Сообщники. Кто делает Екатеринбург удобным?Чиновники комитета благоустройства уже знают в лицо Романа Тихонова, главу местного отделения фонда «Гражданский патруль». За несколько лет он вместе с другими неравнодушными горожанами отправил в администрацию больше четырех тысяч жалоб на открытые колодцы, падающие заборы, незаконную рекламу и другие нарушения. Активист рассказал ЕТВ о самых частых жалобах и о том, какую пользу приносит Екатеринбургу их деятельность.
«Я просто увидел опасный забор, и понеслось…»Интерес к городскому пространству у меня возник после того, как я съездил в Германию и увидел, насколько у них там все благоустроено и развита инфраструктура для пешеходов. Подумал: если в Европе так могут, значит и в Екатеринбурге получится. А потом вернулся домой, как-то проходил по улице Саввы Белых и увидел опасный бетонный забор, который мог в любой момент упасть. Зашел на сайт электронной приемной городской администрации и отправил фото и жалобу, мол все может обрушиться, и пострадают люди. Проблему быстро решили.
Это было в 2013 году, а с 2014-го я с другими активистами, в том числе Александром Багно, начал целенаправленно выходить в рейды по разным районам города и отправлять жалобы: где-то тротуар надо построить или расширить, закрыть колодец, сделать пешеходный переход и так далее. Начали разбираться в вопросах благоустройства, изучать ГОСТЫ, какими должны быть тротуары, каким должен быть общественный транспорт и так далее. И постепенно нам стали помогать другие горожане.
2013 год. Саввы Белых. Проблемы была и в заборе, и в воротах, которые могли обрушиться на тротуар из-за навала щебня на базе Чкаловского ДЭУВ 2015 году мы познакомились с всероссийским фондом «Гражданский патруль» и теперь работаем как региональное отделение, а изначально позиционировали себя как движение «Удобный город». Что интересно, у фонда есть приложение «Гражданский патруль», которое может использовать администрация любого города для приёма и обработки жалоб от горожан. Сейчас, по соглашению с Общественной палатой Свердловской области, жалобы по Екатеринбургу и области отправляются от имени Общественной палаты.
Что очень удобно, ведь не все чиновники знают «Гражданский патруль», но когда видят, что жалоба от Общественной палаты, уже лучше реагируют и реже присылают отписки. Приложение может скачать любой житель Свердловской области, оно подходит, как для телефонов на базе Android, так и на базе iOS. Нужно добавить фотографию проблемы, указать адрес, кратко описать проблему и отправить жалобу. Удобно, что в это же приложение вам будут приходить ответы о ходе рассмотрения обращения. Другой вариант — отправить жалобу через сайт Общественной палаты. Так получается, что в неделю от нас уходит 70-100 жалоб.
Приложение «Гражданский патруль» может скачать каждый«Бич города — разбитые тротуары и открытые колодцы»Вообще, наша деятельность идет по двум фронтам: благоустройство (не хватает урн, незаконная реклама, нет пандусов, граффити в неположенных местах) и безопасность (бродячие собаки, ямы, опасные заборы). Каждую неделю мы делаем 1-2 рейда по городу. Среди самых частых проблем — отсутствие тротуаров или их плохое состояние. По ним проблемы решаются не так быстро, ведь бюджет выделяет определенное количество денег, и когда все израсходованы — брать больше неоткуда, ремонт оставляют до лучших времен.
А если проблема связана с безопасностью жителей, например, опасный забор, чиновники быстро ее решают. Ведь их ждет серьезная ответственность, если они проигнорировали обращение, а потом что-то обрушилось. Здесь еще есть такой момент: нельзя перегружать чиновников бумажной работой. Мы можем отправить 200 жалоб за неделю, но если служащие будут заниматься только бумажками, проблема не решится. Потому что у них тоже есть определенные бюджеты, за которые они не выйдут. Мы это понимаем и стараемся ограничивать себя в числе жалоб.
Дальше по жалобам: открытые колодцы тоже быстро закрывают. Есть проблема с бродячими собаками, мы это понимаем, но жалоб на них не так много. Например, мы недавно ездили в Верхнюю Пышму, не увидели там ни одну бездомную собаку, а жители рассказывают, что стаи есть. То есть животные выбегают в определенное время, и есть риск просто не поймать их.
Чиновники отвечают на все обращенияС 2016 года мы отправили уже 3416 жалоб в администрации Екатеринбурга и других городов области, и по всем у нас есть решения: какие-то проблемы устранили, какие-то приняли к сведению и так далее. Если в Екатеринбурге еще более-менее пытаются решать проблемы, то в области все вообще как-то мрачно. И мы решили составить рейтинг неблагоустроенности городов, чтобы привлечь внимание и самих жителей к их проблемам, активизировать людей, и внимание властей. Мы уже объехали семь областных городов, в том числе Нижний Тагил, Березовский, Верхнюю Пышму, еще несколько есть на примете. Соответственно, после привлечения внимания мы рассчитываем, что будет выделяться больше денег.
