Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
| ArtOleg |
5.11.2013, 23:15
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 967 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 |
Цитата ЯТЕСА ЗАВОД ![]() Ф. Е. Ятес (в первом ряду в центре) с рабочими механического завода. Фото начала ХХ в. машиностроит. пр-тие. Приобретено англичанином Г. Ятесом в сент. 1872 у его соотечественника П.Э.Тета. В 1873 з-д унаследовал Томас Гаспер Ятес (на У. его звали Фома Егорович) (1840-1919). При нем появился филиал з-да в Тюмени, где производились катера, шхуны, баржи и пароходы. В июне 1903 в Екат. основана "Адм. по делам Ф.Е.Ятеса, ведавшая производством машиностроительного, котельного, чугуно-меднолитейного и судостроительного з-дов", а также разработкой челяб. зол. приисков. ЯЗ производил паровые машины и котлы всех систем, краны, трансмиссии, локомобили, прокатные станы, золотодобывающие драги, оборудование и машины для горнодоб. промышленности, разл. литье, металлорежущие станки. В 1897 - реконструирован. Включал токарный, кузнечный, литейный, меднолитейный, котельный и модельный цехи. Гордостью Ф.Е.Ятеса был двухэтажный корпус мех. цеха (пам. пром. арх-ры XIX в.). К 1913 з-д располагал оборудованием 103 наим., действовавшим от трех паровых машин собственного производства. Недвижимое имущество оценивалось в 194 737 руб., машины, станки и механизмы - в 129 771 руб. Накануне Первой мир. войны на з-де работало ок. 600 чел. В 1918 пр-тие национализировано. Перешло под управление к-та раб. самоуправления, с 31 окт. 1919 - адм. во гл. с первым сов. дир. П.А.Ладыженским. В 1919 на з-де занято 322 раб. и 39 служащих. Недвижимое имущество оценивалось в 186 667 довоен. руб. Пост. треста Гормет от 20 апр. 1920 ЯЗ переименован в з-д "Металлист". Лит.: Весновский В.А. Весь Екатеринбург. Екатеринбург, 1903; Наумов В.П., Козлов А.Г. От екатеринбургской фабрики до современного завода. М., 1957; Березовская С.Л., Дубленных В.В. На крутых поворотах истории. Екатеринбург, 1992; Дубленных В.В. Фома Егорович Ятес // Памяти О.Е.Клера: К 150-летию со дня рождения. Екатеринбург, 1995. В.В. Дубленных. Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010. источник -------------------- |
![]() ![]() |
| ArtOleg |
6.11.2013, 0:42
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 967 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 |
ДИНАСТИЯ ЯТЕСОВ
В.Е. Копылов, доктор технических наук, профессор Тюменского нефтегазового университета. Текст печатается с личного согласия автора. При изучении материалов по истории промышленности Урала и Зауралья края мне постоянно приходилось сталкиваться с именами семьи Ятесов из Великобритании. В Екатеринбурге недалеко от вокзала по улицам Верхотурской и Основинской при пруде на речке Мальковке Ятесам с семидесятых годов XIX столетия принадлежал крупный механический завод, он до сих пор работает и выпускает продукцию, включая военную. В годы, когда им владел один из Ятесов, Иван Егорович, предприятие носило название то механический и судостроительный, то котельный и чугунолитейный завод. Из рекламного объявления можно узнать подробнейший перечень заводской продукции. К 1897 году Ятес существенно расширил производственные помещения, увеличил количество токарных, строгальных, сверлильных, болторезных и других станков. За все время существования завода он никогда не испытывал недостатка в заказах: показатель, весьма характерный для прогрессивного руководства и инженерно-технического корпуса предприятия. Для Нижнего Тагила, например, завод поставлял прокатные станы и воздуходувки, для Лысьвенского, Кыштымского и других заводов — паровые машины. Алапаевский завод получал строгальные станки, золотые и платиновые прииски Среднего Урала — насосы и дробилки, и многое другое. В 1892 году на заводе построили пароход «Сокол» (позже его назвали «Святой ключ», а затем «Страдалец») для «Товарищества Верхне-Иртышского пароходства и торговли». В Тюмени с начала XX столетия Ятесы владели Жабынским механическим заводом на Мысу, который перешел к ним после прежнего владельца и основателя завода И.