Личное дело: Дизайнер Павел Матяж Павел Матяж — тот самый дизайнер, который нарисовал логотипы почти всем районам Екатеринбурга. Он выложил их в социальной сети «ВКонтакте», почти перестал о них думать, и вдруг о нем заговорил весь город. Когда шум немного поутих, Матяж рассказал «It’s My City» о том, как возникла идея нарисовать логотипы, какие были отзывы и когда забавные картинки появятся для других районов нашего города.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Идея логотипов родилась из языковой игры. Мы сидели на Эльмаше и шутили, что есть в этом названии что-то испанское: есть же эль патио, Эль Пасо, а тут Эль маш. У меня сразу это слово оформилось графически, стало понятно, как это будет выглядеть. Так все и началось с Эльмаша, моей малой родины. Потом я сделал еще несколько логотипов, а сейчас их уже много, штук 30.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаСо всех сторон посыпались заказы от знакомых: сделай для Сортировки, сделай для Пионерского. Но это было не сразу. Я нарисовал первую серию, знаков 8-10, выложил в социальные сети, написал: «Приколитесь, пацаны». «Молодец, неожиданно», — писали мне мои однокурсники, на этом все закончилось. А через месяц-полтора бахнуло, хотя никаких особых предпосылок не было: просто я кому-то на стенку выложил свои логотипы, и оттуда пошел многочисленный перепост, было очень много лайков и комментариев. Тогда я действительно понял, что да, социальные сети — мощный инструмент продвижения, хотя я и сейчас не очень улавливаю, как все это работает.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаКонечно, были не только хорошие отзывы, но и всякие разносы. Мне очень нравится конструктивная критика, но ее практически не было. Неконструктив — это обидно, но подолгу я не обижаюсь: минут 10-15 могу, ну час.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файлаА вот признание коллег по цеху мне всегда было очень важно, и все мои знакомые дизайнеры, скрипя зубами, меня поздравляли. С малых лет все говорили: «Ой, Павлик, как ты хорошо рисуешь!» То есть никто из детей не умеет рисовать, а Павлик умеет. Но мне даже тогда, в пять лет, было понятно, что это не очень ценно: кто-то умеет в футбол играть, а кто-то рисовать. А с коллегами мы как бы ровня, они все нормально рисуют и умеют обращаться с тем же опциональным графическим набором, да и учились все мы у одних и тех же преподавателей. Стартовые данные одни, поэтому интересно соперничать и друг с другом спорить.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаЖелать признания — это естественно. И, напротив, неестественно, создавая что-то, не рассчитывать на успех, не ждать реакции. Даже когда Гоген уехал от богемной тусовки писать картины на Таити, он все равно мучительно ждал славы.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаЯ понимаю, что в моем случае, даже если это и успех, то успех местечковый. Но и сама концепция — местечковая, она рассчитана только на один город, и чувакам из Тагила это уже неинтересно. Несомненно, мне хочется стать известным на весь мир, я очень амбициозен в этом смысле. Просто у меня пока не хватает мозгов для рождения идеи общенационального масштаба. Может быть, это когда-нибудь произойдет.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаКак бы это ни звучало, дизайн — это мой способ изучения мира: так я воспринимаю действительность. Я все оцениваю с позиции, прекрасно это графически или нет.
Не думаю, что у меня врожденный талант, скорее, это связано с моим отцом. Он был дизайнером, и меня с детства окружали такие же дизайнеры, художники, искусствоведы — других людей попросту не было. А мне же надо было с кого-то брать пример. Конечно, я постоянно сравниваю себя с отцом, и пока счет в его пользу. Папик в свое время был очень крут.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНи для кого не секрет, что Россия по отношению к миру далеко позади. По крайней мере, мы отстаем от Европы, Америки и Японии — как в плане экономическом, так и в плане визуально-графическом. Потенциал есть у любого народа — неважно, на какой территории он живет, но там социум на более высоком уровне восприятия. Это же видно невооруженным глазом: приезжая в Италию или Голландию, мы наблюдаем другую графическую культуру на улицах, не говоря уже о зданиях: там все более комфортно для человека и визуально более привлекательно. Я понимаю, что они прошли все те же ступени, какие и нам предстоит пройти, и потребитель у нас просто еще не подготовлен. Мы же все занимаемся коммерцией, получаем заказы, и когда с заказчиком приходится каким-то образом коммуницировать, он диктует свое видение. Допустим, говорит: «Соберите шрифт в кучку».
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНекоторые ребята с нашей кафедры работают в международных компаниях, например, в автомобильных концернах. Если бы они остались в России, это бы значило, что их работа, их знания и навыки нужны в этой стране. Но пока, видимо, не нужны. А все, кто остался, сидят и делают, что говорит заказчик.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаХочется верить, что в Москве ситуация несколько иная: там всё продвинутее, чем у нас, в провинции, жесткая конкуренция и много международных заказов. В принципе, не исключаю, что когда-нибудь уеду туда. Казалось бы, ехать и не обязательно: можно же работать удаленно. Но в Москве просто интересно жить: гораздо больше событий, гораздо больше людей, с которыми у тебя могут быть общие интересы, больше движения, больше энергии. Есть какие-то вещи, которые нет никакого шанса узнать, воспринять и осознать, находясь здесь. Но пока я никуда не уезжаю и к весне нарисую новую серию логотипов для родного Екатеринбурга.
Источник