Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Религиозный ландшафт Свердловска-Екатеринбург
Форум Екатеринбург+Свердловск > Всё о городе. > Ностальгия по Свердловску.
gahanbar
Очень много мы знаем про историю православия в Екатеринбурге-Свердловске, а о мусульманах, буддистах, баптистах и др. совсем мало. Сюда буду загружать постепенно статьи историков и религиоведов об истории религий нашего города. Если у Вас остались живые воспоминания, прошу Вас ими поделиться! Будет интересным оживить историю различными картинками и фотографиями!

Большая просьба не называть представителей других религий "сектантами" и другими уничижительными названиями!
gahanbar
Быданцев А. П. Современное состояние Церкви адвентистов седьмого дня в Екатеринбурге (на примере интервью с пастором екатерибургской общины «Церкви христиан адвентистов седьмого дня») / А. П. Быданцев // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: Материалы круглого стола «Религия и религиоведение на Урале», Екатеринбург, 20 октября 2017 года: сборник научных статей и тезисов. — Екатеринбург : Деловая книга, 2018. — С. 191-193.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ
СЕДЬМОГО ДНЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ (НА ПРИМЕРЕ
ИНТЕРВЬЮ С ПАСТОРОМ ЕКАТЕРИБУРГСКОЙ ОБЩИНЫ
«ЦЕРКВИ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ»)
Ключевые слова: Церковь адвентистов седьмого дня, адвентизм
на Урале, религиозные общины Екатеринбурга, религиозные
организации.
Термин «адвентизм» (лат. adventus — пришествие) в христианском контексте даёт акцент на один из ключевых догматов о вере
во второе пришествие Иисуса Христа и готовность мира к будущим
событиям. Сегодня адвентизм существует как протестантское направление, именуемое Церковью христиан адвентистов седьмого дня
(далее – ЦХАСД).
Церковь возникла в 1860 г. под руководством Елены Уайт (26
ноября 1827 — 16 июля 1915). Руководство церкви обосновалось
в штате Мичиган, объединив в мае 1863 г. несколько конференций,
и стало именоваться Генеральной Конференцией Церкви адвентистов
седьмого дня. Генеральная Конференция является общим органом
управления религиозной организации [1, с. 143–168].
Сегодня приходы церкви имеются почти во всех крупных городах
РФ. Далее речь пойдет о конкретном приходе ЦХАСД, который находится в Юго-Западном районе Екатеринбурга на Депутатской улице.
Дальнейшие сведения были получены в ходе интервью с пастором
первой екатеринбургской общины Церкви христиан адвентистов
седьмого дня Евгением Анатольевичем Екимовым 18 ноября 2017 г.,
и включенного наблюдения богослужения данной религиозной организации 14 ноября 2017 г.
Из интервью стало известно, что ЦХАСД в Екатеринбурге имеет
несколько общин. По словам действующего пастора церкви Евгения
Анатольевича Екимова, церковь в Екатеринбурге возникла в период
1947–1948 гг. Сейчас храм имеет вид каменного двухэтажного здания
с крестом в верхней части. Внутри церкви имеется крупный зал для
богослужений со скамейками и алтарем, гардероб, библиотечный
отдел, второй этаж с видом на зал для богослужений. Возле главного
— 192 —
здания церкви находится дом, который находится в пользовании
церкви: в нем находится библиотека адвентистов, кабинеты руководящих отделов и трапезная комната.
С падением СССР началась активная деятельность австралийских
и американских миссионеров в Екатеринбурге, и в 1992 г. церковь
стала расти. Сам приход возник на рубеже 80–90- х гг. Церковь зарегистрирована как религиозная организация 3 февраля 2003 г. [2]. Со
времён 2000-х годов община имеет стабильную численность. Всего
в общине находится около 100 членов церкви. На богослужение также
приходят не члены церкви.
Внутренняя структура церкви включает совет и руководящие
органы. Пастор – руководитель общины. Церковные отделы: отдел
здоровья, благотворительности, музыки, диаконии, литературы и библиотека. Евгений Анатольевич является пастором в Екатеринбурге
с 2015 г., до этого он был пастором в г. Алапаевске, г. Североуральске,
г. Кудымкаре. Помимо церковной деятельности пастор занимается
активной внецерковной деятельностью: является председателем
уральского филиала «Российской ассоциации защиты религиозной
свободы», также занимает должность директора отдела по общественным связям в ЦХАСД.
В каждый субботний день проводится проповедь на конкретную
тему и организуется субботняя школа. Субботняя школа – это обучающее мероприятие в формате семинара и обсуждения библейских
сюжетов; имеет вид нескольких групп, разделенных по возрастному
признаку, в каждой группе имеется ведущее лицо – учитель общины.
Все темы обсуждения в каждой группе были одинаковы, как и во всей
мировой религиозной организации ЦХАСД. Ритуальная деятельность
церкви не носит мистического, «энергийного» характера. Все обряды
символичны: похороны, венчание, елеопомазание, вечеря Господня,
благословение детей, крещение.
Церковь организовывает социальные проекты: благотворительные акции «добрые руки», которые заключаются в передаче продуктов питания нуждающимся, имеются юридические консультации,
музыкальные школы, школы пения, компьютерные уроки. Проводит
различные акции на тему здорового образа жизни: социальные акции
против курения и алкоголизма. Социальная деятельность церкви
удостаивается правительственных грантов.
Руководство церкви активно сотрудничает с представителями
других религиозных организаций: муфтиями, священнослужителями
и пасторами других конфессий [3].
— 193 —
14 ноября 2017 г. было посещено субботнее богослужение ЦХАСД,
которое длилось с 10:00 до 13:00. На нём присутствовало около 80
людей разных возрастов, преимущественно от 30 лет. Были члены
церкви, члены других адвентистских общин и прихожане, не являющиеся членами церкви.
Структура богослужения состояла из выступлений пастора, хоровых и сольных выступлений членов церкви, групповых молитв и гимнов. Также выступали члены церкви, рассказывали о своих успехах,
о новостях в жизни, о просьбах, рассказывали поучительные истории,
передавали привет из разных городов. Имелась воспитательная часть
для детей: школьного и дошкольного возраста, один из учителей
общины рассказывал им поучительную историю, связанную с любовью к Богу и правилами дружественного отношения к ближним.
Проводилась субботняя школа после первой части выступления
пастора. Тема была посвящена интерпретации нравственных проблем
в новозаветной книге «Послание к Римлянам».
Проповедь пастора была посвящена теме грехопадения и христианской эсхатологии. Наблюдалось, что пастор в основе своей аргументации приводил данные разных наук и их собственную интерпретацию. Пастор приводил примеры из современной жизни (упоминал
о случившихся катастрофах, ДТП, природных катаклизмах), лекция
читалась на высоком эмоциональном уровне. Трагичные события
переживались пастором и вызывали эмоциональную реакцию у слушателей. В это время слушатели поддерживали пастора и испытывали доверие к нему.
Под конец богослужения проводилось добровольное пожертвование. Гостям пастор подарил книги на адвентистские темы [4].
Таким образом, Церковь христиан адвентистов седьмого дня
в Екатеринбурге находится в состоянии открытости и организованной
церковной и общественной деятельности. Происходит взаимодействие с другими социальными институтами, религиозными организациями. Община занимается активной социальной деятельностью,
имеет устоявшееся число прихожан.
Библиографический список:
1. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история
и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное
издание). – СПб.: Европейский дом, 2004. – 392 с.
2. Организация ЦРО УО Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого
Дня [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.list-org.com/
company/2339669 (дата обращения: 28.12.2017).
gahanbar
Патрушев А. Ю. Новые религиозные движения на Урале в конце XX – начале XXI вв. (на примере Церкви мормонов и Церкви адвентистов Седьмого дня) : магистерская диссертация / А. Ю. Патрушев ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт гуманитарных наук и искусств, Департамент «Исторический факультет», Кафедра археологии и этнологии. — Екатеринбург, 2014. — 106 с. — Библиогр.: с. 66-75 (69 назв.).

