: Начало : Снимаем : Читаем : Анализируем : Думаем : Смеёмся : Топонимика : ЖК : МЫ : : Форум : Гостевая : О сайте :
 

посмотреть все улицы

Уличная жизнь

Большой конный

Город: Екатеринбург
Район: Верх-Исетский
Тип: полуостров
Название: Большой конный

Большой конный - это и улица, и целый полуостров. Говорим сегодня о нем в программе "Уличная жизнь".

Не подскажете, как пройти….

От трамвайного кольца ВИЗа, где находится Площадь Субботников, ходит трамвай под номером 11. Он единственный движется в сторону "Зеленого острова" - это официальное название второй его конечной остановки. В народе ее давно прозвали "Куба". Топоним возник из-за географической оторванности этого участка от основной части города. Кубу с городом связывает только одна асфальтированная дорога - Тупиковая, пишет сайт 1723.ru.

Северное, Западное и Восточное побережья Кубы омываются водой, а вот с южной стороны находятся многочисленные болота. На оставшейся суше на полуострове Большеконный, на берегу Верх-Исетского пруда и расположился жилой массив Куба. Район образовался после открытия здесь в 1920-х годах водокачки и электростанции.

Площадь Кубы можно условно разделить на три равные части. Территория бывшей электростанции, территория Водоканала, и жилой массив, расположившийся между двух промышленных зон. На Кубе две улицы: Водонасосная и Большой конный полуостров.

А где находится это здание

Основные достопримечательности Кубы - это курортно-рыбацкая зона - остров Баран, он соединён с Кубой дамбой. Еще здесь есть озеро Здохня, старая электростанция, клуб и несколько жилых зданий. Очень красиво смотрятся на полуострове естественные выходы гранитных глыб, которые с гордостью можно назвать Кубинскими каменными палатками.

Встретимся у памятника

Пожалуй, главная достопримечательность Кубы - неработающая электростанция, которую ввели в строй в 1927 году. Особо нужно отметить архитектуру электростанции. Именно в 1927 году в Свердловске стали появляться первые конструктивистские здания. А здесь налицо архитектура ещё дореволюционного периода. Этакий налёт модерна. Лицевой кирпич с введением штукатурных декоративных элементов. Очень своеобразное сооружение, достойное занесения в список памятников архитектуры.

Как же, помню, было дело

Впервые разговор о создании городского водопровода зашел в 1876 году. Депутаты городской Думы заслушали проект купца Якова Каминера. Воду он предлагал брать из городского пруда, а водозаборный бассейн устроить недалеко от дома Главного начальника горных заводов (ныне площадь перед театром Драмы). Обсуждение проекта затянулось более чем на 30 лет. К нему неоднократно возвращались, рассматривая другие предложения. Обсуждая их, городская Дума всякий раз принимала одно и то же решение: "Устройство водопровода в Екатеринбурге в настоящее время крайне затруднительно по недостаточности средств".

Только 4 февраля 1922 года в газете "Уральский рабочий" появилась информация, что в городе "ведутся изыскания источников воды для сооружения водопровода". В середине 1923 года изыскания воды привели к Большому Конному полуострову. В 24-м плановая комиссия Окружного исполнительного комитета разработала проект, который с особой делегацией направили в Москву. Из столицы приехал представитель, осмотрел водоем и утвердил выбор.

Сооружение водопровода стало всенародным делом. В июне 1925 года в торжественной обстановке заложили фундамент водонапорной башни. 20 декабря 25-го произошло открытие водопровода. Первыми воду "из-под крана" получили жители Верх-Исетска. В день открытия водопровода насос подавал 100 000 ведер воды в день, трубы под землей имели длину 17 с половиной километров. Вода из кранов тогда шла только днем.

Я вчера по телеку слышал

В прошлом году 7 ноября вместе с 76-летием екатеринбургского трамвая, отмечала 70-летие и одна из самых интересных трамвайных линий города - линия на Зелёный остров (Кубу). Трамваи пошли по этой ветке с 1935 года. В 1962 году на Кубе построили разворотное кольцо. А до этого там был тупик, и на Большой конный полуостров могли ходить только двухкабинные вагоны. В конце маршрута водитель пересаживался, и вел трамвай в обратном направлении. Времена меняются, но 11-й остаётся символом постоянства. Путь до сих пор одноколейный, его линия по-прежнему проходит по живописному берегу Верх-Исетского пруда. Как и почти 70 лет назад, здесь работают два вагона с двадцатиминутным интервалом, каждый день по многу раз встречаясь на разъезде.

 

Программа подготовлена при участии государственного архива Свердловской области.
И с сайта http://e-tram.narod.ru/11.html


Радиоверсии "Уличной жизни" слушаем на ТОК-радио 107,6 FM
Вторник и четверг в 15:10.
Повторы: понедельник в 14:25, среда в 13:25 и пятница в 13:25.




19.09.2006

 
- made in yekaterinburg - 2003 - 2006 -
Связь с администратором сайта admin@1723.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования