Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Михайло-Архангельская церковь
Форум Екатеринбург+Свердловск > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны.
ArtOleg
Цитата(1723 @ 18.3.2013, 16:34) *

К истории Михайло-Архангельской кладбищенской церкви г. Екатеринбурга.
О. А. Бухаркина

Многие храмы Екатеринбурга исчезли с лица земли в советское время. Сегодня архивные документы предоставляют возможность восстановить их историю.

Михайло-Архангельская церковь Екатеринбурга не принадлежала к числу крупнейших храмов епархиального города, однако, её прошлое заслуживает внимания.

В 1847 году власти Екатеринбурга отвели землю под кладбище с расчетом на погребение усопших двух единоверческих приходов города – Златоустовского (Свято-Троицкого) и Спасского. Эти общины, однако, находились между собой в натянутых отношениях, и единоверцы Златоустовской церкви не разрешали на своем участке захоронение умерших прихожан Спасской церкви. В 1849 году попечитель Спасской церкви купец Иван Верходанов обратился к горному начальнику Екатеринбургских горных заводов с просьбой наметить для них отдельный участок для кладбища. Просьба была удовлетворена в 1852 году. Приход Спасской церкви получил землю в городском выгоне, по левую сторону Сибирского тракта, рядом с уже эксплуатирующимся кладбищем Златоустовского храма и местом последнего упокоения старообрядцев. Здесь же был определён и участок для возведения будущего храма1.

Кладбищенская церковь строилась на средства екатеринбургского купца Максима Ивановича Коробкова. Максим Коробков родился в 1797 году в купеческой семье, был приверженцем старообрядчества, что не мешало ему вести успешную коммерцию, добывать золото и заниматься общественными делами. Он по выбору горожан служил сборщиком рекрутской подати, городским старостой и ратманом магистрата (1832 – 1835 г.г.).

В 1838 году Коробков принял единоверие.

В 1844 году Максим Иванович Коробков занял пост екатеринбургского городского головы. Во время пребывания в 1845 году в Екатеринбурге герцога Максимилиана Лейхтенбергского, зятя Николая I, именно Коробков подносил высокому гостю хлеб-соль а также присутствовал на обеде в день именин герцога.

Максим Иванович Коробков скончался 1 августа 1847 года2. В своём завещании он отказал определённую сумму на строительство храма на кладбище Спасской единоверческой церкви. Новый каменный храм был возведён в 1865 году, а освящен во имя Михаила Архангела только в 1888 году, 9 октября, по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского и Ирбитского Поликарпа3. С этого времени в метрических книгах Спасской церкви в разделе «Об умерших» стали регулярно делать записи о захоронениях на Михайло-Архангельском единоверческом кладбище4.

После завершения строительства храма остался капитал в 2 200 рублей, на проценты с него содержался сторож. Староста Спасской церкви, екатеринбургский мещанин Александр Васильевич Самарцев, построил в начале ХХ века на свои средства на кладбище деревянный дом5.

Михайло-Архангельская церковь не имела своего причта. Служили в ней редко, не более 20 раз в год, «только для того, чтобы церковь не оставлять без богослужения». Из-за дальности расстояния от Екатеринбурга молящихся присутствовало очень мало6.

В начале ХХ века Михайло-Архангельская церковь представляла из себя каменное одноэтажное здание с колокольней, крытое железом, с 7 главами. Самый большой колокол весил 9 пудов 18 фунтов. С южной стороны храма имелся пристрой, каменный с подвалом, для проживания сторожа. В юго-восточном углу ограды находился деревянный, 5-стенный дом, крытый железом, с надворными постройками.

Иконостас в церкви был трёхъярусный7. (Основание: ГАСО. Ф. р-511. Оп.1. Д. 123. Л. 214 – 216.)

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый в 1918 г., предписывал создавать при каждом храме общину, т. к. только ей предоставлялось право заключить с местным советом договор о пользовании церковным зданием и культовым имуществом. 27 сентября 1920 года председатель общины Спасской церкви Александр Гилёв, священник Артемий Ведерников и ещё 40 человек подписали такой договор с Екатеринбургским уездно-городским исполкомом. Согласно этому документу, прихожане обязывались сохранять в целости врученное им имущество, пользоваться им только «для удовлетворения религиозных потребностей» и не допускать «произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти, совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти...»8

В 1922 году проводилось изъятие церковных ценностей в пользу голодающих. 10 мая 1922 года комиссия по изъятию явилась в Михайло-Архангельскую церковь. В руки государства перешли риза с иконы и серебряные накладки с Евангелия – всего 1ф 72 золотника драгоценного металла9.