На рубеже 1980-90-х гг. в Екатеринбурге по адресу ул. Депутатская,
35 появился еще один приход церкви адвентистов. Он представлял собой
небольшой храм в маленьком доме в глубине двора1
. Именно этот храм стал
центром адвентизма на Урале в конце XX – начале XXI вв.
Из постперестроечного периода российские адвентисты особо
выделяют 1990 г. Тогда в Индианаполисе, было объявлено о создании
одиннадцатого, Евро-Азиатского дивизиона Генеральной конференции
церкви адвентистов седьмого дня. Для адвентистов это событие является
важным по той причине, что общины церкви, расположенные на территории
СССР после долгих десятилетий борьбы, изоляции и кризисов вновь стали
частью всемирной организации 2
. Адвентисты Урала и Свердловской
области в настоящее время относятся именно к этому дивизиону.
В Екатеринбурге существует четыре общины адвентистов седьмого
дня, что подтверждается информацией сводного сайта протестантских
деноминаций России 3
, собственным Интернет-ресурсом церкви
адвентистов4
, а также словами пастора церкви Ю. М. Волобоева5
. Общины
адвентистов России проживают в разных районах города. Такое разделение
обусловлено исключительно локальными особенностями, то есть общины
изначально на заре своего формирования были организованы по
территориальному признаку. Адвентистский храм в Екатеринбурге всего
один, он расположен по адресу ул. Депутатская, 35. Церковь расположена в
двухэтажном доме, построенном в виде храма с крестом, на территории
частного сектора. Внутри храма имеется фойе, смежное с залом собраний, в
котором проходят служения. В зале в несколько рядов расставлены скамьи,
а в алтарной части находилась кафедра и фортепиано. Над кафедрой на
стене висит крест. Под алтарной частью, на цокольном этаже расположено
помещение для крещения. У храма есть второй этаж – балкон, где во время
служения также находятся прихожане. Рядом с храмом построено еще одно

1 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 18.02.2014. ЛААП. Ф. 1. Оп .1. Д. 19. Л. 12.
2
Зайцев Е. В. История Церкви Адвентистов Седьмого Дня... С. 517.
3 Церкви // Протестантизм. Новости протестантского мира. Христианские новости. URL:
http://www.protestant.ru/findchurch/church...ery/10980_19725 (дата обращения: 05.05.2014).
4 Адреса общин Церкви АСД – Россия – Екатеринбург // ADVENTIST.SU. URL:
http://www.adventist.su/church/address/city/1296.html (дата обращения: 19.05.2014).
5 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 18.02.2014. ЛААП. Ф. 1. Оп. 1. Д. 19. Л. 12-13.
56
здание, относящееся к церкви адвентистов, в котором располагается архив,
библиотека и кабинеты сотрудников религиозной организации. Фото храма
представлено в Приложении 1, рис 11.
В храме на ул. Депутатской, 35 по субботам в разное время
собираются две общины. Остальные две общины для субботних
богослужений собираются в здании по адресу ул. Кулибина 2, где церковь
арендует помещения.
Автор неоднократно посещал субботние служения адвентистов
седьмого дня в храме на ул. Депутатской1
и, в целом, их структура была
одинакова. На проповедях присутствовали лица всех возрастов, в том числе
дети, но в численном плане преобладали пенсионеры. Количество прихожан
каждый раз составляло примерно 80 человек. Иногда в зале присутствовали
адвентисты из других городов, гостившие в Екатеринбурге.
Перед служениями в помещениях храма проводилась Субботняя
школа по нескольким группам – молодые женщины, молодые мужчины,
семейные пары, пенсионеры. В беседах могли участвовать любые
желающие, в том числе и новоприбывшие. Помимо этого, к автору
настоящей работы перед служением неоднократно подходили прихожане,
желая познакомиться и пообщаться на религиозные темы, а также с целью
пригласить на последующие церковные мероприятия.
Сами служения начинались примерно в 11 часов утра. Четкого плана
они не имели и представляли собой череду выступлений служителей церкви
и прихожан, а также несколько коллективных молитв и исполнение
религиозных гимнов в формате караоке. Начинал служение с приветствия
либо сам пастор Юрий Волобоев, либо пресвитер Даниил Пашкин. Далее,
как правило, выступали прихожане – они рассказывали религиознопоучительные истории из Библии и собственной жизни, а также исполняли
песни, по-видимому, собственного сочинения, посвященные Богу и
религиозным темам.

1 Отчет о посещении храма церкви АСД 31.07.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 2. Д. 15. Л. 9-10.
57
Также адвентисты проводили служение для детей. Всех детей
приглашали к кафедре и рассаживали вокруг нее, после чего пресвитер
рассказывал им «детскую историю» с сюжетом о том, как Бог и молитвы
способны помочь человеку в жизни.
Во время служения собиралась добровольная церковная десятина: по
рядам проходили люди с корзинками для пожертвований на нужды
общины. Адвентисты седьмого дня всего мира практикуют сбор десятины,
утвержденный Генеральной Конференцией еще на заре становления церкви
для поддержки служителей 1
. Те, кто впервые посетил церковь, были
коллективно поприветствованы всей общиной и им были подарены книги и
брошюры религиозного характера.
Завершали служения либо пастор, либо пресвитер, произносившие
достаточно длинные финальные проповеди. В них они часто упоминали о
бытовых жизненных ситуациях и вещах, привычных и знакомых для
прихожан церкви. К примеру, они рассказывали о летнем отдыхе у моря, об
отношениях с соседями по подъезду и коллегами по работе, о проблемах со
здоровьем, о запрете религиозной веры в СССР. Также они часто отмечали
то обстоятельство, что Бог всегда помогает всем, кто верит в него. Кроме
того пастор упоминал о том, что некоторые члены Церкви из других стран
(Узбекистан, Афганистан, Уругвай) находятся в тюрьме за свою
миссионерскую деятельность, и прихожанам церкви необходимо ценить
возможность в России безопасно собираться в храме и молиться.
Как было сказано выше, в Екатеринбурге существуют четыре общины
адвентистов седьмого дня. Также общины есть почти во всех городах
Свердловской области. В Каменске-Уральском находится еще один храм
адвентистов. В сельской местности адвентистов не так много2
. По словам
миссионеров, с которыми автору удалось пообщаться перед проповедью,

1 Десятина – более удачный метод // Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ –
Евро-Азиатский Дивизион. URL: http://adventist.ru/2012/05/26/desyatina-b...dachnyiy-metod/ (дата
обращения: 09.05.2014).
2 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 31.08.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 14. Л. 8.
58
общее количество адвентистов в Екатеринбурге составляет приблизительно
300 человек 1
. Пастор же назвал иную цифру – 400 человек, «активно
посещающих субботние богослужения 2
». Кроме них также есть люди,
считающие себя адвентистами, но по разным причинам не участвующие в
церковных мероприятиях. Общины адвентистов Екатеринбурга
контактируют между собой, существуя в рамках единой религиозной
организации – Уральской конференции, которая в свою очередь подчинена
Всероссийской Церкви, а та входит в состав Евро-Азиатского дивизиона3
.
Что касается важнейших вопросов об актуальности церкви
адвентистов седьмого дня для жителей Екатеринбурга и причинах,
приводящих людей на собрания этой религиозной организации, то пастор
предоставил на них весьма широкий ответ 4
. По его словам, главной
причиной является личный внутренний поиск Бога. Тяжелые жизненные
условия не обязательно являются основным способом мотивации начать
новую религиозную жизнь для новоприбывших. Церковь посещает
множество людей семейных, образованных, имеющих хорошую работу.
Некоторые пришли к адвентистам, посетив перед этим богослужения
других религиозных деноминаций – баптистов, харизматов,
пятидесятников. Новоприбывшие отмечают, что у адвентистов основанием
веры является тщательное изучение Священного писания. В отличие от
пятидесятников и харизматов, здесь не делается яркий акцент на
музыкальном сопровождении проповедей. Возможно, поэтому в церкви
адвентистов присутствует такое большое количество пенсионеров и людей
среднего возраста. Энергичная, почти рок-н-ролльная музыка
пятидесятников и харизматов им не по душе.
После того как человек начинает посещать церковь и изучать Библию
с помощью адвентистских священнослужителей, он может общаться с

1 Отчет о посещении храма АСД 31.07.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 2. Д. 15. Л. 9.
2 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 31.08.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 14. Л. 7.
3Там же. Л. 6.
4 Там же. Л. 6-7.
59
Богом, различать добро и зло, выстраивать свою жизнь на основании
божественных законов. Человек уделяет большое внимание своей семье;
какие-либо посторонние личные отношения исключаются, что способствует
укреплению брака. В этом, с позиции адвентистов, заключается семейное
счастье.
Что касается образа жизни, который пропагандирует вероучение
адвентистов, то в его отношении нет строгих предписаний и запретов.
Основа образа жизни для них – Десять заповедей. Помимо этого
существуют увещевания или рекомендации, например, касательно одежды в
храме. Не приветствуется ношение мини-юбок или джинсов. Это
увещевание напоминает самый обыкновенный дресс-код, которому
придерживаются многие обычные компании и офисы. Церковь негативно
относится к употреблению алкогольных напитков. Руководители церкви не
контролируют исполнение этого предписания, и употреблять спиртное или
нет, решает каждый сам для себя. «Санитарная реформа», введенная Еленой
Уайт, в настоящее время также считается увещеванием, а не жестким
запретом. Все продукты и вещества, перечисленные в ней, отрицательно
сказываются на здоровье человека, но их употребление не является грехом1
.
Таким образом, для адвентистов лишь Десять заповедей являются
авторитетными указаниями и требуют строжайшего следования. Все
остальные предписания церкви носят лишь рекомендательный характер.
Нарушение Десяти заповедей приводит к отлучению от церкви. По
словам пастора, человек – существо публичное и рано или поздно о
совершаемых им грехах станет известно. Если после беседы человек не
раскаивается в содеянном и не прекращает грешить, то его исключают из
общины. В основном исключения случаются по причинам супружеских
измен, либо воровства. Но человек всегда может вернуться в церковь, если
он решится на раскаяние2
.

