиции ваза из серо-зеленой калканской яшмы высотой 1,5 м, украшенная резьбой в виде пальметт и лавровых листьев.
К разработке проектов привлекались известные архитекторы и скульпторы – А.Воронихин, К. Росси, В. Стасов, О. Монферран и др., за точностью их исполнения строго и тщательно следили. Именно с этой целью с 1797 года на фабрику из Петербурга стали присылать рисунки и чертежи, по которым мастера творили произведения искусства. Выполнялись как грандиозные монументальные вазы из калканской яшмы, так и небольшие кабинетные вещи: вазочки, подсвечники, шкатулки, письменные приборы и т.д.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Выполнялись на фабрике и крупные заказы. Один из них – мозаичная карта Франции, выполненная из различных уральских камней к Всемирной выставке 1900 года в Париже и подаренная Николаем II правительству Франции. В экспозиции музея находится ее фотокопия.
Те же мастера вне стен гранильной фабрики давали волю своему творчеству, поэтому часть экспозиции посвящена кустарному камнерезному промыслу Екатеринбурга. Именно екатеринбургские мастера славились изготовлением печатей из горного хрусталя, агата и других камней, большая коллекция которых представлена в зале ЕГФ.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Здесь же показаны популярные в 19 веке каменные пресс-папье, как в виде пластин из яшмы с цветными картинками в технике флорентийской мозаики, так и в виде объемных композиций из фруктов и ягод.

источник
ArtOleg
Пермская губерния, Екатеринбург (уездн.). Императорская Гранильная фабрика. Машина для распиливания камней.
Дата: 1905 - 1915

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Ваза малахитовая

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

1841-1842 гг.
По рисунку И.И. Гальберга
Екатеринбургская гранильная фабрика
Малахит, бронза; резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение

источник

ArtOleg
Ваза из темно-зеленой (ряжевской?) яшмы

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Екатеринбургская гранильная фабрика

1816 г.
Эрмитажная ваза - первое из дошедших до нас подписных произведений мастера В.Е. Коковина. Необычная для каменных вещей форма (в виде сплющенного шара), вызвала на привезеную в 1816 г. в Петербург вазу резко отрицательную реакцию заказчика. Правомерно предположить, что она была задумана в ансамбле с бронзовыми украшениями, но что-то помешало осуществлению первоначального замысла. А может быть, за длительное время работы над вазой (с 1802 по 1816 гг.) существенно изменились вкусы заказчика. Что касается качества обработки камня, то все исследователи особо отмечали великолепную зеркальную полировку и четкую проработку профилей вазы.

источник
fort
здесь уместно вспомнить слова поэта Александра Новикова( из песни) - "Все текло через границы за бесценок задарма"

ArtOleg, если еще найдете фотографии изделий нашей фабрики ,то выкладывайте все что найдете сюда. Пусть народ знает хотя бы по фотографиям.
ArtOleg


Цитата(fort @ 30.1.2014, 13:01) *

ArtOleg, если еще найдете фотографии изделий нашей фабрики ,то выкладывайте все что найдете сюда. Пусть народ знает хотя бы по фотографиям.


Конечно! Надо будет еще выделить в отдельную тему Екатеринбургский металлургический завод!
ArtOleg
Уральский геологический музей.
Две малахитовые вазы выполненные в технике русской мозаики на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1850-е годы.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

fort
я понимаю , что эта ваза сделана не из цельного куска малахита , а из кусочков - пластинок и был набран такой красивый узор.Мозаика. Поистине кропотливая работа.

Сам по себе малахит редкостью не является - в магазинах его немало за вполне реальные деньги. Но это импортный заирский малахит. У него очень простецкие в виде прямых линий узоры , без всяких завитушек.
Наш уральский малахит с очень красивыми узорами, но уральского малахита почти нигде не осталось. Уже в конце 19 века многие изделия делали пластинками,подбирая из них красивый узор. Об этом писал ещё Бажов в своих сказках.
Наш уральский малахит знатоки оценивают на порядок выше, чем импортный.Но в природе его почти нет. Медную Гору Хозяйки Медной Горы из Сказов Бажова
затопили ещё в 70х годах 19 века ( шахту в горе) и сейчас на этом месте неприглядный пустырь промзоны.
ArtOleg
История «ЭКСПО»: мастера из Екатеринбурга сделали карту Франции из драгоценных камней

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Снимок сделан в Екатеринбурге и называется "Рисунок карты Франции, сделанной из Уральских камней".