В 1929 году властями был поднят вопрос о закрытии Михайло-Архангельского храма на кладбище. В подготовленных для этой цели документах говорилось: «... в наказ новому составу горсовета включено поручение о закрытии Михайло-Архангельской церкви в целях использования таковой под клуб завода «Уральский пролетарий»; верующие в числе 68 человека вполне могут удовлетворять свои религиозные потребности в Рязановской церкви...; реальная возможность переоборудования церкви под клуб имеется».

16 апреля 1929 года Свердловский окружной исполнительный комитет принял решение о закрытии храма, а 13 мая 1929 года оно было утверждено Уралоблисполкомом10.

Дальнейшая судьба маленькой церкви схожа с сотнями подобных же судеб других храмов по всей России − осквернение и запустение. Поэтому весьма важным представляется внимательное изучение тех немногочисленных исторических источников, которые имеются в нашем распоряжении.

источник

ArtOleg
Храм во имя Архангела Михаила на территории кондитерской фабрики «Конфи» в Екатеринбурге

Почти в центре Екатеринбурга, на территории кондитерской фабрики расположен православный храм 19 века.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

С самого рождения я живу в Октябрьском районе на улице Куйбышева. Из окна моего дома видно предприятие «Сладко», на территории которого находится заброшенная Михайло-Архангельская церковь. По рассказам родителей и знакомых, вместо моего дома раньше было болото, а на месте «Сладко» было кладбище и церковь. Впервые вблизи я увидела церковь, когда в прошлом году работала на «Сладко». С первого взгляда и не скажешь, что когда-то это полуразрушенное здание было церковью: обшарпанный внешний вид, а внутри - склад.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Михайло-Архангельская церковь является памятником истории – она была возведена в 1865 году и существует почти полтора века. Храм почти полностью сохранился, нет только половины звонницы и снесены купола. По мнению специалистов, храм подлежит восстановлению и они уже готовы помочь провести необходимые работы.
Нельзя бесследно перечеркнуть жизнь нескольких поколений. Полтора века прошло, люди жили, работали, а их могилы и церковь разрушили. Я считаю, что люди, которые забывают свою историю, остаются без будущего.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Студентка Института менеджмента и экономической безопасности, группа ГМУ-103 Конева Н.Ю.

источник
ArtOleg
Цитата(Molega @ 4.8.2011, 18:58) *

Михайло-Архангельская единоверческая церковь на единоверческом кладбище

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник

ArtOleg
Михаило-Архангельская церковь на бывшем единоверческом кладбище в Екатеринбурге. Вид с юго-восточной стороны.
7 марта 2010 года

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Михаило-Архангельская единоверческая церковь на единоверческом кладбище
Каменная, однопрестольная.

Заложена 4 июля 1865 г.

Построена на средства купца М. И. Коробкова. Н колокольне имелось 6 колоколов, из них самый большой весом 9 пудов 18 фунтов (154,8 кг.). Освящена во имя архангела Михаила 9 октября 1888 г. Была приписной к Спасской ( Толстиковской ) церкви. В 1922 г. изъят 1 фунт 72 золотника серебра ( 0,7 кг.). Закрыта в 1929 г. Полуразрушена. Кладбище основанное в 1847 г. В 1930 г. для захоронения закрыто и вскоре снесено. На месте кладбища находится фирма «Конфи».

С января 2011 года началось восстановление разрушенной святыни.

источник
ArtOleg
Михаило-Архангельская единоверческая церковь на единоверческом кладбище

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Было - стало
Цитата(Игорь Б. @ 5.8.2015, 16:50) *

ArtOleg
Церковь потихоньку восстанавливают
Цитата
История Михаило-Архангельской церкви г. Екатеринбурга

11.06.2015

Дорогие братья и сестры!
Наш храм духовно растет и крепнет, а вместе с тем растет и наша община. Благословением Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла к нашему храму приписан вновь восстанавливаемый храм в честь Архистратига Божия Михаила на территории фабрики «Конфи» по адресу: Сибирский тракт, 19.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Михайловская (Коробковская) церковь. Памятник находится на территории кондитерской фабрики, в районе, ограниченном Сибирским трактом и улицами Куйбышева, Буторина, Комсомольская. Церковь построена в 1865-1888 годах на деньги, завещанные купцом М.И. Коробовым для строительства единоверческой церкви. Образом для разработки проекта храма послужила архитектурная композиция Иоанно-Предтеченской церкви в городе Екатеринбурге. Здание было возведено за восточной городской заставой на старообрядческом кладбище, рядом с Сибирским трактом. В середине XX века фасады памятника утратили часть своих архитектурных деталей.

Объемно-пространственная композиция здания состоит из восьмигранного храмового объема с узкими диагональными гранями, полукруглой апсиды, удлиненной прямыми участками боковых стен, притвора и паперти. Широкие крыльца, приставленные к северной и южной грани храмового восьмерика, придают плану храма вид креста. Прямоугольные окна прорезают стены притвора и апсиды. Высокие арочные окна помещены на узких гранях храмового восьмерика. Церковь завершает восьмигранная оболочка в виде плоского шатра.