1 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 31.08.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 14. Л. 7-8.
2 Там же. Л. 8.
60
Екатеринбургские адвентисты помимо основных церковных
мероприятий, таких как субботние служения, крещения, также отмечают
праздники, в целом характерные для людей нашей страны. Осенью
отмечается праздник урожая, проводятся семейные праздники (возможно,
здесь подразумеваются дни рождения). Празднуются Пасха и Рождество. В
отличие от католиков, адвентисты не верят, что на причастии хлеб и вода
превращаются в плоть и кровь Христа. Они воспринимают эти продукты
лишь как символы, аналогичные кресту. Вообще, для адвентистов
общехристианские праздники не являются сакральными таинствами. Также
любопытна позиция адвентистов в отношении венчания. Оно тоже является
символом, но в отличие от католиков строгого осуждения за развод после
венчания в церкви не существует. Каждый человек имеет право на выбор
спутника или спутницы жизни, и венчание не в силах повлиять на него1
.
Церковь адвентистов проводит различные акции, направленные как на
помощь конкретным социальным группам, так и на привлечение на
богослужения новых прихожан. К примеру, в ходе интервью пастор
упомянул, что адвентисты долгое время работали на железнодорожном
вокзале города Екатеринбурга с бездомными. По субботам представители
церкви подвозили для них еду и одежду. Но никто из них так и не стал
активно посещать богослужения2
.
Со стороны городских властей адвентисты седьмого дня притеснения
не ощущают. Церковь официально зарегистрирована как религиозная
организация 3
. По словам пастора, пропаганда на бытовом уровне с
негативной характеристикой церкви адвентистов как секты существует4
. Он
считает, что такую информацию распространяют невежественные
журналисты, не знакомые с сутью дела. Помимо этого данное мнение имеет
место из-за религиозной необразованности населения, даже относительно

1 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 31.08.2013. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 14. Л. 7.
2 Там же.
3
Религиозные организации Свердловской области // Официальный сайт Правительства Свердловской
области. URL: http://www.midural.ru/community/100326/ (дата обращения: 12.05.2014).
4 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 18.02.2014. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 19. Л. 12.
61
понятия христианской веры и христианских религиозных ответвлений. Как
сказал пастор, сами адвентисты проводили опрос среди населения,
спрашивая «Вы христианин?», и многие отвечали на этот вопрос «Нет, я –
православный».
Отношение Русской Православной церкви к адвентистам седьмого
дня также негативное. Материалы православного сайта «Миссионерскоапологетический проект «К истине»» открыто именуют адвентистов
сектантами и предлагают подборку статей о церкви адвентистов с ярковыраженным негативным окрасом1
. Упоминавшийся в предыдущей главе
православный исследователь А. Л. Дворкин также именует адвентистов
седьмого дня самой крупной современной адвентистской сектой 2
.
Аналогично настроен против адвентистов еще один интернет-ресурс – сайт
Свято-Успенской Почаевской Лавры, обвиняющий их в лжеучении и
искажении смысла Библии3
.
В Екатеринбурге общение между Православной церковь и
адвентистами поверхностное. Пастор считает, что проблема в том, что в
городе нет мероприятий, на которых собирались бы люди разных
религиозных течений. Существует лишь союз протестантских церквей, куда
входят пасторы различных протестантских направлений. А площадки, где
бы могли общаться протестанты, православные и мусульмане нет, из-за чего
существует недоброжелательность4
.
Феномен успешной адаптации и деятельности церкви адвентистов на
Урале характеризуется несколькими возможными причинами. Во-первых,
вероучение церкви предлагает более современный и догматически
понятный способ «спасения души» по сравнению с другими религиозными

1 Секта «Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня» // Миссионерско-апологетический проект «К
истине». URL: http://www.k-istine.ru/sects/seventh-day_a...y_adventism.htm (дата
обращения: 12.05.2014).
2 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты… // Православная беседа, URL:
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=931 (дата обращения: 12.05.2014).
3 Осторожно, секта! Адвентисты седьмого дня или субботники // Свято-Успенская Почаевская Лавра. URL:
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1343 (дата обращения: 12.05.2014).
4 Интервью с пастором церкви АСД Ю. М. Волобоевым 18.02.2014. ЛААП. Ф. 2. Оп. 1. Д. 19. Л. 12.
62
организациями. Во-вторых, большую роль играет то обстоятельство, что
церковная община напоминает большую семью, в которой уделяется
внимание каждому члену. Если принять во внимание тот факт, что
служения посещают преимущественно пенсионеры, то можно
предположить, что со стороны пастора и пресвитера им уделяется
необходимое внимание, которого они не получают в церквях других
религиозных деноминаций. В-третьих, деятельность адвентистов также
направлена на помощь в избавлении от различных зависимостей и
изменении образа жизни в лучшую сторону, что в настоящее время
немаловажно для многих возрастных слоев населения нашей страны, в
особенности для молодежи.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
Договорились. Тема интересная. Но просьба будет встречная, одно дело рассказать о различных течениях христианства, мировых религий, но постараться избегать упоминания о деструктивных культах пытающихся вписаться в понятие религии. Форум у нас не все-таки узкоспециализированный и не хотелось бы уходить в дебри.
ArtOleg
Поделюсь своей книжечкой.

Религиозные общины Екатеринбурга.
Составитель Л.Л. Кугелева.
Екатеринбург. Уральский Центр Культурных Инициатив. 1994 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
gahanbar
Цитата(ArtOleg @ 26.9.2019, 22:58) *

Поделюсь своей книжечкой.

Религиозные общины Екатеринбурга.
Составитель Л.Л. Кугелева.
Екатеринбург. Уральский Центр Культурных Инициатив. 1994 г.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Спасибо, почему-то этой книжки в библиотеке УрФУ нет, а в Белинке есть)) Есть ещё 4-хтомник Филатова и Лункина "Религиозная жизнь современной России", там есть информация по многим религ. общинам в нашем городе + телефоны организаций
gahanbar
Цитата(ArtOleg @ 26.9.2019, 22:49) *

Договорились. Тема интересная. Но просьба будет встречная, одно дело рассказать о различных течениях христианства, мировых религий, но постараться избегать упоминания о деструктивных культах пытающихся вписаться в понятие религии. Форум нас не все-таки узкоспециализированный и не хотелось бы уходить в дебри.


Думаю, будет максимумом рассказать о зарегистрированных Минъюстом Местных религиозных организациях, которые прошли экспертизу, этого будет достаточно.


gahanbar
По поводу пребывания адвентистов в советское время вот что удалось найти из статей. Стало интересно, насколько подтверждается информация пастора А. Екимова, что в "Свердловске адвентисты появились в 1947-48 гг."

Мотревич В. П. Христианские конфессии и общины в Свердловской области в послевоенные годы. По материалам Архива УФСБ РФ по Свердловской области / В. П. Мотревич // Документ. Архив. История. Современность. — Вып. 9. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. — С. 338-354.

"В конце XIX в. в России появляется община адвентистов седьмого дня
(АСД), проповедующих cкорое Второе пришествие Христа и наступление на
Земле тысячелетнего царства Божия. Последователи этой общины чтят седьмой день (субботу), как установленный Богом день памяти о сотворении мира.
В СССР в послевоенные годы центрами сосредоточения адвентистских общин
стали Украина и Прибалтийские республики. После окончания Второй мировой войны адвентисты появляются и на Урале. В Свердловской области существовало три группы адвентистов седьмого дня («субботников») в гг. Асбесте,
Ирбите и Полевском общей численность 20 человек. Активной деятельностью
эти группы не отличались и организационной связи между собой не поддерживали".

+ Интересная выдержка из книги Курило О. В. Лютеране в России XVI–XX вв. М., 2002. 40 с

"В 1950-60-е гг. группы адвентистов в Свердловске не наблюдалось. Адвентисты 7-го дня или субботники появились
в Соединенных Штатах Америки в 40-х гг. XIX в. Каждый адвентист 7-го дня обязан вносить «десятину» — 10% от своего дохода. В Свердловской области имелось две группы адвентистов. Одна
из них, численностью в 15 человек, проживала в городах Асбесте
и Полевском, вторая, в количестве 5 человек, в г. Ирбите".
gahanbar
Нашел интересную информацию здесь:
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II / Отв. ред. М. Бурдо, СБ. Филатов - М.: Логос, 2 0 0 3 . - 4 8 0 с.

По истории адвентистов в России. В вышеприведенных источниках информацию очень обобщенная, не хватает конкретики и дат.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Т. е. в Екатеринбурге адвентисты могли появиться в конце XIX века
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
На этом, полагаю, историю адвентистов в Екатеринбурге-Свердловске можно завершить.
gahanbar
+ Пара картинок о том, как выглядит храм адвентистов внутри. В основном, это фото храмов за рубежом.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
ArtOleg
^^^
Я уж подумал, что у местных такой интерьер. А что у местных, все попроще с антуражем?
gahanbar
Цитата(ArtOleg @ 28.9.2019, 10:25) *

^^^
Я уж подумал, что у местных такой интерьер. А что у местных, все попроще с антуражем?

У наших адвентистов примерно так все выглядит.
Фото из одок
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Лаконичный интерьер, как и у многих протестантов
gahanbar
Теперь информация по буддистам в Свердловске-Екатеринбурге.
Нашел интересную диссертацию по буддийским общинам в нашем городе. Прикладываю pdf из электронного архива урфу
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36421/...uvaeva_2015.pdf
+ фото из Шад Тчуп Линга https://les.media/articles/664851-bedy-uralskogo-buddizma
gahanbar
Община дзог-чен находится на территории старого завода на Долорес Ибаррури, был у них там один раз, но фотографий не осталось. Выкладываю фото буддистов карма-кагью на Расковой, 46. Был у них несколько раз. Конечно, не в любое время они готовы принять гостей, если хотите их посетить, лучше договариваться заранее.
Адрес
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
скульптура Кармапы XVI
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Изображение Майтрейи - злого демона, который будет побежден Буддой
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Буддистские картины называются тАнками
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Ещё танка
Нажмите для просмотра прикрепленного файла






Кратко собщаю, что в буддизме есть три направления:
Махаяна - большая колесница, где есть община мирян
Хинаяна - малая колесницы, монашеская форма буддизма и
Ваджраяна - "царский путь" буддизма, где нирвану можно обрести в течение жизни. Представители этого направления используют не только медитацию, но и различные эзотерические практики, активно применяют религиозный опыт и т.д.
Карма-кагью является одной из многочисленных школ тибетского буддизма, который был выделен в XIV в в ходе реформ Чже Цонкапы.

