Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
| 1723 |
26.11.2006, 1:34
Сообщение
#1
|
![]() Администратор ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 30 162 Регистрация: 25.10.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 1 |
Начинать знакомиться с природными достопримечательностями надо именно с этого объекта. Расположен он в черте города, в Кировском районе к юго-западу от озера Шарташ. Добраться туда можно на трамвае № 8, 13, 15, 23, 32. Выходим на остановке «Каменные палатки», переходим дорогу и через несколько метров мы уже у них.
Осмотрев Каменные палатки можно по лесу прогуляться до озера Шарташ. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Чаша в плите, возможно, использовалась для жертвоприношений первобытными людьми. ![]() ![]() Озеро Шарташ. ![]() Схема расположения Каменных палаток. |
![]() ![]() |
| ArtOleg |
24.8.2014, 22:07
Сообщение
#2
|
![]() Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 17 898 Регистрация: 12.11.2006 Из: Екатеринбург Пользователь №: 6 |
Шарташ ― негласная столица старообрядцев
«Смиренный иерей Устин в сии места лета 1672 майя пятый день и зде у озера глаголаемого Шарташ пристанище обре со стадо пасама воздвигша храм господень». Древняя старообрядческая летопись ![]() Фото: Семья шарташских кержаков Источник: http://www.1723.ru/read/dai/dai-39.htm Задолго до основания Екатеринбурга на северном берегу озера Шарташ в XVII веке было основано село, точнее – слобода (слобода – от «послабление», т.е. жители слобод де факто заявлялись как «более свободные»). Здесь бежавшие от реформ Никона сторонники Древле-Православной (Правоверной) церкви, родом из Нижегородских земель, называвшие себя кержаками – по названию нижегородской реки Кержень, обосновались, как показало время, надолго. И шли они сюда за тысячи верст от родных земель не абы как, по «методу тыка», в вполне целенаправленно, к тому же у них были и карты, свои, старообрядческие. Да и цель была, и, наверное, не одна. Во всяком случае, Галина Тарасова в своей книге «Шарташ – любовь моя и боль» (2010), Юрий Переверзев, редактор газеты «Общественная безопасность – Урал» и Роман Перин в очерке «В поисках могилы Святого Аввакума» из петербургского журнала «Потаённое» не исключают возможности, что именно на Урал были перенесены мощи Святого Протопопа Аввакума, идеолога старого правоверия и борца с никонианством. Вероятно, с этой тайной историей связаны и история возникновения Шарташа – кержацкой столицы близ будущей «столицы Урала». Считали же себя шарташцы «более свободными» наверное еще и потому, что почти не были привязаны к земле, т.е. не были крестьянами, а были вполне зажиточными — вели торговлю и занимались ремеслами. К тому же не секрет, что среди староверов были многочисленны и представители знати – боярской элиты того времени (XVII в.), которые не приняли реформ Никона и бежали на Урал и в Сибирь. «Получается, - как правомерно пишет Николай Кулешов в очерке «Шарташ – кержацкая столица», - что к появлению селения, раскинувшегося на западном и северном берегах древнего Шарташа, патриарх Никон руку приложил. В конце XVII и начале XVIII «обнищалые и голытвенные людишки» двигались на Восток. Выбирали новые места на жительство, осваивались, обустраивались. Их трудом и было основано в 1672 году будущее село Шарташ. На полвека старше Екатеринбурга оказалось селение, первое на территории нынешнего областного центра. В петровские времена, благодаря новым царским реформам и «строгостям», поток переселенцев еще более усилился». Поначалу противоречащим этому кажется утверждение известного краеведа Николая Корепанова, что «поселение старообрядцев на северном берегу Шарташского озера в 5 верстах к северо-востоку от строившегося Екатеринбурга появилось по воле генерала Генина». Да, Георгу Вильгельму де Генину, одному из основателей Екатеринбурга, приходилось при его строительстве в 1723-1724 гг. без дозволения столичной власти принимать на поселение пришлых людей. А они, в