И. Игнатова. О писчебумажных фабриках Ятесов в Курьях и Заводоуспенке мною уже говорилось. Кто они — Ятесы, каким образом эти предприимчивые люди из Великобритании оказались в России, вдалеке от родины, какова их судьба после 1917 года? Ответы на эти непростые вопросы я искал много лет. Скудность сведений не позволяла мне обнародовать их и выйти с ними в печать. И только совсем недавно, после знакомства с профессорами из Екатеринбурга А.В. Зыряновым, Б.А. Носыревым, потомками Памфиловых и Вардропперов, а также с их родственницей, из Санкт-Петербурга А.А.Солюс, о которых мне уже пришлось рассказывать, удалось в сравнительно короткий срок существенно пополнить мои познания. Коллеги щедро поделились со мною своими воспоминаниями и записками их родителей, фотографиями, добросовестно и терпеливо отнеслись к некоторым моим, как я понял позже, достаточно назойливым просьбам и пожеланиям. За проявленное внимание ко мне и терпение я весьма признателен и благодарен моим корреспондентам. Первое упоминание в Екатеринбурге о Ятесах (Yates) относится к концу 1860-х или началу 70-х годов XIX века. Четверо молодых англичан — три брата и племянник: Томас, Джон, Альберт и Вильям, наслышанные о богатствах Урала, приехали в его столицу с наивным намерением организовать с английским размахом выгодную добычу золота в окрестностях города. Неприятное чувство разочарования чужестранцам пришлось пережить сразу же, поскольку богатые месторождения золота давно прибрали к рукам русские предприниматели. Альберт вернулся на родину, а старший брат Томас (на русский лад его чаще всего называли Фомой Егоровичем, реже — Иваном Егоровичем), воспользовавшись отъездом своего родственника Г.И. Гуллета в Тюмень, приобрел у него в Екатеринбурге машиностроительный завод. Предприятие было расширено и обновлено в техническом отношении. Он же способствовал устройству в городе механической мастерской для Вильяма. После тщательного, в английском стиле, изучения конъюнктуры уральского рынка Фома Ятес совместно с Джоном (или, как встречается в документах, с Джеком) строит бумажную фабрику на реке Пышме в окрестностях известного курорта Курьи близ Сухого Лога. К этому же времени относится женитьба Ф.Е. Ятеса на Маргарите Вардроппер из Тюмени — дочери инженера-судостроителя Я.Р. Вардроппера и его супруги Агнесы Вильгельмовны. Екатеринбургские родственные и промышленные связи старший из братьев Ятесов Фома Егорович распространил, как видим, и на Тюмень. Они ему пригодились в дальнейшем. Джон (Джек, Yach) в свою очередь породнился с тюменской семьей Памфиловых, женившись на одной из дочерей — Елене. Несмотря на разницу в возрасте почти в три десятка лет, Джон выглядит на фотографии не старше своей супруги. Бумажную фабрику в Курьях Ятесы построили с учетом новейших достижений английской промышленности и в такой степени, чтобы не только противостоять конкурентам, но и превзойти их по всем показателям. Надо отдать должное братьям: преодолевая трудности чисто российского характера, своего они добились. Проживая в Курьях, Джон Ятес содержал там строения курорта возле минерального источника, сад, сосновую рощу, гостиницу с благоустроенными номерами, оркестр, библиотеку и курзал. Возможно, впервые на Урале Д. Ятес построил при фабрике очистные сооружения для воды, сбрасываемой в Пышму. Окрепнув в финансовом отношении, Ф.Е. Ятес приобрел в центре города в тупике Почтовой улицы внушительный двухэтажный особняк. Он сохранился до нашего времени и находится почти рядом с почтамтом (Пушкинская, 19) на задах памятника изобретателю радио А.С. Попову. Здание возвели в 1830-х годах по проекту знаменитого уральского архитектора М.