Из: Андросов В.П.
Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь:
монография / В.П. Андросов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. — М.: Ориенталия, 2011. — 448 с. — (Самадхи).

КАРМА-КАГЬЮ (тиб. kar ma bka’ brgyud) — одно из главных ответвлений
школы кагью, ведущее свою духовную родословную от Дюсума Кхьенпы
(1110–1193), объявленного Кармапой I, или земным воплощением (тулку) бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрези). Он основал первый и главный монастырь школы — Цурпу — в Центральном Тибете. Нынешнее
воплощение, Кармапа XVII (Ургьен Тинлей Дорже) родился в 1985 г.
и признан в 1992 г. Ещё одним воплощением Кармапы XVII называют
Тхайе Дордже, род. в 1983 г. К.-к. имеет и другие весомые линии духовной
преемственности. Так, Драгпа Сенге (1283–1349) основал традицию
воплощений будды Амитабхи, называющуюся линией «Красных шапок».
Её представитель — Шамар Ринпоче (на сегодняшний день линия насчитывает 13 воплощений). Другие линии преемственности: Гьелцаб
Ринпоче (12 воплощений), Таи Ситу Ринпоче (12 воплощений). Современная К.-к. интенсивно развивается в странах Запада, в российских
регионах, Украине благодаря новому «мирскому практическому буддизму», пропагандируемому датским буддийским ламой Оле Нидалом и его
учениками.
В современных источниках К.-к. доктрина этой школы представлена
в виде трёх путей, из которых практикующий может выбрать подходящий для себя в зависимости от склада психики.
Первый, «Путь средств» или «Шести учений (йог) Наропы», попал в Тибет
благодаря Марпе, получившему эти знания непосредственно от Наропы.
На этом пути практикующие стремятся открыть внутренние энергетические каналы и «колеса» (чакра) своего тела, и вступить на него можно
только при условии завершения нёндро.
Второй — «Путь Великой печати (махамудра)» подарил Марпе его второй
главный учитель, менее известный сегодня Майтрипа. В нем используются понятийные и внезнаковые средства для того, чтобы успокаивать
ум и удерживать его в покое до тех пор, пока не возникнет единство переживающего, переживаемого и переживания, и непосредственное глубокое ви´дение. Первая часть пути глубокого ви´дения, называемая
«шинэ» по-тибетски и «шаматха» на санскрите, успокаивает и стабилизирует ум. Это упражнение является источником сверхъестественных
умений и чудес (сиддхи). По мере того как ум все больше ощущает свою
ясность, сострадание и мудрость, а также блаженство и благодарность
при слиянии с ламой или Телом Будды, и затем растворении всех форм
во вневременном, безбрежном, но все чув ствующем пространстве, —
рано или поздно рождается глубокое осознавание. Это непосредственное глубокое видение называется на сан скрите « ´ випашьяна», а по-тибетски — «лхагтонг». Таков путь Майтрипы.
Между описанными путями средств и глубокого видения находится тре- ´
тий доступ к Просветлению, который связывает между собой и два предыдущих. Он задействует все качества ума и предполагает «вдохновенное
отождествление» — способность к воодушевлению и глубокое доверие
к учителю как выражению собственных возможностей. Этот вид медитации выделился в отдельный путь со времени Кармапы XVI. Называемый «гуру-йога» на санскрите и «лами налджор» по-тибетски, этот путь
медитации на Учителя всегда был тайной силой линии кагью.
gahanbar

Про баптистов в нашем городе
Латышев Д. М. История общины Церкви евангельских христиан баптистов «Благая весть» в г. Екатеринбурге / Д. М. Латышев // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: Материалы круглого стола «Религия и религиоведение на Урале», Екатеринбург, 20 октября 2017 года: сборник научных статей и тезисов. — Екатеринбург : Деловая книга, 2018. — С. 194-197.

Баптизм (от греч. βαπτίζω – «погружаю в воду», «крещу») —
является крупнейшей протестантской церковью, возник как ветвь
английского пуританизма. В 1639 английский индепендент-эмигрант
Роджер Уильямс основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде
(Новая Англия). С 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России [1, 140 – 142]. В 1884 создается Союз русских
баптистов. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила
полмиллиона человек. Но в к. 1920-х гг. осуществлялись репрессии.
Наиболее крупные объединения представлены конституированным
в 1991 г. Союзом Евангельских христиан баптистов Российской
Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) [2].
Наше небольшое исследование было проведено на основе интервью с членами общины «Благая Весть» и на основании материалов из
открытых источников (сайт общины).
Баптизм в 90-е гг. ХХ века в г. Екатеринбург. В конце 1995 г.
из общины евангельских христиан баптистов города Ессентуки
Ставропольского края был послан на Урал для миссионерской работы
Черкасов Анатолий Михайлович. Он получил религиозное образование в Московском Богословском Институте, а свою работу начал
совместно с поместной церковью г. Екатеринбурга. Впоследствии
к Черкасову А. М. присоединились члены его семьи. «С первых дней
существования Церкви ее пастором является Черкасов Анатолий
Михайлович, который и до сегодняшнего дня несет это служение.
Помогают ему в этом служении два молодых помощника: Черкасов
Вячеслав Викторович и Черкасов Алексей Анатольевич и Черкасов
Андрей Викторович, исполняющие дьяконские обязанности в церкви» [5]. Сам Черкасов А. М., помимо обладания пасторским саном,
стал епископом христиан баптистов в Свердловской области.
Как только Анатолий Михайлович в начале января приехал
в Свердловск, то уже к началу февраля 1996 года в ДК «Эльмаш»
в течение недели при поддержке и активном участии П. А. Бака проходили евангелизационные встречи с жителями. Так были установлены первые отношения пастора Черкасова А. М. с Министерством
Социальной Политики Свердловской Области и общиной христиан
— 195 —
веры евангельской «Живое Слово» (пастор П. А. Бак), христианами
адвентистами, методистами и многими другими протестантскими
общинами в г. Екатеринбурге.
Начиная с 21 февраля 1996 года, около 50 человек стали собираться в кинотеатре «Заря» для совместного богослужения. Прихожане
получали в дар «Новый Завет». Постепенно собирались группы по
изучению Библии, так в общине появился центр религиозного образования, доступный людям любого возраста.
В августе 1996 года для подготовленных членов общины был совершен обряд Крещения в акватории Верх-Исетского городского пруда.
Его приняло 11 человек. После этого была зарегистрирована община
евангельских христиан баптистов – Церкви «Благая Весть». Ныне
(2017 год) количество верующих насчитывает около 300 человек.
28 ноября 1996 года Церковью «Благая Весть» был утвержден
Устав Церкви, который был зарегистрирован Управлением юстиции
Свердловской области 21 января 1997 года. Последние изменения
и дополнения в Устав были зарегистрированы 29.03.2006 г. Община
располагалась по адресу просп. Космонавтов, 40. Там же находился
и Культурный Христианский Центр [3].
Баптизм в начале ХХI века в г. Екатеринбург. В период
с 2000 до 2008 гг. начинается социальная работы общины христиан
баптистов. При поддержке Министерства Социальной Политики
в лице Бычковой Л. И., Гончаренко Е. О. и др. на пожертвования поддерживался детский дом, а также базовое методическое учреждение
социального обслуживания семьи и детей «Гнёздышко» в Кировском
районе и социальный проект помощи и поддержки многодетных
семей «Большая семья». В это же время община переехала по новому
адресу на ул. Донская, 49. С 2012 г. община начала строительство Дома
Молитвы в пер. Механический. Стройка была завершена в середине
2014 г. Сейчас община располагается там.
Община исповедует Апостольский Символ веры, соблюдает семь
принципов баптизма [4] и принимает вероучение евангельских христиан баптистов, составленное в 1985 г. на 43 съезде Всемирного союза
баптистов [5]. В 2004 г. отдельной брошюрой было издано вероучение
екатеринбургской общины христиан баптистов. Как и прочие христиане, баптисты полагают, что те, кто не принял христианской веры,
не имеют надежды на спасение. Проводится дискурс царственного
священства паствы.
К периоду 2014 – 2017 гг. относится новый вид работы – это сурдоперевод для глухих людей во время богослужения. Также в это
время увеличилось количество выездных конференций общины для
— 196 —
коммуникаций с общинами других областей Российской Федерации.
Интенсивно проводятся молодёжные конференции (напр. «Действуй»
04–06. 11. 2017), направленные на миссионерство. Община поддерживает дружеские отношения с общинами баптистов на ул. Эскадронной,
на Елизавете и в пос. Семь ключей.
В ходе наблюдений и ознакомления с деятельностью общины
было выявлено, что здесь проводятся традиционные для христианства практики. Например, читают морально-назидательные проповеди. Так они были прочитаны семьей Черкасовых на разные темы:
1) «Реальное христианство. Испытания. Трудности. Препятствия»,
22. 10. 2017; 2) «Духовная жатва и жертвенная служба», 29. 10. 2017,
посвящена традиционному празднику христиан баптистов — празднику Жатвы. 3) «Добродетель терпения», 19. 11. 2017. Распространено
молодёжное служение. Например, темами молодежного служения
были: 1) «Свойства бога», 01. 11. 2017; 2) «Грех», 16. 11. 2017. Проводятся
часто традиционные для протестантизма малые служения, взаимные
моления в малых группах на богослужениях (29. 10. и 11. 19. 2017).
В «Благой вести» отсутствует чёткое разделения на священников
и мирян. В общине действует принцип, когда члены общины могут
избираться в помощники пастора голосованием общины. Во время
изучения Библии члены общины часто делятся своими переживаниями религиозного опыта. Исполняются не только современные баптистские песнопения, но и традиционные протестантские, например,
гимн М. Лютера «Господь – моя башня…» (19. 11. 2017).
Итак, можно выделить в истории церкви несколько важных
этапов. Во-первых, этап сбора общины и формирования вероучения (1996 – 2004 гг.). Во-вторых, этап активной коммуникации
и прозелитизма (2004 г. – настоящее время). Можно отметить отрытый
характер религиозной организации по отношению к миру, властям
и исследователям.
Библиографический список:
1. Вероучение. Церковь Евангельских христиан баптистов. Б. м.
2004.
2. Митрохин Л. Н. Баптизм. [Электронный ресурс]. URL: https://
iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/
HASHd07c45269cbfc22c74c0d0?p.s=TextQuery. (Дата обращения:
05. 12. 2017).
3. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического
описания. – М.: «Логос», 2003. – Т. II.
— 197 —
4. Черкасов А. М. Вероучение церкви «Благая весть». [Электронный
ресурс]. URL: http://gnews.ru/about.html#faith. (Дата обращения:
02. 11. 2017).
5. Черкасов А. М. История церкви «Благая весть». [Электронный
ресурс]. URL: http://gnews.ru/about.html#history. (Дата обращения:
02.11.2017).
gahanbar
Из: Мотревич В. П. Христианские деноминации и религиозные движения на Урале в конце 1950-х — начале 1960-х гг. (по материалам Архива УФСБ по Свердловской области) / В. П. Мотревич, М. В. Обжигалин // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.). — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. — С. 93-99.