До приспособления в 1970-е годы церкви под фабричный цех шатер венчало декоративное пятиглавие. Поднятые на граненые барабаны, луковичные главки стояли на вершине шатра и четырех узких гранях. Прямоугольная в плане паперть по вертикали завершалась двумя восьмигранными ярусами колокольни и шатром с луковичной главкой. Арки яруса звонницы украшали трехлопастные кокошники. Широкие грани шатра колокольни прорезали слуховые окна, обрамленные килевидными кокошниками.

Наслоение на фасады церкви декоративных элементов сразу из нескольких исторических эпох определяет стилистику здания Михайловской церкви как эклектическую. Северный и южный входы в храм оформлены порталом из двух полуколонн тосканского ордера, упрощенного антаблемента и фронтона. Фронтон выполнен в виде кокошника «русско-византийского» стиля — два полукружия с розетками в центре и щипцовое завершение. Окна имеют плоские профилированные наличники, их венчают кокошники с барочными раскреповками и волютами. Углы храмового объема и колокольни зрительно закреплены плоскими лопатками. Плоский аркатурный поясок охватывают храмовый восьмерик в уровне архитрава, подобный же декоративный элемент романского стиля проходит и под карнизом первого яруса колокольни.

В интерьере основное храмовое помещение перекрыто сомкнутым сводом с неравными гранями (граненый купол). Алтарная апсида перекрыта конхой. Притвор и паперть имеют крестовые своды. Светлое — благодаря высоким окнам — храмовое помещение отличалось уютом, стены его были расписаны фресками.

В советское время окружавшее церковь кладбище было снесено, здание утратило верхний ярус колокольни и главки с крестами.

В 1847 году в Екатеринбурге было два единоверческих прихода – Златоустовский (Свято-Троицкий) и Спасский. Эти общины находились между собой в натянутых отношениях, и единоверцы Златоустовской церкви не разрешали захоронение умерших прихожан Спасской церкви на общем приходском кладбище.

В связи с этим, в 1849 году попечитель Спасской единоверческой церкви купец Иван Верходанов обратился к Горному начальнику Екатеринбургских горных заводов с просьбой наметить отдельный участок для Спасского прихода и в 1852 году приход Спасской церкви получил землю в городском выгоне — по левую сторону Сибирского тракта, рядом с местом последнего упокоения старообрядцев. Здесь же был определён и участок для возведения будущего храма.

Церковь строилась на средства екатеринбургского купца Максима Ивановича Коробкова (1797–1847 гг.). Максим Коробков родился в купеческой семье, сначала был приверженцем старообрядчества, затем принял единоверие, вел успешную коммерцию, добывал золото и занимался общественными делами. В 1844 году он занял пост екатеринбургского городского головы. Новый каменный храм был возведён в 1865 году на территории кладбища Спасского единоверческого прихода, но освящен лишь в 1888 году, 9 октября, во имя Михаила Архангела по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского и Ирбитского Поликарпа. Храм был семиглавый с колокольней и трехъярусным иконостасом. Самый большой колокол весил 9 пудов 18 фунтов (около 155 кг). 27 сентября 1920 года председатель общины Спасской церкви Александр Гилёв, священник Артемий Ведерников и ещё 40 человек подписали с Екатеринбургским уездно-городским исполкомом договор, согласно которому, прихожане обязывались сохранять в целости врученное им имущество, пользоваться им только «для удовлетворения религиозных потребностей» и не допускать «произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти, совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти…» Однако в 1922 году и этот бедный приход не избежал разорения. 10 мая 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей явилась в Михайло-Архангельскую церковь. В руки государства перешли риза с иконы и серебряные накладки с Евангелия. А 16 апреля 1929 года Михаило-Архангельская церковь была и вовсе закрыта властями в целях использования ее под клуб завода «Уральский пролетарий». Сейчас Михаило-Архангельская церковь не действующая и находится на территории фабрики «Сладко» (бывшей «Конфи»), что на Сибирском тракте, 19. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Ангелы именуются так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Имя Михаил — на еврейском значит «кто как Бог». Архангел Михаил в Священном Писании именуется «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7–9). Над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий. С древних времен прославлен Архангел Михаил на Руси. Защита русских городов Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Не было на Руси города без храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.

Община прихода во имя Архистратига Божия Михаила, г. Екатеринбург


Источник
ArtOleg
Единоверческая церковь во имя Архангела Михаила на территории кондитерской фабрики Конфи.
Апрель 2015

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

источник
ArtOleg
Субботник в восстанавливаемом храме Архистратига Божия Михаила на территории кондитерской фабрики «Конфи».
Елена Маркова.
21.06.2015
Друзья, свершилось! Сегодня, 19 июня, дружной компанией добровольцев во главе с о. Алексием Гизатуллиным мы отслужили молебен в восстанавливаемом храме Архистратига Божия Михаила на территории кондитерской фабрики «Конфи» и провели работы по уборке и расчистке храмового пространства. Это событие было одновременно и радостным, и удивительным! Радостным, потому что храм Божий живет только тогда, когда есть люди, которые в нем молятся. Удивительным, потому что в стенах церкви чувствуется присутствие Духа Святого, несмотря на долгие годы осквернения и попирания святыни. В храме прекрасная акустика и высокие своды. Он словно оживает и начинает дышать под звуки церковного пения!

Что касается фронта работ, которые были начаты и нуждаются в продолжении, то на первом месте стоит очистка стен от облупившейся штукатурки, гвоздей, арматуры, пробивка заложенных кирпичом дверных проемов (здесь требуется мужская сила), расчистка помещения от строительного мусора. На сегодняшний день здание храма окружено многочисленными пристройками: гаражом, баней, подсобками. Предстоит большая работа по их демонтажу и отделению от фасада.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Источник
Anuta-sun
А вот я интересуюсь, можно ли напроситься добровольцем на восстановление этой церкви или там только профессионалы нужны? Кто-нибудь может подсказать информацию, с кем связаться и как часто такие субботники проходят?
ArtOleg
Anuta-sun, на сайте Большого Златоуста есть контакты, попробуйте связаться с волонтерами. Тем более Архангельская церковь приписана к Златоусту.
Anuta-sun
Благодарю за информацию, попробую.
GenSolonov
Сомневаюсь что Вас возьмут, там и своих работяг наверное хватает
ArtOleg
Купол Михайло-Архангельской единоверческой кладбищенской церкви на территории кондитерской фабрики "Конфи". Вид с Шорного переулка.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Сергей Делькин:
В 1929 году с церкви сброшен крест и.... помещение переоборудовано под клуб.
В день кооперации открыт магазин, а в пристройке даже разместили курилку🚬
Заметка из газеты «На Смену»

Нажмите для просмотра прикрепленного файла.Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
21 ноября 2018 г.

Прихожане храма Архангела Михаила помолились о скорейшем восстановлении старинной церкви

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

21 ноября 2018 года, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, прихожане храма во имя Архангела Михаила, находящегося на территории кондитерского предприятия «Конфи», соборно вознесли молитвы о скорейшем восстановлении церкви.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

В 2020 году церковь Архангела Михаила будет праздновать свой 155-летний юбилей. Сегодня эта восьмигранная кирпичная церковь в русско-византийском стиле нуждается в восстановлении. Староста прихода Михаил Шипицын рассказал, что прихожане сегодня молились и о скорейшем восстановлении Архангельской церкви.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

По словам старосты, сейчас доступ прихожанам в старинный храм, находящийся на территории «Конфи», закрыт, а ближайшая церковь расположена на расстоянии пяти километров. Верующие надеются, что здание в скорейшем времени будет передано приходу и до 2020 года церкви будет возвращен первозданный вид - культурный памятник XIX века будет спасен, а жители получат возможность молиться в шаговой доступности от своих домов.

- Уже сегодня в здание Церкви заведено отопление, проведены работы по ремонту крыши, выполнены многие другие мероприятия, - рассказал курирующий по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла воссоздание храма иерей Виктор Явич.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Отметим, построенная на средства купца М.И. Коробкова в 1865 году Архангельская церковь до своего закрытия в 1929-м году служила для отпевания усопших. С 1847 года здесь находилось единоверческое Спасское кладбище, которое закрыли в 1930 году. Материалы из городского архива свидетельствуют о том, что на Спасском кладбище похоронены значимые в истории города люди, которые внесли неоценимый вклад в развитие и процветание уральской столицы. Такие как «кондитерские короли» XIX века Афонины, книготорговцы Блохины, промышленники Панфиловы и Первушины, купцы Тупиковы. Здесь же упокоилась знаменитая актриса Е.А. Иванова. К списку можно добавить досточтимые семьи Казанцевых, Федосеевых, Щуровых, Рязановых и Коробковых, рассказали прихожане храма Архангела Михаила.

Источник

ArtOleg
АКТ
государственной историко-культурной экспертизы
проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения
«Церковь», расположенного по адресу: Свердловская область,
г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 19


Настоящий акт государственной историко-культурной экспертизы составлен в
соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями на
18 июля 2019 года) и Положением о государственной историко-культурной экспертизе,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569
(действующая редакция).

Источник
Александр
Цитата(ArtOleg @ 22.8.2015, 18:46) *

Михаило-Архангельская единоверческая церковь на единоверческом кладбище

Изображение

ВКонтакте написано, что автор этого снимка - Noel Bunbury. Интересно: имя французское, а фамилия - английская. smile.gif
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.