П. Малахова. С 1841 года особняк приспособили под почтовую контору с комнатами для приезжих. Дом знавал многих интересных людей России и Урала. Здесь останавливались на пути в Сибирь декабристы. В феврале 1892 года в этом доме Ятесы устроили первую в Екатеринбурге телефонную станцию на 100 номеров, а спустя четыре года, почти вслед за изобретением Люмьеров, продемонстрировали уральцам необыкновенные возможности кино. Эти примеры свидетельствуют о высокой технической информированности Ятесов, их заинтересованности в приобретении новинок цивилизации. О человеческих качествах Ф.Е. Ятеса известно немного, а то, что сохранилось в памяти потомков, весьма противоречиво. С одной стороны, в традициях XIX столетия уральские заводчики подвергали рабочих нещадной эксплуатации. Не были исключением и предприятия Ятеса, на которых не однажды вспыхивали забастовки. Разумеется, хозяин не мог руководить своими фабриками непосредственно, он это делал через управляющих делами. А они порой радели не только за интересы владельцев, но и за собственный кусок прибыли. Рабочие это видели, их недовольство росло. С другой стороны, существуют опубликованные материалы, в которых современники рассказывают о Фоме Ятесе с теплотой и уважением, особенно когда речь шла о семейном круге. Бывшая домработница Ятесов так вспоминала о своем хозяине («Урал», 1980, №12, с. 22). «...Сам-то он был шибко обходительный, называл меня только на «Вы»... Вот, надо что-то погладить, он приказывает: «Эрар (Ирина), поставьте утюг близко печки» Забавный был такой!». Любопытно, что русским языком Ф. Ятес в совершенстве так и не овладел ... В полном соответствии с рыночным принципом («сильный побеждает слабого»), Ф.Е. Ятес в 1902 году скупает на торгах акции обанкротившейся фабрики А.И. Щербакова в Заводоуспенке и становится ее владельцем. Управляющим фабрикой назначается сын Ятеса-старшего Вольтер Иванович, или по некоторым документам — Владимир Фомич. Как и отец, он всю свою жизнь имел подданство Великобритании, что в страшные годы гражданской войны спасло ему жизнь. В отличие от отца, Вольтер заработал своим недостойным поведением в Заводоуспенке, где он проживал постоянно до 1918 года, незавидную репутацию пьяницы, хама и бабника. Былое уважение к хозяину, какое наблюдалось во времена Щербакова, жители села утратили. Молодой Ятес ликвидировал льготы для увечных рабочих фабрики, установленных Щербаковым, с презрением относился к простым труженикам, снизил оплату труда. Вместе с тем, фабрика не только не закрылась, но и продолжала выпускать разнородную продукцию даже в годы первой мировой войны. В.И. Ятес помнил и ценил достижения предыдущего хозяина и на рекламных проспектах, особенно на первых порах, чтобы не отпугнуть оптовых покупателей, указывал имя А. Щербакова, бывшего владельца предприятия. Дальнейшее развитие фабрики стало возможным за счет расширения ассортимента бумаги, а также безостановочных поставок исходного сырья, возможности которых у Ятесов были несравненно более высокие, чем у Щербакова. Весь Урал был окутан агентами Ятесов по сбору тряпья. Будет небезынтересен перечень продукции: бумага почтовая, писчая, книжная, картузная (!) и мундштучная. Не была забыта газетная и товарная, чайная, бюварная и альбомная, бутылочная и оберточная бумага. Выпускались блокноты, конторские книги, конверты и кошельки, тетради и талонные книжки. Фабрика на Пышме под Сухим Логом дважды отмечалась медалями на выставках: в Москве в 1882 году и в Екатеринбурге пять лет спустя на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Первые годы XX столетия для екатеринбуржца Фомы Ятеса ознаменовались наивыгоднейшей сделкой с тюменским купцом первой гильдии И.И. Игнатовым, владельцем судостроительного Жабынского механического завода на Мысу. Игнатов, будучи в преклонном возрасте, решил сосредоточить свои усилия на руководстве организованного им объединения пароходовладельцев Обь-Иртышского бассейна «Товарищество Западно-Сибирского пароходства». В 1905 году он сдал в аренду свой завод Ф.