Возникшая в Англии и получившая распространение в США
секта баптистов проникла в Россию во второй половине XX в.8
Характерной чертой движения являлся упор на крещении в водоемах,
приверженность к принципу «Вселенской невидимой Церкви»,
беспрекословном авторитете Священного Писания, «всеобщем
священстве», отрицании господствующей религии в государстве.
Руководителями общин в СССР являлись пасторы. В СССР функционирование организации проводилось под руководством Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов. В 1961 г. известны случаи раскола в движении, когда часть освободившихся из мест
заключения представителей создала инициативную группу для захвата власти в органе. Во главе группы стояли граждане П. (был
арестован в 1963 г.) и К., находившийся на нелегальном положении.
В связи с отсутствием в области официально зарегистрированных
общин, баптисты проводили сборы до двух раз в неделю, группами
по 5–12 человек. Большинство их участников составляли женщины,
в составе группы были и молодые люди. Большая часть баптистов
были немцами по национальности. Небольшие группы баптистов

7 Архив УФСБ РФ по Свердловской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 331. Л. 133, 134, 140, 142. 8 Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. 480 с.

проживали в городах Алапаевске, Асбесте, Березовском, Верхнем
Тагиле, Верхней Пышме, Верхней Салде, Каменске-Уральском, Камышлове, Красноуфимске, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Серове
и Сухом Логе. Были они и в Артемовском, Кушвинском и Североуральском районах Свердловской области. Проживавшие на Урале баптисты поддерживали связи с единоверцами, находившимися
в Тюменской, Курской, Гомельской областях9

9 Архив УФСБ РФ по Свердловской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 331. Л. 141–163.

И кстати у нас в Екатеринбурге есть часть баптистов из Алапаевска; но это скорее результат демографической поляризации или трудовой миграции, чем переезд
.
gahanbar
А вот что и как выглядит у баптистов. Фото немного.
Это они только начали строить Дом молитвы в Механическом в марте 2012
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
а вот 24 апреля 2013 почти завершают строительство
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Это видимо офис на Донской
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
gahanbar
Остались по протестантизму в Свердловске-Екатеринбурге: пятидесятники, методисты, лютеране и ново-апостольские, иеговисты и мормоны
gahanbar
В книжке Кугелевой кстати указано, что баптисты раньше располагались по адресу Тихвинская, 28. Может, это какая-то другая община?
gahanbar
А вот их дом на Тихвинской. Фото из книжки Кугелевой
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
gahanbar
+1 Небольшое добавление по адвентистам. В вышеприведенных источниках не отмечено, что ещё в Верхней Пышме есть община адвентистов. По мнению местных жителей, адвентисты в Верхней Пышме более консервативны и замкнуты и почти все являются вегетарианцами. Вегетарианство для них важно. А вот адвентисты на Депутатской менее консервативны, не считают себя вегетарианцами, но пост держат.
gahanbar
Теперь давайте перейдем к новоапостольской церкви.
Сначала фото, потом текст
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Вот эта фотка из Вк
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
А эта из кугелевой
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Как все красиво и торжественно!
Ново-апостольская церковь распложена по адресу Шейнкмана 24
gahanbar
Интересно отметить, что Новоапостольская церковь выделилась из католицизма и стал протестантской (!). Интересное явление в истории религии.

Из: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематичеС56 ского описания. Т. II / Отв. ред. М. Бурдо, СБ. Филатов - М.: Логос, 2 0 0 3 . - С. 400-414ю