Екатеринбург прославился уже на первых всемирных выставках как город, преподносящий приятные сюрпризы, о которых европейцы отзывались с нескрываемым восхищением, заявляя, что произведения уральских мастеров превосходят «любые подобные произведения древнего искусства».

Так, на Всемирной выставке в Париже 1900 года столица Урала блеснула своими самоцветами. В сокровищницу мирового искусства - Лувр - екатеринбуржцы передали как величайшее достояние человечества карту Франции, сделанную из уральских камней, платины и золота.

Обозреватель выставки написал об этом следующее: «В одном из зданий на площади Инвалидов огромная толпа всегда стоит перед картою Франции, исполненною в Екатеринбурге из уральских драгоценных каменьев. Карта вделана в раму из серой яшмы и имеет вид квадрата в 1 1/2 аршина ширины и длины (примерно 97 сантиметров). Окружающее Францию море представлено пластинками светло-серого мрамора, а отдельные департаменты - яшмами разного цвета. На карте обозначено 105 городов Франции. Париж обозначен большим рубином, Гавр - изумрудом, Руан - сапфиром, Лилль - фенакитом... Прочие города означены аметистами, турмалинами и горным хрусталем. Названия городов начертаны золотом, реки обозначены вкрапленными в яшму платиновыми жилками».

Действительно все богатство Урала было представлено на этой карте разнообразными яшмами, мрамором, авантюрином, агатом, сердоликом, малахитом. Реки были платиновые, названия городов выложены золотом, а сами города были отмечены на карте драгоценными камнями, Париж - был сделан из редчайшего малинового турмалина.

Карта получила Гран-при выставки, ее автор Василий Васильевич Мостовенко, являвшийся директором гранильной фабрики в Екатеринбурге с 1885 по 1910 годы, был награжден орденом Почетного легиона.

В настоящее время жители и гости Екатеринбурга могут взглянуть на фотокопию этой карты, которая хранится в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала (проспект Ленина, 37).

источник

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Фото отсюда

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Фото отсюда

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Знаменитая Карта Франции изготовлена мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики в 1900 году. Хранится в Королевском замке Компьень.
Фото отсюда


Цитата


Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Василий Васильевич Мостовенко возглавил фабрику в 1885 г. в возрасте 36 лет. Наследство ему досталось не из приятных: "здание разрушилось, полы провалились, станки были в полуразрушенном состоянии". Он поставил перед собой непростую задачу - превратить предприятие, до того удовлетворявшее только вкусам императора и придворных, в пример высокого уровня российской промышленности, предмет государственного престижа и национальной гордости. Для этого ему пришлось привнести в дизайн изготавливаемых вещей новую стилистику, а главное, добиться подлинного европейского признания.

Всемирная Парижская выставка 1900 г. — триумф екатеринбургской фабрики и лично В. Мостовенко. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду, а директор фабрики — командорский крест Почетного легиона. Карта была изготовлена по его личному проекту, два года без выходных над ней трудился весь коллектив, а сам Мостовенко «повредил себе глаза, наблюдая за пришлифовкой камней». Итак, представьте себя посетителем Всемирной выставки в Париже ровно столетие тому назад. Перед вами на мраморной плите площадью 1 м² все 86 департаментов Франции, набранные яшмой (калканской, кофейной, орской и т. п.) в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины. Карта сразу стала достопримечательностью знаменитого Лувра, но здесь у нас на Урале о ней не особенно вспоминают, даже в юбилейный год.

Утраченный Главный проспект, А. Беркович, Статья опубликована в журнале «Домострой». № 5, 2000 год

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Директор гранильной фабрики В. В. Мостовенко среди мастеров фабрики. Фото конца ХIХ в.

1900. Правительству Франции подарена мозаичная административная карта Франции екатеринбургской работы, экспонировавшаяся на Всемирной парижской выставке 1900 года. Работа над картой велась в 1897—1900 годах.

Живые подробности о работе над картой и акте дарения дошли до нас в мемуарах директора Екатеринбургской гранильной фабрики горного инженера Василия Васильевича Мостовенко, написанных в 1911 году:

«Летом 1897 года Управляющий Кабинетом спросил, что я буду делать для выставки 1900 года в Париже. Я ответил: вазы и все подобные изделия уже набили оскомину, предлагаю сделать из разных камней карту, но какой страны, не сказал. Управляющий предложил мне подать о том рапорт, который я и писал ему, кажется в июле, из Ялты. Просматривая карту России, я не нашел возможности исполнить ее целиком. Контуры выходили безобразными, ибо Сибирь далеко распространилась на восток, да и средне-азиатские владения портили фигуру. Получалось что-то вроде Пифагорова костюма. Сделать же одну Европейскую Россию, по фигуре подходящую к фигуре Франции, считал недопустимым, потому и остановился на карте Франции, ведь оно и прилично, предполагая, что это изделие останется во Франции, и еще потому, что тогда было увлечение этим государством, ожидались от союза с этой страной великие и богатые милости.

По возвращении из Крыма я не получил ответа на мой рапорт, но все же, зная порядки, начал резать камни и вообще подготовляться к карте.

Прошло пять месяцев, и вот 1 января 1898 года получил телеграмму от Управляющего: приступить к работе карты, во всем согласно моего рапорта, вести работы усиленно, дабы карта была окончена к открытию Выставки. Выписал из Парижа разных карт и, выбрав подходящую, написал о присылке еще пяти таковых же. В полученном же экземпляре раскрасил акварелью департаменты под цвет яшм, наклеил на картон и разрезал на части, отделив конечно, каждый департамент один от другого. Чтобы избежать пестроты, пришлось несколько раз перекрашивать карту, да и заменять одну яшму другою, более подходящую к соседней.

Карту решили сделать так; департаменты из разных яшм, прилегающие государства — Бельгию, Германию, Италию и Испанию — из калканской яшмы, море из волнистого мрамора, реки из платины, города — из драгоценных камней, надписи — из золота и раму — с угловатым украшением из Николаевской яшмы.

Размер карты: один метр в свету, то есть, кроме карты, ширина брусьев рамы четырнадцать сантиметров, так что вся карта имела один метр и двадцать сантиметров. Карта квадратная. Вес — сорок девять пудов.

Тогда сделали фацеты, теперь департаменты резко разграничивались. Карта стала живее и имела плоский вид. Громадный труд был в пришлифовке департаментов, особенно — пришлифовывать границы Германии, длинные и фигуристые. Хотя все прилегающие к Франции государства исполнены из целых кусков калканской яшмы, но все же я рискнул отделить фацетами Эльзас и Лотарингию от остальной Германии. Теперь это кстати, а тогда я получил от генералов с немецкими фамилиями несколько замечаний и даже упреков в незнании географии. Хотя я рискнул отделить Эльзас и Лотарингию от остальной Германии фацетом, французам уже на выставке этого показалось мало, они писали мне и печатали открытые письма, требовали объяснений, зачем я Эльзас и Лотарингию сделал из черного мрамора. Эти ведь корреспонденты по простоте душевной думали, что вся карта собрана из мрамора, а надо бы сделать Эльзас и Лотарингию из цветных камней Франции. Зачем я на этих государствах поместил буквы A и G, входящие в состав слова ALLEMAGNE. Просили заменить этот обижающий их камень другим.

Изрезав много мрамора, я добился того, что получил иллюзию волн.

Для сборки карты был устроен особенный стол, допускавший наклон столешницы во все стороны, что значительно облегчало сборку. Основанием карты служила мраморная доска, двух вершков толщиною, на которой вырублены борозды, а к частям карты (департаменты) были прикреплены на зубной цемент скобки. В борозды (замки) помещались скобки департаментов и заливали легкоплавким сплавом. Для укрепления надписей, рек, вставок драгоценных камней, обозначающих названия городов, высверливались дырки в яшме, а к платине и золоту припаивались золотые штифтики, и все это укреплялось сплавом.