большинстве своем и были старообрядцами. Других не было. Однако они приходили не на пустое место — Шарташская слобода уже существовала. И надо было ожидать, что с привлечением шарташских кержаков на работы будут и проблемы. О чем Н. Корепанов подробно и увлекательно излагает в книге «В раннем Екатеринбурге (1723-1831)» и других, в частности «Шарташ XVIII века». Поэтому далее находим у него же и подтверждение в пользу примата Шарташа над Екатеринбургом: «В 1762 году Верх-Исетская заводская контора извещала о доношении мирского старосты Шарташской волости: «Поселились-де и жительство они имеют в Шарташской деревне домами своими сыздавна, еще почти с начала заведения Екатеринбургского завода». Так, с одной стороны, наместники государственной власти вербовали местных и пришлых на строительные и заводские работы, а те, в свою очередь, привлекали в свою веру «никоновцев». «Раскольничий Шарташ заставил говорить о себе уже в самом начале 1725 г., когда расследовался переход известного в Уктусском заводе торговца Тита Сибирякова в «незнаемо какую шарташскую веру» — пишет Корепанов. Спектр толков, на которые делились шарташские старообрядцы, говорит, как о единстве шарташцев в противостоянии официальной «никоновской» церкви, так и о внутренних разногласиях. Так, Корепанов пишет: «На допросах шарташцы обыкновенно показывали, что придерживаются «раскольнического толку, называемого поповщина», «софонтиевского согласия», «веры софонтиевского толку» и т.п. Среди них были известны и редкие приверженцы официального православия, как правило, пришлые, женатые на местных староверках». С шарташцами связано и много скандальных историй, достойных пера криминалиста. Приводим в подтверждение небольшой фрагмент из книги Н.Корепанова: «В 1728 г. на всю губернию прогремело дело об изъятых у екатеринбургского заводского казначея Ивана Замощикова фальшивых червонцев. Подозрение в фальшивомонетчестве пало на нескольких екатеринбургских керженцев и шарташцев, в т.ч. братьев Заверткиных, а главным подозреваемым оказался Василий Иванович Сапожников. Новопоселенец подгородной Пышминской деревни, к тому времени он считался уже одним из ведущих екатеринбургских купцов. На Шарташе жили его братья и отец – нижегородский ямщик. Здесь важно восприятие шарташцев со стороны: уже тогда их считали скорее торговцами или ремесленниками, чем обычными крестьянами. Сами они спустя много лет отмечали: «Ко удовольствию нас никаких крестьянских угодий, яко то скотского выпуска и пашенных земель не имеем, ибо оные деревни состоят в окружности лесов Екатеринбургских заводов и золотых промыслов… Только одна густая мелкая сосновая поросль». «И сами объявляют, что пашенных земель у себя нисколько не имеют, а только имеют единственно от огородных овощей себе пропитание». С 1720-х гг. жители деревни регулярно испрашивали себе проезжие паспорта до Нижнего Новгорода, в Москву, в сибирские города и т.п., куда ездили за товарами для Екатеринбурга. Ежегодно выезжали они и на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки. Среди местных промыслов всегда выделялись связанные с животноводством (кожевенный, свечной, мыльный), имелись и редкие для обычных приписных деревень, вроде портняжного и шляпного. В 1770-е гг. шарташский крестьянин Григорий Веселков занимался лаковой росписью деревянной посуды и железных подносов. Для Шарташа чрезвычайно важными оказались события 1733 года. В феврале из Екатеринбурга, Шарташской и Становой деревень организованно бежали 24 раскольника, многие с сыновьями, причем с Шарташа бежали 13. Из этих упомянем К.