![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
kalinovka |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 520 Регистрация: 25.5.2007 Из: Екатеринбург, Эльмаш Пользователь №: 1 822 ![]() |
Фотографов уже на форуме уже упоминали, но в разных темах. Отдельной темы еще не было. Предлагаю здесь помещать фотографии, статьи про фотодело в нашем городе.
Начну со статьи. Цитата Евгений Бирюков Екатеринбург в лицах Основным стимулом распространения фотографии в глубь России была… выгода. Доходное дело привлекало многих. Среди уральских «пионеров» светописи были дворяне, отставной губернский секретарь, псаломщик, купцы, мещане, крестьяне. Не все выживали в жесткой конкурентной борьбе. Многие были «путешествующими» в поисках клиентов. Завоевание популярности позволило некоторым «Фотографиям» перейти на оседлый образ жизни. По переписи 1861 года в губернском городе Пермь уже числился свой профессиональный фотограф. В следующем году таковой объявился и в уездном Екатеринбурге. В те годы центр уральской горнозаводской промышленности привлекал к себе значительные культурные силы. Не случайно здесь со временем обосновалось и наибольшее количество фотографов: в 1876 году — 3, к 1915-му уже 12 (в Перми —9). Статус фотографа был уважаем: многие из них причислялись к купеческому сословию и даже удостаивались личного почетного гражданства, выбирались в гласные городской думы. В борьбе за клиента особыми козырями были и участие (медали) во всевозможных выставках, и регалии некоторых фотографов: «Флориан Ляхмайер, студент Варшавского университета», «Мориц Гейнрих, австро-венгерский подданный», «Иосиф Рона, германская художественная фотография», «С. Ровенский. Киевская фотография», «Братья Козловы. Центральная фотография «Рембрандт». Братья Вирпша козыряли родственной связью с… любовницей Наполеона пани Валевской. Появлялись и «простые» фотографы — М. Устинов, К. Коплевский, В. Сапожников, Н. Введенский и др. Но выделялись среди всех фотозаведения Терехова и Метенкова. В 1875 году «Ирбитский ярмарочный листок» опубликовал статью «Фотограф-художник И. А. Терехов»: «Настойчивым неутомимым трудом, с врожденным и развитым художническим чутьем, если можно так выразиться, он достиг замечательного совершенства в своих произведениях. С технической стороны дела г. Терехов не оставляет подвергать самому тщательному выбору приобретение и самых мелких принадлежностей и не щадит никаких средств, чтобы следить постоянно за всяким усовершенствованием по фотографии… Нам остается только еще сказать, что богатый город Екатеринбург, где постоянно живет г. Терехов, заключает в среде своей много хорошо образованных и развитых людей, которые при частом посещении ими наших столиц и центров цивилизации западных государств до утонченности развили свой вкус ко всему изящному, и поэтому г. Терехов, став уже в уровень с требованиями общества и превосходя его ожидания, будет постоянно находить в их среде хороших ценителей своих артистических произведений». К чести Ивана Терехова нужно сказать, что он был одним из учредителей (энтузиастов) Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), участвовал — фотографиями — во Всероссийской политехнической выставке в Москве (1872) и Всемирной промышленной выставке в Филадельфии (к 100-летию США). Его дело успешно продолжил брат — «Фотография Н. А. Терехов и Сын». В 1883 году в Екатеринбурге появился фотограф Вениамин Леонтьевич Метенков (1857—1933), родом из Миасса. Помещение арендовал на Вознесенском проспекте, напротив Терехова, и фактически вступил в борьбу не только за «лучший в городе», но и «лучший на этой улице». И весьма преуспел. Наряду с портретной деятельностью стал планомерно снимать виды Урала (выпустил их в альбомах и почтовых открытках — более 400) и открыл свой фотомагазин. На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке отмечен серебряной медалью, а на Всероссийской (в Москве) и Всемирной (в Париже), посвященных 50-летию изобретения светописи, — золотыми. Примечательно заявление мастера: «В силу моего мягкого характера и моей деятельности я никогда не помышлял о накоплении и все средства употреблял на развитие любимого дела». За многогранную и многолетнюю деятельность Метенкова называют самым известным фотографом и фотолетописцем Урала. В 1993 году в доме Метенкова (Вознесенский проспект, 36) открылся фотографический музей с постоянной ретроэкспозицией «Фотографы Екатеринбурга» и залами современного фотоискусства». |
![]() ![]() |
ArtOleg |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 511 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 ![]() |
Цитата Послушание... фотографией Виталий Шитов, историк, член Уральского общества краеведов. г. Екатеринбург. Более чем вековая история монастырской фотографии на Урале берёт своё начало в 1897 г. в одном из самых крупнейших женских монастырей – Ново-Тихвинском. Случилось это во времена управления монастырём игуменьи Магдалины (Досмановой) по распоряжению Екатеринбургской Духовной Консистории. Историк Н.П.Штейнфельд в 1901 г. в своей книге, посвящённой столетию Екатеринбургского Ново-Тихвинского первоклассного Девичьего монастыря, писал следующее: «Из сестёр (монастыря – прим. автора), занимающихся иконописанием и рисованием, более способные под руководством местного фотографа (вероятнее всего, В.Л.Метенкова – прим. автора) ознакомлены с делом фотографических работ, в чем весьма преуспев, самостоятельно теперь ведут фотографическое искусство...». В верхнем этаже северо-западной части здания иконописной и позолотной мастерских был обустроен павильон для фотографий. Согласно данных «Страховой оценки Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря» за 1910 г. «павильон имел длину 13 аршин, шириною 9 аршин, потолок в нём с южной стороны деревянный, оштукатуренный, в длину павильона, высотой 4/2 аршина и из рам со стеклами 6 аршин. Павильон отапливался двумя голландскими печами» (РГИА Ф. 799, оп. ЗЗ, д. 438, л. 9 об.). Фотографическая мастерская была оснащена необходимой аппаратурой, оборудованием и материалами, которые были приобретены всё у того же фотографа В.Л.Метенкова, имевшего оптово-розничный магазин и склад фотопринадлежностей на Вознесенском проспекте г. Екатеринбурга. Первоначально сёстры монастыря под руководством матушки Августины производили копирование древних икон, литографированных ликов святых и достопамятных по святыне и древности реликвий при помощи фотографической аппаратуры. Позднее они стали производить съёмку портретов священнослужителей, сестёр и послушниц монастыря стандартного формата, так называемых «визиток» и «кабинет-портретов». Бессменным руководителем светописной (фотографической) мастерской была матушка Августина. Согласно формулярным спискам за 1912 г., хранящимся в ГАСО, монахиня Августина, в девичестве Вера Гребнева, родилась в 1859 г. в крестьянской семье Сысертской волости. В 1874 г. 15 лет от роду поступила в монастырь, где обучалась чтению, письму и иконописанию. В 1900 г. приняла постриг. Руководила работами в иконописно-чеканной мастерской и в монастырской фотографии (ГАСО Ф. 603, оп. 1, д. 719, б.л.). Монастырской фотографией и иконописанием занимались послушницы Поспелова и Ежевских. Архивные данные за 1912 г. дают о них следующие сведения. Поспелова Раиса Александровна – рясофорная послушница. Родилась в 1881 г. в семье Грязковского сельского учителя Камышловского уезда. Поступила в монастырь в 1886 г., где обучалась чтению и письму. Послушание проходила в иконописной и фотографической мастерских. (ГАСО Ф. 60З, оп. 1, д. 719, б.л.). Ежевских Наталья Григорьевна – послушница. Родилась в 1879 г. в крестьянской семье Закамышловской волости Камышловского уезда. Чтению и письму обучалась в доме родителей. Поступила в монастырь в 1893 г. Послушание проходила в иконописной и фотографической мастерских. (ГАСО Ф. 603, оп. 1, д. 719, б.л.). Деятельность монастырской фотографии, как и других мастерских, была прервана революцией. Монастырь был закрыт Советской властью. Ныне Ново-Тихвинский женский монастырь возрождается, восстанавливаются его храмы, воскрешая былую славу и величие. ![]() ![]() ![]() ![]() Источник -------------------- |
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 15.6.2025, 10:22 |