При сборке постигла неудача: прикрепив три департамента на северо-западе, мы собрали всю карту, и оказалось, что Испания отошла на целый дюйм от Франции. Тогда на эти департаменты поставили электрические утюги, вытопили легкосплавный сплав и собрали всю карту, но не заливали сплавом. Затем вынули два департамента и приставили (прилили) Атлантический океан и снова вставили два департамента. Вышло удачно. После сборка пошла легче: вынимали по очереди департаменты и приливали соседние.

Для прочности к нижней поверхности мраморной доски приделаны две массивные стальные полосы, на которых высверлены дыры с винтовою нарезкою для крюков при подъеме карты и для прикрепления ее к укупорочному ящику. Между этою доскою и ящиком была проложена толстая резина.

Драгоценные камни выбирались особо тщательно. Припомню некоторые: Париж обозначен сиберитом (красный турмалин). Сиберит этот принимают за рубин, настолько он хорош. Шербур — александритом. Марсель -великолепным изумрудом, который я купил у мастера-гранильщика, а тот его приобрел у башкира, работавшего на Изумрудных копях. Сей башкир, видимо, украл камень, проглотив его, и носил в утробе пять суток; кристалл оказался настолько велик, что вторичное появление его на свет божий произошло при помощи доктора. Из кристалла выгранено две большие вставки и много малых. Не помню, какой город изображен гиацинтом. С этим камнем мы повозились: укрепили в карту, и он лопнул, пришлось искать новые камни. Из найденных лучшим заменили лопнувший, наконец этот устоял. Гиацинты мастера проваривают в масле, поэтому они часто и лопаются.

Работа карты производилась на три смены, при сверхурочных работах, оплачиваемых не скупо: рабочие получали много, и материальное положение их заметно улучшилось. Я же повредил себе глаза, наблюдая за разными пришлифовками, которые вышли настолько плотными, что трудно было заметить соединения. В продолжении работы карты мы праздновали только пятнадцать дней.

Один из департаментов лопнул, но счастливо, ибо я потом и не нашел который. В середине одного департамента оказался маленький департамент, названия которого я так и не узнал, но мне сказали, что в этом департаменте родился президент Лубэ.

Ко дню открытия выставки карта не была готова, а в отделе, в котором карта должна была стоять, был полнейший хаос. Посему и мне повелено было передать карту президенту, как подарок царя французскому народу в день открытия выставки. Задача.

Стал подыскивать помещение. Нашел в Русском отделе зало в царских теремах. Зал большой и совершенно пустой, да и отдел почти полный, так что президент хотел его осматривать. Опять притча: высота зала пять с половиной аршин, а витрина семь аршин. Решил соорудить мольберт, декорировать его шкурами белого медведя, благо даром дали на подержание, и на них положить карту. Вышло очень красиво. Как ассистентов, по бокам поставили двух русских матросов-адонисов.

После ухода Лубэ из отдела нахлынула публика. Тут я в первый раз услыхал, как восторгаются южане, и наслушался разных похвал.

Предполагал тотчас же увезти карту в отдел около Инвалидов, но публика не допустила, и только вечером я с трудом ее снял и перевез. Поместив карту в витрину, я наконец окончательно сдал ее французскому правительству.

Оригинальное отношение к карте: привезя ее в Париж, я не знал, куда ее положить. Мне предложили поместить ее в конюшне князя Тенишева, главного комиссара выставки. Не имея другого помещения, я оставил карту там. Князь Тенишев потом требовал, чтобы я карту убрал, ибо он боится, что она может сгореть. Я тогда обратился к послу, прося его взять карту в свой дворец, но он замахал руками и наотрез отказался. Поместить же ее в отделе я не мог. Там шла усиленная работа, таскали тяжелые экспонаты, и карту наверное бы изломали. Так она и пролежала в конюшне.

Французское правительство, получив от меня карту, немедленно поставило охрану из трех гвардейцев (гардиенов). Оценили ее французы в шесть миллионов франков и после Выставки поставили в Лувр, в залу Людовика XIII. О карте издано несколько брошюр, особенно интересна одна на английском языке и со многими рисунками. За карту я получил командорский крест Почетного Легиона, а фабрика — высшую награду».

В настоящее время работа хранится в музее города Компьена.


источник
fort

_
scwosh
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, прояснить вопрос о датировке этих снимков Гранильной фабрики, а именно: какой был сделан раньше, какой - позже? Здесь угловое здание различается в двух деталях, я их отметил.
Изображение
Изображение
fort
Предположительно раньше был сделан второй снимок ( нижний).

Я уже писал об этой особеннности - полукруглые слуховые окна. В начале 19 века была модана эти полукруглые окна ( и даже деревяннные дома обычные крестьяне делали с такими окнами). Причем чем больше такое окно ,тем считалось круче по тем временам.

Но потом , к концу 19 века пришли к выводу что это очень неудобно ( ветер задувает) , и полукруглые слуховые окна либо перестали делать ,либо делали из маленькими ,либо просто заделывали.
Игорь Б.
Не согласен. Думаю наоборот, второй снимок Прокудина-Горского сделан позже.
Иначе куда девались все декоративные элементы фасада на первом снимке. И штукатурка цоколя тоже. Деревья в пример не привожу - их могли и срубить.
Где-то была советская фотография, уже Уральских самоцветов. Надо сравнить декор.

Да, так и есть. Ту фотографию с Уральскими самоцветами пока не нашёл, но вспомнил другую:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

P.S. Разумеется дефект фотографии имеется как раз в нужном месте. Но всё-таки частично видно. А деревья таки потом всё же срубили...

Есть и без дефекта, но у меня в плохом качестве:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Хм ,любопытно. Получается они этот декор потом надстроили что ли?
а здоровенное арочное слуховое окно на главном здании потом прорубили в стене?
scwosh
Вот ещё снимок, той же зимой, но теперь уже и таблички нет
Изображение
scwosh
В общем, теперь понятно, что Прокудин-Горский более поздний. Спасибо за помощь!) Жаль, нигде не могу найти фото декоративной надстройки (более позднего снимка) с лицевого ракурса, не совсем понятны пропорции, не получается точно воспроизвести... Ну да ладно, ещё раз спасибо!
fort
Цитата
Получается они этот декор потом надстроили что ли?
а здоровенное арочное слуховое окно на главном здании потом прорубили в стене?
Помилуйте! неужели вы этому поверили. Это я так для прикола написал.Зная характер нашего народа такого в прирнципе быть не могло.

Обычно всякими украшательствами у нас в России занимались когда для этого было достаточно денег ,очень много денег.В начале 19 века Гранильная фабрика процветала и принадлежала государству. И наверняка в проекте этого здания было решено строить его помпезно ,со всякими архизлишетствами,чтобы показать помпезность государства. Ведь даже обычные производственнные цеха в то время Малахов строил как дворцы.Поэтому декор ( с гербом государства) построили скорее всего в начале 19 века.

Но к концу 19 века у людей в головах все упрсстилось и они уже не строили цеха как дворцы.Скорее всего к концу 19 века этот декор обветшал ,стал осыпаться ,да и вообще конструкция ненадежная - могла бы вниз на прохожих рухнуть, тем более фабрика в то время переживала не лучшие времена( чтобы строить новый декор) . Поэтому скорее всего решили все упростить , декор убрать, а вместо него оставить эту финтифлюшку . Так оно беспроблемнее.

То же самое и с арочным слуховым окном - неужели в то время у кого то хватило бы ума в нормальной стене прорубать здоровеннное никому не нужное арочное окно?Для чего?

А вот по моде нач .19 века такие здоровеннные арочные окна не редкость.Скорее всего здание было построено с этим арочным слуховым окном , а потом это окно просто заложили кирпичом ( наверняка у людей там спины продувало).