В фонде примерно пять самых активных человек, но у всех них есть основная работа. Я же с недавнего времени стал постоянно заниматься «Гражданским патрулем». Мы работаем на деньги, собранные на краудфандинге. В последний раз получили 40 тысяч, то есть это не весть какая сумма. Пока мне помогают старые накопления и родственники. Вообще, хотелось бы выходить уже на новый уровень: не просто выявлять проблему, а пытаться ее решать. Поэтому мы ищем спонсоров, которые помогут нам с устранением каких-то серьёзных проблем.
«Благоустройству нужны спонсоры»В прошлом году мы решили обследовать весь центр: разделили его на кварталы, и каждый квадрат обходил активист, фотографировал проблему, а потом мы все занесли в базу. Всего 3300 проблем выявили: почти 1000 тротуаров нужно отремонтировать, 400 дорожек построить или расширить, 360 газонов оградить от парковки автомобилей, построить почти 200 пандусов. Основная проблема с тротуарами: на них выделяют мало денег, поэтому мы ищем пути, как это исправить. То есть бесполезно писать обращения: если нет денег, их не починят. Поэтому мы ищем спонсоров, которые помогут нам с устранением каких-то проблем.
Понятно, что спонсоры не смогут нам весь город благоустроить, потому что они в первую очередь бизнесмены и хотят зарабатывать деньги. Но, например, вот чем они могут помочь: бюджету Екатеринбурга не хватает на организацию пешеходных переходов. Мы делали большой проект и собирали от жителей адреса, где им нужны пешеходные переходы, в итоге набралось 227 адресов. Съездили на каждое место, и по пяти точкам чиновники дали положительные решения, что да, «зебры» нужны. Это перекресток Братьев Быковых — Испанских рабочих, съезд на Синие камни у Комсомольской, 80, разворот на аллее возле Посадской, 31, через Маяковского на перекрестке с переулком Трамвайным и через Комсомольскую на перекрестке с Лобачевским. Не все переходы заявлены на этот год, поэтому мы ищем спонсора, который помог бы сделать быстрее. Тем более, что реализация одного пешеходного перехода стоит 20-30 тысяч рублей, для бизнеса это не так много.
Другие проекты, куда можно привлекать спонсоров — ограждение газонов от автомобилей, развитие общественных пространств, где люди могут отдохнуть, выпить кофе, почитать, пообщаться с друзьями. У нас есть проект «Локация», хотим реализовать его на перекрестке Куйбышева — Белинского возле Subway. Сейчас там все запарковано автомобилями, а мы хотим оградить территорию, поставить скамейки и лежаки, маленькую сценку. Проблема конечно, что рядом проезжая часть, лекции не почитать, но пусть будет. Спонсор уже есть, сейчас нужно согласовать проект с мэрией, и если не успеем в этом году, то сделаем его следующем.
Проект «Локации» на перекрестке Куйбышева и Белинского«Сознательность горожан растет»Радует, что у горожан растет интерес к благоустройству городского пространства, и это заслуга всех активистов. Люди начинают смотреть по сторонам, а не ограничиваться только семьей и работой. Ну и все мы хотим, чтобы наши дети жили в хорошем благоустроенном городе, иначе вся молодежь будет уезжать туда, где качество жизни выше. Мы за это очень болеем. Хотим, чтобы покупали новые трамваи, обособили трамвайные пути — даже писали обращение в администрацию. Если пути будут обособлены, то трамваи смогут быстрее передвигаться, а в каждом из них можно перевозить 150-300 пассажиров. В автомобилях же всего по 1-2 человека, а они занимают всю проезжую часть.
Автомобилисты постоянно кричат: у нас неровные дороги, неровные дороги, а пешеходы не кричат, хотя их больше. Почему в автомобильные дороги каждый год вкладываются миллиарды рублей, а на тротуары деньги выделяются по остаточному принципу? Хотя если один раз хорошо сделать, тротуар прослужит 20-30 лет, его не нужно обновлять каждые три-четыре года как дорогу. Ну и это менее затратно для бюджета: построить хорошую пешеходную инфраструктуру обойдется в десятки и сотни раз дешевле, чем построить идеальный город для автомобилистов с эстакадами и развязками.
Еще одно фото из серии «Было — стало». Открытый колодец возле школы № 28 на Луганской, 1Источник