Е. Ятесу, и к нему перешло реальное владение судоверфью. Ее управляющим стал В. Стивене, а помощником — А. Вардроппер. Как и в Заводоуспенке, социальное положение рабочих ухудшилось. В 1905—1907 годах на предприятии произошли забастовки. Требования рабочих сводились к вежливому обращению с ними, к прекращению незаконного увольнения их товарищей, к отмене штрафов. Строительство речных судов, тем не менее, продолжалось с возросшей интенсивностью. К началу второго десятилетия минувшего века появились суда с двигателем внутреннего сгорания — теплоходы. Обвальный спад производства произошёл в годы первой мировой войны. Накануне революции 1917 года завод продали с молотка, а в первые годы советской власти его национализировали. В Тюменском областном архиве хранятся интересные документы, относящиеся к 1892—1896 годам (Ф. 353. Оп.1.Д. 227). Судя по их содержанию, еще один из екатеринбургских Ятесов по имени Василий (Фридрих) Егорович еще в 1892 году, на десятилетие раньше своих братьев, пробился на хлебный тюменский рынок. Он арендовал у крестьян деревни Парфеново возле Московского тракта недалеко от полотна железной дороги участок земли. На нем он соорудил сначала ветряную раструсную мукомольную мельницу «в три постава», а затем в 1897 году добился разрешения у тобольского губернского механика П.С. Голышева на сооружение паровой машины с котловым хозяйством. Удивляет демократичность принятия решения. Голышев отказался от какого-либо ответа заявителю, пока не получит согласия схода мужского населения деревни. Мужики в составе 41 человека собрались, составили протокол за подписью сельского старосты и дали согласие на аренду земли сроком на тридцать (!) лет. Главное условие, поставленное ими, состояло в том, чтобы помол зерна для жителей деревни выполнялся в первую очередь. В.Е. Ятес, о котором мне почти ничего неизвестно, построил целый городок. В его состав входили контора, жилой дом владельца мельницы, паровая и ветряная мельницы, котельная, навесы и сараи для зерна, мучной амбар, конюшни, коровник и птичник. Производственную площадку щедро озеленили. Вольтер Иванович Ятес владел фабрикой в Заводоуспенке до января 1918 года. Совет народного хозяйства Тюменского уезда не только национализировал фабрику, но и конфисковал все личное хозяйство и утварь управляющего. Официальное обращение В.И. Ятеса с просьбой оставить за ним личных лошадей, коров и дорожную повозку осталось без внимания. Пользуясь гражданской неприкосновенностью как подданные другого государства, вся семья Ятесов возвратились на родину в Англию. Джон Ятес, один из основателей писчебумажной фабрики в Курьях, поселился в предместье Лондона. Все пришлось начинать с нуля. Он открыл ресторанчик, а когда понемногу окреп, то приобрел свой дом. На фотографии рядом с Д. Ятесом стоит его сын, а справа — племянница, родная тетка профессора из Екатеринбурга А.В. Зырянова. В годы второй мировой войны младший сын Д. Ятеса, тоже Джон, был летчиком королевского военно-воздушного флота и погиб в бою в июне 1941 года. «Окрик памяти» (История Тюменского края глазами инженера) Книга третья. Тюмень. 2002 г. Издательская фирма «Слово» источник -------------------- |
ArtOleg Мельковский машиностроит. завод ЯТЕСА 5.11.2013, 23:15
ArtOleg
Федеральное государственное унитарное предп... 5.11.2013, 23:22
ArtOleg
[b]История
ОАО «Уралтрансмаш» — одно из старей... 6.11.2013, 0:06
ArtOleg Ретроспектива 1
... 6.11.2013, 0:24
ArtOleg Ретроспектива 2
[i]В память совместной слу... 6.11.2013, 0:29
komendor
[b]Ретроспектива 2
У меня вот такое фото:
(... 28.2.2014, 1:47
ArtOleg
[url=http://www.v-smirnov.ru/peb2.htm]и... 6.11.2013, 0:39
ArtOleg
источник 6.11.2013, 0:56
ArtOleg
источник 6.11.2013, 1:15
fort Интересная подборка. Получил удовольствие читая ее... 13.11.2013, 10:58
ArtOleg Да, на первой фото - ретушь. С вывеской-то гораздо... 28.2.2014, 12:07
Марина Н. Фото корпусов бывшего завода Ятеса с высоты 13 эта... 18.4.2014, 14:30
Марина Н. Ближе
Ранее в этой теме встречалась ч/б фото фа... 18.4.2014, 14:38
Марина Н. Левая часть этого же корпуса.
Корпус, расположе... 18.4.2014, 14:47
Марина Н. Подъемный механизм между двумя корпусами.
