Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: 11 Спецшкола ВВС
Форум Екатеринбург+Свердловск > Всё о городе. > Детали города. > Значки Екатеринбурга. > Авиация, Армия и Флот
dima160
В мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников».

В ноябре по этому вопросу правительство приняло решение. Оно было положительным. В постановлении указывалось, что «в целях подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов) в следующих городах: Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Киеве, Ворошиловграде, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Минске, Тбилиси и Ереване».

Каждая спецшкола получила свой номер. Так, Московской спецшколе ВВС был присвоен № 1, Ленинградской — № 2, Ивановской — № 3, Курской — № 4, Горьковской — № 5, Воронежской — № 6, Сталинградской — № 7, Саратовской — № 8, Казанской — № 9, Ростовской — № 10, Свердловской — № 11, Краснодарской — № 12, Киевской — № 13, Одесской — № 14, Днепропетровской — № 15, Харьковской — № 16, Тбилисской — № 17, Минской — № 18, Ворошиловградской — № 19, Ереванской — № 20.



Значок "г.Свердловск. 11 Спецшкола ВВС"

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

11-я спецшкола ВВС находилась на улице Малышева города Свердловска в трехэтажном здании под номером №71
Dim96
Значок "г.Свердловск. 13 СШВВС. 30 лет выпуска 1945 года."

Цитата(dima160 @ 10.11.2013, 17:24) *

Вот два любопытных значка. Похоже остались заготовки вот и пристроили их к делу smile.gif
50 лет присвоения городу имени Я.М.Свердлова


Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Материал: алюминий, фотоспособ.
Крепление: булавка.
Год выпуска: 1974.

и

г.Свердловск. 13 СШВВС. 30 лет выпуска 1945 года.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Материал: алюминий, фотоспособ.
Крепление: булавка.
Год выпуска: 1975.

СШВВС это Спец школа Военно-Воздушных Сил. Существовали такие учебные заведения с 1937 г. до 1955г. Но в Свердловске была 11-я, а 13-я, Киевская, спецшкола ВВС была эвакуирована к нам во время войны
Более подробно о спец школах на сайте http://www.ruscadet.ru/
и у нас http://1723.ru/forums/index.php?act=ST&...t=60#entry50523
Dim96
Цитата(4еловек @ 15.2.2013, 0:09) *

Еще одно интересное дополнение.

Специальная школа Военно-Воздушных Сил №11 (11 СШ ВВС)

ул.Малышева, 71. Школа 13. С 1941 г. в здании разместилась спецшкола ВВС №11. Здание не сохранилось, на его месте офисный центр.

Здесь нашел любопытные материалы и воспоминания об этой школе.

"Большую роль в создании специальных школ для Военно-воздушных сил сыграл прославленный летчик М.М. Громов, крупнейший знаток проблем обучения высококлассных пилотов. При его непосредственном содействии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников».

В ноябре по этому вопросу правительство приняло решение. Оно было положительным. В постановлении указывалось, что «в целях подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов) в следующих городах: Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Киеве, Ворошиловграде, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Минске, Тбилиси и Ереване».

Тем же числом Советом народных комиссаров было утверждено и Положение о спецшколах ВВС.

Общее количество учащихся во всех трех классах каждой специальной средней школы должно было быть не менее 500 человек, начало занятий предусматривалось со 2 января 1941 года.

Каждая спецшкола получила свой номер. Так, Московской спецшколе ВВС был присвоен № 1, Ленинградской — № 2, Ивановской — № 3, Курской — № 4, Горьковской — № 5, Воронежской — № 6, Сталинградской — № 7, Саратовской — № 8, Казанской — № 9, Ростовской — № 10, Свердловской — № 11, Краснодарской — № 12, Киевской — № 13, Одесской — № 14, Днепропетровской — № 15, Харьковской — № 16, Тбилисской — № 17, Минской — № 18, Ворошиловградской — № 19, Ереванской — № 20.

Желающих попасть в спецшколы оказалось довольно много: молодых людей влекла романтика авиационной службы, чувство долга, стремление защищать Родину.

Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Осоавиахим» и других. Учитывался и интеллектуальный уровень будущих авиаторов.

Каждый поступающий должен был заполнить анкету, которая хранилась в его личном деле до окончания школы. По ней велась проверка абитуриентов органами НКВД.

СТРУКТУРНО каждая спецшкола была подобна армейскому подразделению: она делилась на роты, взводы во главе с командирами, все подчинялось строгому воинскому распорядку. Надо отметить, что хотя это и было поначалу непривычно, но нисколько не тяготило учащихся: ведь сюда шли по зову сердца, заранее настроив себя на преодоление любых трудностей.

Начальники (директора) школ назначались из числа гражданских лиц Наркомпросом, но с согласия Управления учебными заведениями ВВС Красной армии. Каждый руководитель школы имел трех заместителей: по учебной работе (завуч), а также по политической и по строевой части. Два последних являлись кадровыми военными. Завуч занимался организацией учебного процесса, ведал канцелярией штаба школы; заместитель по политической части отвечал за политическое воспитание; заместитель по строевой части руководил собственно военным обучением ребят и именовался командиром отдельного батальона. Постоянный состав батальона — преподаватели и командиры, переменный — учащиеся, объединенные в три роты. Первая рота — выпускная, она состояла из учеников, проходивших курс обучения по программе 10 класса средней школы; во второй и третьей ротах находились спецшкольники, обучавшиеся соответственно по программам 9 и 8 классов средней школы. Во главе каждой роты стоял командир, назначаемый из лиц командного состава запаса ВВС, и его помощник — старшина роты, замещавший командира в его отсутствие. Старшина назначался приказом начальника школы из лучших учащихся, постоянно находился при роте и управлял ее жизнью в соответствии с действующими уставами Красной армии.

Каждая рота подразделялась на пять взводов. По меркам обычной школы это было пять параллельных классов, во главе каждого также стоял командир, назначавшийся из преподавателей школы (в том числе и из числа женщин). По сути дела, это были обычные классные руководители, однако с более широкими правами и обязанностями, чем их гражданские коллеги. Первым помощником командира взвода являлся, как и в армии, помкомвзвода, который командовал и управлял жизнью взвода во всех случаях отсутствия командира. Помкомвзвода находился в подчинении старшины роты и имел в подчинении командиров отделений своего взвода. Помкомвзвода и командиры отделений также назначались из учащихся школы. Они назывались младшими командирами и обладали соответствующими правами и обязанностями. Нижним звеном в этой «иерархии» являлся сам учащийся, который также имел соответствующие права, но в большей степени — обязанности.

Обучение, обмундирование, питание, а для некоторых учащихся и жилье — все оплачивалось государством.

Большинство учащихся школы (местные) жили в своих семьях и каждое утро обязаны были являться к утреннему построению, поверке и зарядке. Затем следовали завтрак, занятия, обед, самоподготовка (приготовление уроков) и ужин, после чего воспитанники отправлялись домой.

Иногородние учащиеся проживали в интернате при спецшколе, где царил жесткий распорядок дня с подъемами, построениями и отбоями, т.е. в полном соответствии с Уставом внутренней службы Красной армии. Конечно, ребятам было тяжеловато, зато они не теряли время на дорогу от дома до школы, у них лучше было развито чувство коллективизма, они впоследствии быстрее адаптировались к жизни воинских коллективов.

Спецшкольники, или «спецы», как они себя называли, носили особую военную форму одежды, подразделявшуюся на летнюю и зимнюю. Последняя служила также и парадной. Голубые петлицы хлопчатобумажной гимнастерки были украшены эмблемой ВВС — «птичкой» и треугольниками знаков различия, чтобы можно было отличить рядового от командира. С введением в Красной армии погон они появились с января 1944 года и на плечах учащихся спецшкол. Интересно, что приказ по этому поводу был подписан лично И.В. Сталиным.

Питание учащихся было трехразовым, в школьной столовой. Однако в трудное военное время возникли проблемы с продовольствием, страна перешла на карточную систему. Ухудшилось и снабжение спецшкол. Недоедали не только учащиеся, но и их преподаватели и командиры. Чтобы иметь какую-то прибавку к пайку, спецшкольники помогали колхозникам в уборке урожая, в других работах, трудились на заготовке дров для отопления занимаемых помещений.

Dim96
Цитата(4еловек @ 15.2.2013, 0:13) *

Окольцованная птица 2 глава
Валерий Хлызов

(документальное повествование)
II. Дорога в небо

Весна 1941 года в Свердловске стояла запоздалая, снег на улицах пролежал весь апрель. Лето же, на удивление, выдалось жарким и долгим. Когда началась война, отцу не исполнилось и пятнадцати. За плечами у него была восьмилетка, возрастные нормативы всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и тяжелое бремя прошлого. Правители страны давно предвидели возможность иноземного нашествия, и по мере его приближения старались погасить волну междоусобных репрессий. В полувоенные учебные заведения теперь позволили поступать детям изгоев, в том числе ссыльных и переселенцев. Так Аркадий Хлызов оказался в 11-й специальной средней школе ВВС.
В тридцатые годы авиация находилась в ореоле славы и героизма. Моего отца, как и многих его сверстников, волновали рекордные полеты и перелеты советских, воздушных асов, выдающиеся достижения в области авиационной техники. Летчиками стремились стать не только комсомольцы, шефствующие над ВВС десять предвоенных лет, но и все мальчишки, влюбленные в небо.
Спецшколы ВВС появились в системе Наркомата просвещения СССР за год до войны. Они являлись общеобразовательными учебными заведениями, предназначенными для подготовки юношей к поступлению в военные училища. Срок обучения на базе 8-10 классов составлял три года. В спецшколе учащиеся наряду с общими дисциплинами изучали воинские уставы, основы военного дела, занимались строевой и физической подготовкой. Спецшколята носили форму военного образца темно-синего цвета, с эмблемами ВВС в петлицах. В первый год войны головным убором в зимнее время служила знаменитая буденовка с пятиконечной звездой.
11-я спецшкола ВВС находилась на улице Малышева города Свердловска в трехэтажном здании под номером №71. Каждой роте отводился этаж. Первая рота состояла из выпускников, вторая - учащихся второго года обучения, а третья - вновь поступивших. В роту входило шесть взводов и в каждом около тридцати человек. В свободное от учебы время местные учащиеся жили с родителями дома, а иногородние в здании интерната по улице Белинского.
Директором школы в 1941 году был капитан ВВС Д.С. Серебренников, его заместителем по строевой части и командиром батальона - капитан Казанцев. Учебной частью заведовал гражданский преподаватель О. М. Василюк. На протяжении всей жизни отец не раз рассказывал о школьных годах, упоминая сохранившиеся в памяти фамилии преподавателей. Особенно часто вспоминал учителя физкультуры В. И. Пластинина и командира роты М. В. Ефимова.
Физруку Викентию Ивановичу Пластинину в 1941-м исполнилось тридцать пять. Выходец из Архангельской области, выпускник ГЦИФК - столичного института физической культуры, к этому времени он зарекомендовал себя отличным лыжником. В 1939 году добровольцем Викентий Иванович ушел на финскую войну. В составе лыжного батальона участвовал в боевых действиях, получил контузию и ранение. После финской войны техник-интендант 1 ранга запаса Пластинин со спортом не простился. В 1940 году (с 5 по 26 декабря) лыжник - перворазрядник Пластинин возглавлял известный лыжный пробег Свердловск - Новосибирск. Команда в составе В. И. Пластинина, В. Н. Нагибина, С. В. Воронова, Б. И. Ерохина и М. С. Созинова за семнадцать походных дней преодолела маршрут протяженностью 1528 километров. С началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Пластинин стал преподавателем по строевой и физической подготовки 11-й спецшколы ВВС.
Молодцеватый, подвижный, словоохотливый, с природной тягой к живописи и поэзии Викентий Иванович Пластинин по праву был кумиром всех учащихся. Много сил и энергии отдал известный спортсмен спецшколятам, чтобы сделать из них физически сильных, закаленных людей. Повышенные требования физрука ребят не тяготили, в них они видели романтическое начало и охотно состязались в силе, ловкости и выносливости. Им импонировало, что Викентий Иванович обращался с ними как с равными, вполне взрослыми людьми.
Противоположностью подвижному и общительному Пластинину был командир роты Ефимов. Михаил Васильевич выглядел старше своих двадцати шести лет. Несуетливый и молчаливый, он оставался неприступным для учащихся. Почти никто из них ничего не знал о прошлом командира роты. Лишь черные перчатки, скрывающие следы ранений, боевой атрибут техника старшего лейтенанта свидетельствовали о его фронтовой биографии.
До войны Михаил Васильевич работал начальником планового отдела Чусовского металлургического завода. На фронт ушел добровольцем. Служил техником в авиационном полку, затем прошел подготовку в спецназе военной разведки. В ноябре 41-го года диверсионно-разведывательную группу Ефимова забросили в район занятого фашистами Новгорода. Боевое задание заключалось в уничтожении стратегически важного объекта - хранилища с фальшивыми советскими деньгами. Эти деньги гитлеровцы намеревались использовать в финансовой войне против нашей страны, но им это не удалось. Группа Ефимова с честью выполнила задание и вернулась в расположение советских войск. При переходе линии фронта в районе Крестцов Михаил Васильевич получил тяжелые ранения. Их последствия не позволили Ефимову вернуться на фронт. В начале сорок второго после излечения в госпитале техника старшего лейтенанта откомандировали в 11-ю спецшколу ВВС.
Ефимов не любил говорить много; то же немногое, что говорил, выражал кратко и ясно. За суровость воспитательных мер спецшколята в шутку между собой называли его "Гессом". Командир роты действительно отличался требовательностью и суровостью к нарушителям дисциплины. Провинившихся ребят нередко заставлял в качестве наказания ползать по-пластунски во дворе школы, без надобности рыть и закапывать ямы, исполнять по ночам обязанности истопников в городской бане. Спецшколята не догадывались, что в душе Михаил Васильевич их жалеет. Жалеет за загубленное детство, а наказывает, чтобы приучить к дисциплине. Без дисциплины, в чем не сомневался Ефимов, солдат не отвечает главному своему назначению - быть защитником Родины. "Всякий солдат должен понимать свой маневр", - азбучно повторяли учащиеся вслед за командиром роты суворовскую аксиому, до конца не осознавая ее сути.
С благодарностью отец вспоминал учителя математики Н. И. Рязанцева. Никанор Иванович привил учащимся любовь к точным наукам, показал их взаимосвязь с военными дисциплинами.
Каким был мой отец в ту далекую военную пору? По воспоминаниям спецшколят, небольшого роста, кучерявым крепышом, с необычайно голубыми глазами. Энергичного, дисциплинированного и прилежного Хлызова сразу заметил Ефимов и назначил командиром отделения в третий взвод. Там Аркадий близко сошелся со свердловчанами Толей Бубновым, Колей Астафьевым, Юрием Мамичем, Юрием Тиминым. Дружеские отношения он поддерживал с ребятами из других взводов: Димой Хороших, Юрием Матвеевым и Эдиком Еляном по прозвищу Цыганок.
Занятия спортом укрепили отца физически. Лыжная команда спецшколы, в состав которой входили Хлызов и Мамич, не раз занимала призовые места. В феврале 1942-го на лыжном кроссе в Центральном парке культуры и отдыха Пластинин и спецшколята показали высокие результаты. Сам Викентий Иванович прошел десятикилометровую дистанцию за 38 минут при норме 65. Учащиеся спецшколы ВВС постоянно участвовали в спортивной эстафете на приз газеты "Уральский рабочий".
В 1943 году за успехи в физическом воспитании учащихся начальника 11-й спецшколы ВВС, к тому времени майора Серебренникова, и техника старшего лейтенанта Пластинина поощрил командующий войсками УрВО генерал-лейтенант
А. В. Катков.
В зимние холодные месяцы до улицы Толмачева Аркадий ехал трамваем. Затем пешком по заснеженному городу следовал до знакомого здания на углу улиц Луначарского и Малышева. В конце учебного дня не всегда праведно добывал дефицитные дрова. Дома топил печь, жарил промерзшую картошку, пил с густой патокой чай. В спецшколе в первые годы войны бесплатно кормили лишь тех учащихся, чьи родственники погибли на фронте. Остальным же ребятам, в том числе и Аркадию, выдавали продуктовые карточки на восемьсот граммов, как правило, ржаного хлеба. Хлеб подростки обменивали на махорку. Спецшколята вовсе не были кроткими агнцами. Случалось всякое: и потасовки с местной шпаной, когда в ход шли армейские ремни с начищенными бляхами, и подвохи "мучителю Гессу" в отместку за обиды. Но не эти ребячьи выходки определяли лицо детей войны.
Война явилась суровой проверкой советских людей. Четырехсоттысячный Свердловск в ту пору являлся кузницей оружия, центром подготовки военных кадров. Спецшколята во всем старались походить на взрослых, переносивших на своих плечах основные тяготы войны. По мере сил и возможностей учащиеся вносили свой вклад в дело великой победы. Летом сорок второго в течение двух месяцев они убирали урожай в селе Никольском Сысертского района. В трудовой лагерь и обратно добирались пешком, проделав путь более 90 километров. В селе жили в захудалом бараке, насквозь продуваемом ветрами. Летние месяцы сорок третьего провели в Гореловском совхозе, а осенью убирали овощи в деревне Бруснята Белоярского района. В выходные дни и свободные от учебы вечера встречали прибывающие с фронта санитарные поезда, снаряжали боеприпасы на заводе №46. Разгружали вагоны с зерном на элеваторе, копали траншеи под водопровод, заготовляли топливо, помогали в реконструкции здания цирка. Участвовали в массовых сценах в Свердловском академическом государственном театре оперы и балета, и это неполный список их добрых дел. В праздничные дни воспитанники спецшколы непременно бывали на площади имени 1905 года. Проходили по ней как настоящие военные, чеканя шаг и отдавая честь гранитной трибуне, ставшей через 15 лет пристанищем изваянию вождя революции.
Жизнь шла своим чередом. Отец Аркадия, имеющий броню, сутками не покидал ВИЗа, как и мать мастерской по пошиву амуниции. Тетка Анастасия работала медсестрой в военном госпитале. Жена расстрелянного дяди Сережи - Мария Васильевна в Первоуральске воспитывала малолетних детей Геннадия и Юрия. Дед Неофит, который год томился в Гулаге.
Искусству танцев спецшколят учил балетмейстер Театра музыкальной комедии. Вечера отдыха всегда являлись праздником для учащихся. Демонстрируя свои навыки девчатам города, мальчишки очень гордились собой. На танцы Аркадий приглашал подружку Таю. Кружась в вальсе, подростки робко поглядывали друг на друга. После танцев они долго бродили по ночным улицам, мечтая дождаться окончания войны и начать новую жизнь. Вот тогда-то и узнал визовский паренек, что счастье не только в том, чтобы покорять небо. Эта девочка с улицы Пушкина - юношеское увлечение отца, помогла ему понять сложную формулу счастья. Настоящая же любовь к отцу пришла значительно позже, но татуировка на руке с именем "Тая" оказалась несмываемой до конца дней.
По-разному сложилась судьба учителей отца и его друзей - выпускников 11-й спецшколы ВВС Свердловска.

Dim96
Цитата(4еловек @ 15.2.2013, 0:18) *

Материалы по спецшколам ВВС. Кстати, петлички "11 СШ" как раз Свердловские.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Dim96
Значок "г.Свердловск. 11 Спецшкола ВВС. 25 лет выпуска 1952 года."

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Крепление: булавка.
Dim96
Значок "г.Свердловск. 11 Спецшкола ВВС."

Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Заливной, основа латунь.
Размер щита: 20 х30мм
Год выпуска: 2017

Это один значок из серии "Спецшколы ВВС".
Вся серия выглядит так:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.