НАЦ представляет собой протестантскую церковь, отделившуюся во второй половине XIX в. от католической апостольской церкви.
Корни НАЦ, так же как и современной католической апостольской
церкви (КАЦ), восходят к "ирвингианству" 1820-1830 гг. в Англии. В
этот период как духовенство, так и мирян различных протестантских
направлений в Англии, Шотландии и Германии захватило широкое
движение по возрождению церкви путем восстановления института
апостольства. Среди священнослужителей Англии, проповедовавших о скором призыве новых апостолов и восстановлении первоначальной церкви, был Эдуард Ирвинг шотландец по происхождению, пастор в Глазго и Лондоне, за свои взгляды отлученный
от пресвитерианской церкви. Ирвинг приводил своих слушателей в
состояние экзальтации, сопровождаемой потоками бессвязных речей, что, по его мнению, свидетельствовало о возобновившемся
излиянии Святого Духа на людей.
Существовали также разрозненные домашние кружки и молельные собрания, члены которых занимались совместным толкованием
Священного Писания и ожидали нового призыва апостолов. В собраниях принимали участие представители священства, учителей,
юристов, а также состоятельных землевладельцев и банкиров. Так, с
по г. около 50 человек, священнослужителей и мирян различных церковных направлений, собирались в Элсбери под Лондоном в имении члена английского парламента банкира Генри Драммона (англиканина). В апреле 1831 г. в практику вошли молельные
собрания во многих состоятельных домах Лондона, в том числе у
англикан адвоката Джона Кардейла и члена парламента юриста
Спенсера Персиваля. На многих из этих собраний стали выделяться
фигуры пророков, которые называли имена будущих апостолов. Основа будущей церкви складывалась постепенно, по мере "призвания"
апостолов в различных родственных кружках.
КАЦ принимает канон из 12 первых новых апостолов, созданный еще в единой католической апостольской церкви. 1832 год условно считается началом истории КАЦ, когда состоялся призыв
первого нового апостола — Джона Бейта Кардейла (1802-1877),
сравниваемого в КАЦ с апостолом Петром. В течение последующих трех лет были призваны еще апостолов, вторым — в г. —
уже упомянутый сэр Генри Драммон (1796-1860), как апостол,
сравниваемый с Андреем. Далее апостолами стали Джон Генри
Кинг-Черч (1785-1865), бывший амтманн лондонского Тауэра,
священник автономной протестантской общины (сравнивается с
апостолом Иаковом); уже упомянутый Спенсер Персиваль
(сравнивается с Иоанном); Николас Армстронг —
священник ирландско-англиканской церкви, позднее конгрегационалистский пастор (сравнивается с Филиппом); Фрэнсис Уэлентайн
Вудхаус лондонский адвокат, англиканин (сравнивается с Варфоломеем); Генри Далтон (1805-1869), священник ирландско-англиканской церкви (сравнивается с Матфеем); Джон
Оуэн Тюдор учитель словесности, писатель, издатель
газеты "Морнинг Уотч", англиканин (сравнивается с Фомой); Томас
Карлайл (1803-1855), адвокат в Эдинбурге, барон, кальвинист
(сравнивается с Иаковом); Фрэнсис Ситуэлл дворянин,
англиканин, покровитель церкви (сравнивается с Фаддеем); Уильям
Дау (1800-1855), священник шотландско-пресвитерианской церкви
(сравнивается с Симоном); Данкэн Макензи (1785-1855), бывший
кальвинист, аптекарь, крупный торговец лекарствами, в юности
служивший пресвитером в общине Ирвинга. Известны также имена
пророков: Эдвард Оливер Тэплин (ректор средней школы, бывший
реформат-кальвинист), доктор Джон Вейфорд (церковный судья,
прежде англиканин), Джон Блай (кузнец, прежде независимый),
Генри Мартин (купец, прежде не принадлежал к церкви), Джонатан
Смит (пекарь, прежде баптист), Джон Хестер (камердинер, прежде
баптист) и Роберт Хорнсейл (фермер, прежде квакер). Современные лидеры НАЦ подчеркивают, что все первые новые апостолы и
пророки имели профессии в миру, до призвания тщательно работали и часто были состоятельными людьми с хорошим образованием.
14 июля 1835 г. все апостолы, пророки и их последователи
из родственных кружков собрались в Лондоне для совместного
богослужения, которое, согласно замыслу, было оформлено по
подобию первого Антиохийского служения (Деян. 1-3). Состоялось официальное посвящение в апостольский сан. Апостолы поклялись возникшей общине в качестве посланников Христа очистить и исцелить христианскую церковь и подготовить всех верующих к возвращению Христа, после чего они, вместе с пророками, оставили свои мирские занятия и удалились в Элсбери, где провели год в строжайшем уединении, изучая Священное Писание
и обсуждая будущее устройство церкви.
Апостолов и пророков занимал в первую очередь вопрос
оформления идеологии новой церкви. Решено было создать синтез
лучшего, что сохранили от "первичной" веры все существовавшие
тогда в мире направления христианства. Для этого необходимо было исследовать ситуацию "на местах". июля 1836 г. Драммон
заявил, что Бог хочет поделить всех христиан на племена, подчиненные различным апостолам, наподобие племен Израиля, подчиненных различным вождям. В результате было решено поделить
территорию Европы между апостолами и отправиться в разные
страны с целью ознакомления с местными формами литургии и
церковного благочестия. Россия была поручена одиннадцатому
апостолу, Вильяму Доу (по смерти Доу в г. миссию в России
принял апостол Вудхаус). В Элсбери остался апостол Кардейл, чтобы собирать сведения, периодически привозимые сюда апостолами
из Европы, и координировать деятельность новой церкви (за это
соапостолы сопоставляли его с библейским апостолом Петром).
Перед отправлением апостолы составили памятную записку
к главам светских и духовных властей, указав им на
свое призвание и деятельность. По прибытии в страну апостолы и
их помощники (обычно апостола сопровождал выбранный им в
Англии священник, так называемый евангелист) старались лично
вручить властям. Однако практически нигде апостолы
не были удостоены ожидаемым вниманием (исключение составляет прусский король Фридрих-Вильгельм IV (1840-1861), на которого записка произвела большое впечатление). В 1838 г. апостольская миссия в лице Вильяма Доу и его помощников дошла и до
России, однако тогда вручить не удалось. По преданию, только в г. апостольский евангелист Уильям Уайт сумел
встретиться в России с Николаем I, но получил предписание в 48 часов покинуть территорию страны. В целом первое посещение России для апостолов оказалось безрезультатным.
Через три с половиной года апостолы вновь собрались в Элсбери и составили богослужебный канон, единый для всех общин
новой веры, а также систему церковных чинов из ангелов, апостолов, евангелистов, пророков и учителей. Таким образом, сформировалась католическая апостольская церковь. Далее апостолы вновь
отправились в путешествия — теперь уже чисто миссионерские.
С 1847 г. апостолы на основании пророчеств стали применять
по отношению к новым верующим практику запечатления Святым
Духом. В мае-августе 1847 г. состоялись первые запечатления в Лондоне, в октябре — во Франкфурте-на-Майне (среди запечатленных был профессор Генрих Вильгельм Иосий Тирш, будущий
лидер церкви в Германии). На краткий период времени апостольская вера приобрела заметную популярность во многих странах
Европы, в особенности в Англии, Германии, Швеции и Франции.
В России николаевские чиновники не допускали "сектантов"
в страну; открытая проповедь стала возможной только в правление Александра II, но при этом все равно не дозволялась среди
православного населения. Среди же "инославного" — преимущественно немецкого лютеранского — населения с 60-х годов XIX в.
миссия развивалась довольно удачно. Самая крупная община образовалась в Риге, а в г. вторая по величине сложилась в Петербурге (основал общину апостол Вудхаус, во главе был поставлен барон Карл фон Эрдберг как уполномоченный ангел). Одними
из первых верующих в Петербурге стали члены родственных титулованных немецких фамилий — семья придворного советника
Александра фон Дитманна (его жена Луиза, а также сыновья
Вальдемар и Виктор), упомянутый барон Карл фон Эрдберг с женой и дочерью Алидой (женой Виктора фон Дитманна) и доктор
Аркадиус фон с женой (также дочерью супругов Дитманн);
число посетителей доходило в годы до 200 человек. Собрания этой общины проходили в частной квартире дворового флигеля дома Бутурлиной по Сергиевской улице.
Распространению движения в мире препятствовало отсутствие достаточного количества ангелов, пророков и других чинов,
необходимого для основания новых общин. У первоначальной
апостольской церкви не сложилось единой международной системы управления. Устав католической апостольской церкви не подразумевал появления новых апостолов после двенадцати, так как
основатели церкви ожидали Второго пришествия Христа в скорейшем времени, еще при их жизни. Когда же апостолы стали постепенно умирать, не дождавшись пришествия, наступил кризис апостольской церкви. Имели место попытки передачи управления округами после смерти апостолов их коллегам, но это привело к разрастанию областей и потере связи английских апостолов с местными общинами, которые, в свою очередь, стали постепенно исчезать. Последний английский апостол — Вудхаус — умер в г. В
наши дни католическая апостольская церковь продолжает свое
существование в Англии как "Ожидающая церковь" (церковь ожидает "нового призыва", в ней отсутствуют апостолы и священнослужители, поэтому прихожанами могут считаться только потомки
крещенных при прежних апостолах; они собираются вместе для чтения Библии и пения псалмов, а к таинствам приобщаются в
других протестантских церквях).
В отличие от других стран в Германии католическая апостольская церковь пустила более глубокие корни и создала строгую местную организацию, что привело к образованию отдельной Новоапостольской церкви. Согласно преданию НАЦ, в основе внутрицерковного раскола лежало ошибочное убеждение 12 английских
апостолов в том, что на них эпоха "второго призыва" прекратилась
и именно англичанам надлежит стать единственными спасителями
церкви. Часть верующих из немецких апостольских общин не согласилась с этой доктриной. 4 января г., по согласию членов
своей гамбургской общины, епископ Шварц признал апостольство
призванного пророком Гейером пресвитера Рудольфа Розохацкого
из Кенигсберга. Далее в Гамбурге и в других городах апостольские
общины одна за другой стали заявлять о своих апостолах. В
г. по инициативе немецких апостолов произошло отделение от католической апостольской церкви новоапостольской общины, полагающей, что призыв апостолов — продолжающееся явление. Новоапостольская община породила современную международную
НАЦ. В 1930 г. появилось название "Новоапостольская церковь".
Организация НАЦ и ее богослужебный канон сложились в общих
чертах в XIX в. и остаются практически неизменными по сей день.
Наиболее прочно новоапостольские общины утвердились в
Германии, Голландии и Швейцарии. В России первые новоапостольские приходы появились на рубеже веков в Петербурге, Москве, Риге, Варшаве и Одессе. По-видимому, многие апостольские
приходы становились новоапостольскими ввиду большей близости
немецких проповедников по сравнению с английскими основному
контингенту прихожан — немцам. В российской официальной документации новоапостольники в основном продолжали числиться
как ирвингиане. В Санкт-Петербурге собрания таких ирвингиан —
немцев с богослужениями только на немецком языке проходили в
ныне не сохранившемся молитвенном доме на ул. Рубинштейна, 5.
Все общины ирвингиан в России прекратили свою деятельность
в годы.
Более полувека в России не было новоапостольских церквей.
Все нынешние приходы были созданы "с нуля". Первые поездки
миссионеров-новоапостольников в Россию состоялись в середине
1980-х годов. В ГДР НАЦ имела репутацию наиболее лояльной
коммунистическим властям церкви, и это облегчило ей проникновение в Россию. Открытую миссионерскую активность в России
НАЦ проявляет с 1990 г. силами сразу нескольких апостольских округов. Основной рост количества общин и верующих приходится
на гг. К ноябрю г. в России действовало уже более
40 зарегистрированных разными округами отделений НАЦ, которые посещали около 20 тыс. чел.; по данным на сентябрь 1993 г.,
насчитывалось уже около 40 тыс. активных членов церкви. Во второй половине 90-х годов утвердилось распределение территории
России между различными апостольскими округами Германии, одновременно во главе общин постепенно встали местные, в основном русские, священнослужители.
Первоначально миссионерская деятельность развернулась
в Москве. В июне 1988 г. здесь начал работу апостольский округ
Швейцария: апостол Рудольф Кайнц и окружной староста Лоренц
обратили в новоапостольскую веру трех женщин и затем еще
11 человек. 6 октября 1990 г. на квартире апостол Кайнц и Александр Петрович Кондрашев (тогда священник, сегодня апостол)
провели первое крещение и запечатление Святым Духом. С г.
богослужения стали проводиться регулярно на квартире прихожан
Бориса Ивановича и Людмилы Сергеевны Новиковых. С февраля
1991 г. также проводились богослужения в театре "Вернисаж".
Приблизительно тогда же округ Берлин — Бранденбург (окружной
апостол Фриц Шредер) основал будущую общину Москва-центр,
где 17 февраля 1991 г. были крещены первые человек. Представители округа Берлин-Бранденбург — епископ Шенляйтер, старейшины Краузе, Фрешнер, Зимон, евангелисты Дьяченко, Ланге,
Бенке, Фроманн, священники Урквиц, Шульц и другие — развернули в Московском регионе активную миссионерскую деятельность. 1 ноября 1991 г. было зарегистрировано региональное
управление — управленческий центр НАЦ в России, который возглавили президент центра Дессимо Жан-Пьер и вице-президент —
тогда уже окружной евангелист — А. П. Кондрашев. В 1992 г. существовало уже 4 общины, расположенные непосредственно в
Москве (в театре "Вернисаж", в Марьино, в Чертаново, в кинотеатре "Гавана" (центральная община), и 4 подмосковные общины (в
городах Железнодорожный, Климовск, Подольск, Черноголовка).
С 4 по 6 сентября г. в Москве впервые побывал первоапостол Фер, возглавивший проведение "Дней Новоапостольской церкви в Москве". По прибытии Фера в пресс-центре МИД'а состоялась
его встреча с журналистами и работниками телевидения. При содействии рекламно-коммерческого предприятия "Соверопресс" и
фирмы НАЦ смогла организовать концерт духовной музыки в
Большом зале Московской консерватории, на котором присутствовало более 1 тыс. человек, из них около 500 гостей. В воскресенье ВТОМ же зале состоялось торжественное богослужение, на котором
присутствовало 800 человек. На этом богослужении были возведены в сан дьякона Дмитрий Васильевич Бородин и Анатолий Григорьевич Кустов. Д. В. Бородин прошел путь от дьякона до пастыря
и умер в г.; А. Г. Кустов умер в сане дьякона в г. Их имена до
сих пор вспоминаются в молитвах НАЦ, особенно в Москве.
С г. все существующие в Москве общины НАЦ были окончательно поручены апостольскому округу Берлин — Бранденбург, а
с 1995 г. собрания НАЦ стали проходить в ДК им. Парижской коммуны. Сегодня там собирается единственная община НАЦ в Москве (сохранились также 4 общины в Подмосковье).
Санкт-Петербург также явился важным центром распространения НАЦ в России. Первое богослужение в гостиничном номере
провел здесь 28 августа 1990 г. епископ Йозеф Блекенвегнер из
Зальцбурга (Саксония). В результате студент-медик Андрей