Корпу... 18.4.2014, 14:52
Марина Н. Плохо придумано, что без текста фото не уходит.
... 18.4.2014, 14:55
Paul
... без текста фото не уходит.
уходит-уходит ) н... 18.4.2014, 15:15
ArtOleg
Плохо придумано, что без текста фото не уходит.
Д... 18.4.2014, 20:40
Марина Н.
Приветствую, Марина Н! Спасибо за фототчет. Л... 18.4.2014, 21:55
Марина Н.
Приветствую, Марина Н! Спасибо за фототчет. Л... 18.4.2014, 21:57
Марина Н. Корпус в глубине территории завода, похож на админ... 18.4.2014, 15:01
ArtOleg
В центре с рабочими Ятес Фома Егорович.
[url=h... 19.12.2015, 10:58
fort В годы войны на завод Ятеса эвакуировалась часть з... 19.12.2015, 17:34
semensan Фото мельковской слободы и завода Ятеса зеркально.... 24.1.2016, 13:56
ArtOleg
можно ли сделать из них приличное качество и разм... 26.1.2016, 13:35
Игорь Б. Ценнейшая фотография. Лично я впервые вижу заводск... 26.1.2016, 18:10
Svarog Barg
Ценнейшая фотография. Лично я впервые вижу заводс... 26.1.2016, 18:45
Игорь Б.
Это получается, что пруд был примерно на месте, г... 26.1.2016, 19:21
semensan Она была выше,зеркальная,вот перевернул
Нет ново... 26.1.2016, 18:47
ArtOleg semensan, и правда! Благодарю. 26.1.2016, 18:54
semensan Карта была, правда в другой теме
26.1.2016, 19:05
Игорь Б. RE: Мельковский машиностроит. завод ЯТЕСА 27.1.2016, 16:29
semensan Явно двухэтажный,по современным меркам двухподъезд... 29.1.2016, 12:11
1723 RE: Мельковский машиностроит. завод ЯТЕСА 8.3.2016, 20:46
fort Трансмаш сносят.
Наверно снесут не только советски... 25.12.2016, 21:10
fort Часть главы из книги Пашолок ,,Т60", предоста... 24.1.2017, 11:32
fort В этой книге две главы касающиеся производства тан... 24.1.2017, 11:37
fort Снесли все.На месте завода ровная площадка заявле... 25.4.2017, 20:41
Павлов Г.П.
Снесли все.На месте завода ровная площадка заявл... 26.4.2017, 17:12
Павлов Г.П. Вдали по центру гостиница "Свердловск"
26.4.2017, 17:14
Павлов Г.П. В сторону Мамина-Сибиряка
26.4.2017, 17:16
Павлов Г.П. Еще два фото обнаружил:
26.4.2017, 17:23
Павлов Г.П. RE: Мельковский машиностроит. завод ЯТЕСА 26.4.2017, 17:24
fort Спасибо 27.4.2017, 8:12
1723 RE: Мельковский машиностроит. завод ЯТЕСА 15.5.2017, 23:53
nikis
Огромный объем материала - и ничего о других пл... 29.5.2017, 21:05
Makeev_DV
Огромный объем материала - и ничего о других площ... 30.5.2017, 14:33
Makeev_DV Цех завода № 37, построенный в к.1941 - н.1942 г.г... 24.8.2017, 10:09
ArtOleg ^^^
У завода еще была площадка на "Монетке... 24.8.2017, 10:40
Makeev_DV
^^^
У завода еще была площадка на "Монетке... 24.8.2017, 11:05
ArtOleg
[size=3]По Верх-Исетскому пруду стал плавать паро... 25.9.2017, 18:50
ArtOleg Слесарно-литейный завод Ятеса. 1900 – 1902 гг.
... 13.1.2019, 19:23
Aleksejs Фотографии работников Уралтрансмаша 1970 - 1980 гг... 27.5.2020, 15:53
eko Может есть у кого фото завод ЯТЕСА/«Трансмаша» со ... 30.1.2022, 15:02
Anuta-sun
Может есть у кого фото завод ЯТЕСА/«Трансмаша» со... 30.1.2022, 20:27
1723 "На смену!" 11 июля 1929г.
27.7.2023, 17:33![]() ![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 11.12.2025, 17:55 |