Игорь Б.
Цитата(fort @ 6.9.2014, 12:27) *

Скорее всего к концу 19 века этот декор обветшал ,стал осыпаться ,да и вообще конструкция ненадежная - могла бы вниз на прохожих рухнуть, тем более фабрика в то время переживала не лучшие времена( чтобы строить новый декор) . Поэтому скорее всего решили все упростить , декор убрать, а вместо него оставить эту финтифлюшку

В бытность Екатерининского собора декора нет, а после сноса собора есть:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

И здесь его видно:
http://1723.ru/forums/index.php?s=&sho...ost&p=56275

Кстати, декор уже присутствует на панораме Метенкова (1896 г.?). Т.е. фотография без декора снята ещё до Метенкова.

Цитата(fort @ 6.9.2014, 12:27) *

То же самое и с арочным слуховым окном - неужели в то время у кого то хватило бы ума в нормальной стене прорубать здоровеннное никому не нужное арочное окно?Для чего?

А вот по моде нач .19 века такие здоровеннные арочные окна не редкость.Скорее всего здание было построено с этим арочным слуховым окном , а потом это окно просто заложили кирпичом ( наверняка у людей там спины продувало).


Если верить гравюре 1878 г., то изначально слухового окна не было. Но к выставке 1887 г. оно появилось. Но пока небольшое. В период "декорирования" его увеличили. На раннем фото без декора оно скорее всего просто не вошло в кадр:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
fort
Убедительно ,согласен.
Спасибо за интересные фото.
Блин ,трудно понять логику старинных архитекторов.
fort
Цитата из этой темы ,,,,,,,Выполнялись на фабрике и крупные заказы. Один из них – мозаичная карта Франции, выполненная из различных уральских камней к Всемирной выставке 1900 года в Париже и подаренная Николаем II правительству Франции,,,,,
___________________
В википедии написано что вдохновителем этого проекта Карта Франции был известный уральский мастер Данила Зверев, он же самолично подбирал камни для этой карты
fort
Цитата из этой темы ,,,,,,,Выполнялись на фабрике и крупные заказы. Один из них – мозаичная карта Франции, выполненная из различных уральских камней к Всемирной выставке 1900 года в Париже и подаренная Николаем II правительству Франции,,,,,
___________________
В википедии написано что вдохновителем этого проекта Карта Франции был известный уральский мастер Данила Зверев, он же самолично подбирал камни для этой карты
ArtOleg
«Государственный музей-заповедник «Павловск»
Цитата
Большую ценность в нашем собрании представляет пара ваз в Картинной галерее, выполненных из калканской яшмы. На нижнем срезе тулова каждой вазы имеется надпись «Въ Екатеринбурге… подъ руководствомъ мастера Каковина». Каменные подписные изделия очень редки в собрании музеев и поэтому особенно ценны.


Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Печать в виде шахматного коня-кусок. Кварц (горный хрусталь). Екатеринбургская Камнерезная Фабрика. 1878 г. Размеры: 13,5 х 9,5 см.

Seal in the form of a knight chess-piece. Quartz (rock crystal).Yekaterinburg Lapidary Factory. 1878. Dimensions: 13,5 X 9,5 cm.
Starting price: 2000€
Estimate: 2500-3500€

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

ArtOleg
Пустая печать в форме шахматного коня-кусок. Кварц (горный хрусталь). Екатеринбургская Камнерезная Фабрика. около 1870. Размеры: 10 х 7 см.

Blank seal in the shape of knight chess-piece. Quartz (rock crystal). Yekaterinburg Lapidary Factory. circa 1870. Dimensions: 10 X 7 cm.
Starting price: 1500€
Estimate: 2000-2500€

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Источник
ArtOleg
PRIVATE ENGLISH COLLECTION
A Russian gilt-bronze mounted Tulyakov jasper ewer, attributed to the Imperial Workshops at Ekaterinburg, after a design by Andrei Voronikhin (1759 – 1814) circa 1807
Estimate 8,367,638 - 12,551,456 RUB

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
PROPERTY FROM A NEW YORK COLLECTION
A LARGE RUSSIAN MALACHITE TAZZA
CIRCA 1840, PROBABLY EKATERINBURG, AFTER A DESIGN BY I.I. GALBERG
502,828 - 754,243 RUB

СОБСТВЕННОСТЬ ИЗ НЬЮ-ЙОРКСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
КРУПНЫЙ РОССИЙСКИЙ МАЛАХИТ TAZZA
Около 1840, вероятно, Екатеринбург, по проекту архитектора И. И. ГАЛЬБЕРГА.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