ненко стал первым верующим НАЦ в Петербурге. Далее город посещали миссионеры из Гамбурга и Берлина. С марта 1991 г. по
решению первоапостола Санкт-Петербург был отнесен к сфере
деятельности округа Саксония — Тюрингия. Там также был создан
региональный управленческий центр для всего северо-запада России во главе с апостолом Иоахимом Квиттенбаумом. Квиттенбаум и
несколько представителей Саксонии — Тюрингии стали жить в Петербурге. Уже осенью 1991 г. они начали миссионерскую деятельность в регионе, в конце г. основали общину в Выборге, в начале 1992 — в Новгороде. В апреле г. на Северо- Западе было уже 16 общин. В 1996 г. на Ленинском проспекте в Петербурге
силами и на средства немецких миссионеров был заложен храм,
14 декабря 1997 г. состоялось его освящение. Сегодня СевероЗападный регион превосходит по числу общин (35) все остальные
регионы России. Региональный центр с 1998 г. возглавляет апостол Владимир Гаврилович Данилов, приехавший из Пскова.
Особенности вероучения и современное положение
Современная НАЦ во многом отличается от первоначальной
апостольской церкви: Второго пришествия ожидают, но уже не в
ближайщем будущем, из состава богослужения удалено говорение
на языках, литургия приняла строгий характер, отменены специальные облачения для священнослужителей, действует единая
международная организация церкви со сложной иерархией чинов и
должностей и со строгим подчинением центральным властям. Одна из главных особенностей НАЦ — систематичность и декларируемое единообразие религиозной жизни во всех ее проявлениях.
Основа идеологии НАЦ — своеобразный культ апостолов.
НАЦ считает себя единственной продолжательницей общин первых апостолов, ничем не отличающейся от первоначальной церкви. Апостолы считаются духовными руководителями церкви. Согласно вероучению НАЦ, только в апостолах залог существования
истинной церкви, т. е. бедной внешне и чистой внутренне. Бог прекратил призвание апостолов на служение ввиду ухода христиан от
чистой церкви. Окончательным падением церкви, по мнению НАЦ,
является 325 год, когда церковь была подчинена государству и
взамен апостолов пришли так называемые пресвитеры,
"обюрократившиеся" руководители общин. Европейская Реформация вв. являла собой явление прогрессивное по отношению к погрязшему в грехе католичеству, так как реформаторы возродили первоначальную бедность церкви, однако бедность сама
по себе — без внутренней чистоты — еще не создала достаточных
условий для восстановления апостольства. Новые апостолы были
посланы людям Богом лишь спустя пятнадцать веков по многочисленным молитвам истинно верующих как очередной шанс прийти в
единение с Ним. Имена первых новых апостолов были названы
пророками. Сегодня пророческое служение в НАЦ отменено, а новые апостолы определяются "мирским путем" — т. е. по решению
Совета апостолов. Количество апостолов не является строго определенным, но регулируется в связи с нуждами организации,
главным образом в связи с географическим расширением НАЦ.
Даты "призывов" апостолов являются важнейшими вехами в истории НАЦ. Каждый приход ведет хронику своей жизни по посещениям первоапостола.
С культом апостолов связан культ Святого Духа в НАЦ. Согласно учению официальной НАЦ, лишь в лоне Новоапостольской
церкви возможно спасение, для спасения же необходимо запечатление Духом Святым, т. е. возложение рук апостола на голову верующего. Однако в российской церкви этот аспект вероучения
принимает более мягкие формы. Президент Северо-Западного региона НАЦ В. Данилов допускает, что и в других церквях, в том
числе и в православной, есть истинные верующие, которых заметит Бог и без благословения апостолов.
Один из краеугольных камней в вероучении НАЦ — вера во
Второе пришествие Христа перед приходом Антихриста для восхищения церкви. О Втором пришествии говорится практически во всех
речах первоапостола Рихарда Фера. В отличие от апостольской
церкви XIX в., НАЦ не рассматривает Второе пришествие как событие ближайшего будущего. Жизнь церкви строится с учетом того,
что сроки Второго пришествия неизвестны, верующие же должны
строить свою жизнь так, чтобы каждый день быть готовыми к Суду. В. Г. Данилов говорит, что сроков Второго пришествия люди не
вправе исчислять. В восхищении церкви будут участвовать в любом
случае все христиане, в том числе умершие без покаяния.
Катехизис НАЦ во многом схож с лютеранским: те же заповедей с разъяснениями, единственная обязательная молитва —
"Отче наш". Остальные молитвы могут совершаться в свободной
форме. В качестве новоапостольского Символа Веры используется принятый мировыми церквями, хотя и в несколько измененном
виде: "Верую в Святой Дух, в единую апостольскую церковь..." В
нем имеется также четвертая часть, которая звучит так: "Верую в
то, что Господь наш Иисус Христос хранит Церковь через живых
апостолов до Второго Пришествия, что апостолы посланы им и
будут посылаться впредь: учить, прощать от Его имени грехи и
творить крещение водой и Святым Духом".
НАЦ признает три таинства: крещение (водное; крестят и детей), причастие и елеосвящение (запечатление Духом Святым),
через которые путем наложения рук и помазания елеем верующий
может сподобиться Святого Духа. В отличие от других таинств запечатление может быть осуществлено только через первоапостола или апостолов. Благословения даются верующим при конфирмации, помолвке, бракосочетании, свадебном юбилее. Благословляется также женщина, готовящаяся стать матерью. Проводятся
панихиды по умершим. Все церковные священнодействия осуществляются бесплатно. Богослужение проводится в среднем 3 раза
в неделю, оно имеет как будничную, так и праздничную формы.
Богослужения не являются литургическими, и к участию в них допускаются все желающие. Все духовные лица на любом богослужении одеты строго — в одинаковые темно-синие костюмы с черными галстуками. Проповедь в НАЦ всегда проводится на языке
страны, где находится приход, или на языке коренного населения.
Есть сборник песен НАЦ на русском языке, единый для всей России
(представляет собой сокращенный перевод немецкого песенника).
Бедность церкви в понимании НАЦ не является фактической
нищетой. Современные лидеры НАЦ подчеркивают, что первые
новые апостолы были не нищими, но весьма состоятельными и
часто образованными людьми. Сегодня НАЦ в Европе является
одной из самых финансово обеспеченных церквей. Члены церкви в
России преимущественно небогаты, это пока не позволяет ей активно включаться в международные проекты НАЦ. Многие акции в
России, в том числе постройка зданий церкви, осуществляется за
счет тех апостольских округов Германии, которые основали российские общины. Ежедневную жизнь церкви характеризует достаточно строгая
по сравнению с другими протестантскими церквями в России дисциплина, четкая субординация в среде священнослужителей, высокий статус священника по отношению к мирянам. Община не
имеет никаких прав в управлении НАЦ, все священнослужители
назначаются Советом апостолов. Практически вся богослужебная
литература печатается в главном издательстве НАЦ во Франкфурте-на-Майне. Схема богослужения едина для всех новоапостольских церквей мира. Службы проходят в одно и то же время, проповедь читается всеми священниками по одному и тому же фрагменту Библии, указанному на этот день для всех новоапостольских
церквей. Каждый священник обязан следить за соблюдением канона НАЦ в его общине, малейшие изменения должны быть санкционированы Советом апостолов.
Редко Совет допускает небольшие поправки к канону, исходя
из особенностей региона. Недавно образованные церкви обычно
чуть более либеральны в отношении регламента. Это является
продуманным шагом Совета апостолов, так как способствует миссионерской политике. Так, в России, в отличие от Германии, в НАЦ
к причастию и к чаепитиям на праздники допускаются не только
члены НАЦ, но и все желающие. В ряде регионов это приводит к
тому, что новоапостольские церкви начинают посещать и члены
других общин, в том числе нехристианских. Так, в Казани еще до
приезда апостола и освящения общины в НАЦ приходили люди,
считавшие себя мусульманами по рождению (татары), и им не было отказано в принятии причастия; потом многие из них стали новоапостольскими христианами.
В большинстве же вопросов внутренней жизни российская
НАЦ стремится максимально ориентироваться на немецкую. Местные священнослужители поддерживают контакты со своими немецкими руководителями апостольских округов; совершают поездки друг к другу в гости. В большинстве приходов НАЦ в России уже
нет немцев и людей немецкого происхождения, тем не менее и в
этих приходах поддерживается интерес к немецкой культуре. Проводятся праздники по немецкому образцу, работают курсы немецкого языка (часто усилиями учителей немецкого языка, ставших в
начале 90-х годов первыми членами новоапостольских общин).
В целом в России НАЦ еще не нашла себе определенной
"ниши" в обществе. Она практически не занимается публичной
деятельностью, не проводит массовых евангелизаций. Церковь
довольно закрыта, координаты каждого приходящего в молитвенный дом человека обычно записываются. Своих членов НАЦ разделяет на "активных" и "пассивных" и предпочитает "семейный" тип
пополнения своих общин, когда вера распространятся среди родственников, друзей и знакомых. Международная НАЦ ориентируется в значительной степени на молодежь. Однако в российской НАЦ
это направление еще только развивается, молодежи пока не очень
много, ощущается недостаток в местных лидерах.
Сегодня НАЦ во всем мире не стремится к диалогу с государством. Участие членов церкви в общественной жизни никак специально не оговаривается (в принципе допускается). В России церковь не ведет никакой политической пропаганды и не ориентирует
своих прихожан на поддержку того или иного кандидата (партии) на
выборах.
Контактов с другими деноминациями в России НАЦ не поддерживает. Пятидесятнические церкви критикует за внесение в богослужение иррационального элемента в виде говорения на языках,
но не публично. В целом к говорению на языках вне пределов своей церкви НАЦ относится терпимо. С православной церковью возникают конфликты на местах. Особенные проблемы возникли у
НАЦ в Санкт-Петербурге. Там неподалеку от новоапостольского
храма располагаются два православных. Прихожане ближайшей
церкви святителя Петра Московского, во главе с приходским советом и настоятелем архимандритом Иринархом, сразу же после начала строительства направили письмо в администрацию Кировского района, в управление юстиции и в комитет мэрии по делам религии, где НАЦ называлась "околохристианской сектой", опасной для
молодежи района и города. Авторы письма просили отменить решение о передаче церкви земельного участка и "в меру, положенную законом, способствовать ограничению ее деятельности". Администрация не ответила на просьбу, так как НАЦ получила разрешение в совершенно законном порядке. На улицах района стали
развешиваться листовки, направленные против НАЦ, которые одновременно создали церкви своеобразную рекламу.
Р а с п р е д е л е н и е п о с т р а н е
Общины располагаются в основном в крупных городах России.
Имеются следующие управленческие центры (РУЦ): Северный
(Мурманск/Калининград), Северо-Западный (Петербург), Центральный Европейский (Пенза), Западный (Калуга), Южный (Пятигорск/Армавир), Волжский (пока офис расположен в Москве, но
в ближайшее время планируется переезд в Нижний Новгород),
Уральский (Уфа), Средне-Сибирский (Новосибирск), УралоЗападно-Сибирский (Екатеринбург), Дальневосточный (Хабаровск).
Наибольшее количество общин располагается в Северо-Западном
регионе (35 приходов), а также в Центральном. В остальных регионах приходы распространены в особенности там, где есть немецкое и полунемецкое население — в республиках Поволжья, на
Урале, а также в Бурятии, где во время Второй мировой войны оказались немцы-трудармейцы, в Башкирии, Татарстане, Чувашии
Н а ц и о н а л ь н ы й с о с т а в
В первую очередь членами НАЦ в России стали поволжские
немцы и население с немецкими корнями. Однако основной контингент постепенно начинают составлять русские и вообще представители коренных национальностей.
С р е д с т в а м а с с о в о й и н ф о р м а ц и и
Среди верующих России распространяется ежемесячный журнал Новоапостольской церкви "Наша семья" (изд-во "Фридрих Бишоф ГмбХ", Гутлейтштр. 298, 6000 Франкфурт-на-Майне, Германия,
гл. редактор Хельмут Вернер), выходящий в России с 1991 г. Издание представляет собой сокращенный перевод на русский язык
одноименного официального "Вестника всемирной христианской
новоапостольской церкви". Время на радио и телевидении для
проповеди и рекламы НАЦ не приобретает, хотя ее руководители
не отказываются давать интервью. При необходимости объявить о
месте богослужения или концерта духовной музыки дается информационное сообщение в светской прессе.
У ч е б н ы е з а в е д е н и я
НАЦ по принципиальным соображениям не содержит учебных
заведений. Священнослужители в НАЦ не имеют никакого богословского образования, стараясь в этом уподобиться первым апостолам. Они осуществляют свое служение безвозмездно, поэтому
обычно у них есть основное оплачиваемое место работы вне церкви (исключение составляет только апостольский чин, а также президенты РУЦ и их заместители, занятость которых в церкви особенно велика). Создаются только воскресные школы. В Германии
существует развитая система внутрицерковного образования —
413Протестантизм
предвоскресная школа (5-6 лет), воскресная лет), занятия по
религии лет), занятия с конфирмантами (один год по завершении всех стадий). В России часто за недостатком кадров, как
преподавательских, так и ученических, создаются в основном "растянутые" воскресные школы (с 7 лет и до конфирмации) и "удвоенные" занятия с конфирмантами (два года вместо одного).
М о н а ш е с т в о
Отстутствует.
О б щ е с т в е н н ы е и б л а г о т в о р и т е л ь н ы е о р г а н и з а ц и и
Никаких благотворительных организаций не создается, проводятся только разовые благотворительные акции (обычно не публичные). Например, в 1992 г. в Зальцбурге (Австрия) проведена
была акция по сбору гуманитарной помощи: до тыс. долларов
собрано на концерте духовной музыки, несколько магазинов пожертвовали одежду, оставшуюся от осенней распродажи. В результате два психоневрологических интерната Ивановской области были обеспечены одеждой на 3 года вперед. Практикуются целевые
соглашения с местными администрациями. В Петербурге существует договор с отделом социальной помощи Кировского района,
куда НАЦ через Северо-Западный УЦ несколько раз в год перечисляет средства.
Э к о н о м и ч е с к о е п о л о ж е н и е
НАЦ не взимает церковных налогов с прихожан и существует
только на добровольные пожертвования (хотя ориентирует верующих на жертвование в течение месяца приблизительно десятой
части доходов, так как это упомянуто в Библии). Коммерческих
предприятий церковь не имеет. Прихожане российской НАЦ в основном небогаты, но церкви получают субсидии и гуманитарные
грузы от тех немецких апостольских округов, к которым они прикреплены. Центральная организация помогает русским общинам строить молитвенные здания, дает дополнительные средства для
аренды помещений, где можно проводить богослужения и музыкальные концерты.

Про ЕКАТЕРИНБУРГ

Из
Религиозные общины Екатеринбурга. — Екатеринбург : [Центр социального проектирования], 1994. — с. 34-35.
На момент 1994 г. община располагалась по адресу К.Либкнехта 38а
Рассказывает священник Аллеманов С.Д.
Первое богослужение НАЦ в Екатеринбурге было совершено в 1991 г. апостолом Драве из Гамбурга и Квиттенбаумом из Дрездена. После этого богослужения стали регулярными и проводились два раза в месяц. Ранее над апостолами шефствовал апостол Краузе, а с 1993-1994 (на момент печати, видимо) апостол Шумахер из Гамбурга. В июне 1992 г. НАЦ была зарегистрирована. Сообщество верующих составляло около 600 человек. Новоапостольские приходы есть также в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Полевском и Невьянске. Приезжают священнослужители из Бремена и Гамбурга. В богослужении участвует один священник из Екатеринбурга и обязательно один дьякон из вышеперечисленных городов. На момент 1994 г. богослужения проводились в филармонии с участием хора на русском и немецком языках.

К сожалению, в самой общине пока не был, если вы что-то знаете ещё - пишите сюда!
gahanbar
И вот ещё интересная книжечка, много интересных сведений из советских газет про православных, баптиство и других верующих на Урале. Эту диссертацию Лошакова защищала у Пивоварова Д. В.

Лошакова И.Л. Динамика изменений духовной ориентации советского общества в период 1961-1985 гг. (по материалам Уральского региона). Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1992.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2020 Invision Power Services, Inc.