ArtOleg
PROPERTY FROM AN EAST COAST COLLECTION (LOTS 502-522)
A group of Russian hardstone and rock crystal hand seals, some probably Imperial Lapidary Works, Ekaterinburg, 19th - early 20th century
93,575 - 155,958 RUB

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
An Imperial Presentation gilt-bronze mounted malachite vase, Imperial Lapidary Workshops, Peterhof or Ekaterinburg, 1846
22,044,286 - 30,862,000 RUB

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
A hardstone tazza, Imperial Lapidary Manufactory, Ekaterinburg, 1888
943,291 - 1,414,936 RMB

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Important English and European Decorative Arts
A large Russian Imperial Neoclassical Kalgan jasper tazza Imperial Lapidary Manufactory, Ekaterinburg, dated 1888
Estimate 50,000 — 80,000 USD

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Источник
ArtOleg
The Collection of Suzanne Saperstein: 'Fleur-de-Lys,' Beverly Hills, California
A pair of large Russian Imperial Neoclassical Kalgan jasper tazze
Imperial Lapidary Manufactory Ekaterinburg, dated 1866
Estimate 80,000 — 120,000 USD

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Russian Works of Art, Fabergé and Icons
Two rock crystal hand seals, Stebakov Lapidary workshop, Ekaterinburg,
2nd half of 19th century
Estimate 3,000 — 5,000 GBP

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Russian Art, Works of Art and Faberge
A pair of kalgan jasper vases, Imperial Lapidary Works, Ekaterinburg,
circa1830
Estimate 40,000 — 60,000 GBP

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Russian Art, Works of Art and Faberge
A rare and unusual jasper presentation egg and cup, Imperial Lapidary Factory, Ekaterinburg,
1890
Estimate 3,000 — 5,000 GBP

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
fort
Вот на ящик не похоже , может змеевик?
А качество работы высокое!
ArtOleg
Цитата(fort @ 25.11.2016, 20:38) *

Вот на ящик не похоже , может змеевик?

Вы о какой работе?
ArtOleg
Пашотница с Яйцом в оригинальной коробке. Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика. 1890 г.

Родонит, калганская яшма. Надпись на дне пашотницы: «Императорская Екатеринбургская гранильная фабр. Управляющий В.Мостовой 1890 г.». Высота пашотницы 6 см. Высота яйца 5,5 см. Коробка: красная кожа с тисненым двуглавым орлом, предназначенная для подарков от Кабинета Его Императорского Величества.

Предварительная оценка: 20000 - 30000 у.е.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Ваза. 1842. По рисунку архитектора Ивана Гальберга. Малахит, золоченая бронза. Высота 184. Екатеринбургская гранильная фабрика. Государственный Эрмитаж, Ленинград. Aurora Art Publishers. Leningrad. 1980. Printed in the USSR

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Ваза с ручками в виде перевитых змей

Производство, мастерская, фирма: Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика; Казенная (Строгановская) бронзовая фабрика

Время создания: 1802 - 1805 гг.

Материал: яшма калканская, бронза

Техника: резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение

Размеры: Высота: 70,0 см (без бронзовых деталей 58,5 см); ширина: 55,5 см (без бронзовых деталей 48,5 см)

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Чаша

Производство, мастерская, фирма: Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика

Время создания: После 1824 г.

Материал: яшма калканская, бронза

Техника: резьба, шлифовка, полировка, литье, золочение

Размеры: Высота: 61,0 см; D- 90,0 см

Инвентарный номер: Эпр-2655

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Чаша овальная в виде ковша. Дар императора Николая II банкиру А. Фишелю

Производство, мастерская, фирма: Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика

Время создания: 1891 - 1894 гг.

Материал: яшма калкалканская, золото, серебро, бриллианты, рубины

Техника: резьба, шлифовка, полировка

Размеры: 35,4х17,9х12,7 см; диаметр основания16,5 см

Поступление: Поступил в 2008 г. Приобретен у BNNS Co., Inc. (США).

Инвентарный номер: Э-18150

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.