Ф. Резанова и Якова Свининникова. Семейству последнего суждено было стать едва ли не самым известным на Шарташе вXVIII веке. Отметим также, что о побеге известил, в частности, становский житель Степан Осенев, единственный тогда местный колокольный подрядчик. Сын его Иван Осенев примкнул позже к беспоповцам и стал одним из известнейших персонажей истории Раскола на Урале. О причинах побега и обстоятельствах скорого возвращения почти всех беглых нам ничего не известно. Но известно, что в мае Геннин определил перевести всех бездворных керженцев из Екатеринбурга в опустевшие избы Шарташской деревни. Сами шарташцы четко делили свою историю на «до» и «после» тех событий, помнили о них спустя десятилетия. Возможно, с теми событиями каким-то образом связано и появление на Шарташе тайной часовни. Осенью 1746 г. от екатеринбургского протопопа Иосифа Афанасьева о ней стало известно консистории тобольского митрополита. Донес о часовне обратившийся из раскола младший сын Я.Л. Свининникова Федор. Часовня находилась во дворе Ивана Власовича Третьякова (Ивана Власова), крестьянина вотчины нижегородского Троице-Сергиева монастыря, одного из участников побега 33-го года. Она представляла собой сложное сооружение из двух смежных изб без наружных окон и дверей, устроенных меж двух жилых домов с выходами через сени. В обеих устроены были самодельные иконостасы с холщевыми завесами и аналой, жестяные лампады, кадильные чашки и т.п. После налета солдатской команды 1 декабря часовня была разорена и описана. Изъято было более 60 икон. По словам Федора Свининникова, службы в часовне отправляли пришлые шарташские жители Иван Павлов и Борис Полянкин (живший у Афанасия Гусева), а также приезжавший с демидовских заводов 80-летний раскольничий поп Яков. Согласно расходившимся показаниям Третьякова, Гусева и Павлова, часовня была выстроена между 1726 и 1736 гг. (более 10 лет, 15 или 20 лет назад). Иконы и утварь предоставили сами шарташцы. По согласованию с консисторией часовня была разобрана, вывезена за деревню и 22 декабря публично сожжена. Изъятые иконы отослали в Тобольск, туда же отправили в кандалах и четверых упомянутых раскольников». Что касается территориально-административного статуса Шарташа, то согласно данным Корепанова: «Шарташская деревня считалась подгородной со времени основания Екатеринбурга, жители ее до 1781 г. значились приписными крестьянами Екатеринбургской слободы. В 1727 г. Шарташ был формально приписан к Екатеринбургскому заводу, в 1760 г. после приватизации казенных заводов отошел Верх-Исетскому заводу (первоначально владения Р.И. Воронцова, затем С.Я. Яковлева). В 1778 г. деревня вернулась в казну и была приписана к Березовским золотым промыслам. С середины 1740-х гг. упоминается о Малой Шарташской деревне (иногда ее называли Сибирской); уже в 1770-е гг. Малая и Большая деревни слились. Известно и о других небольших шарташских выселках. В 1736 г., в условиях башкирского восстания, шарташцы обнесли деревню острогом. Во все времена к Шарташу тяготели также ближние старообрядческие деревни Становая и Сарапульская; в обиходе именно их, с Большой Шарташской деревней, называли тремя Шарташскими деревнями, «Шарташами» или «Шарташской слободой» (которой как административной единицы не существовало). После приписки к ВИЗу заводская администрация необоснованно ввела понятие Шарташской волости, с тех пор от Шарташа, Становой и Сарапулки избирался общий мирской староста. ![]() Фото: Таинственные знаки – «руны» на шарташских камнях В 1781 г. после утверждения Екатеринбурга городом Шарташ стал обтекаемо именоваться подгородным селением или подгородной деревней. Тогда же с введением в заводском ведомстве волостного деления официально появилась и Шарташская волость. В декабре 1789 г. когда в екатеринбургское купечество и посад одномоментно записались 230 человек – примерно половина тогдашнего шарташского мужского населения». Итак, исторические документы гласят, что Шарташская старообрядческая слобода существовала с 1672 года, за полсотни лет до закладки завода-крепости Екатеринбурга! Выбор северного берега озера для закладки Шарташской слободы приверженцами Древнего Православия был не случаен. Как не случаен и в целом выбор – окрестности одного из древнейших озер на Земле. Будучи правоверными христианами, кержаки, в отличие от последователей Никоновского обряда и современного Православия, весьма неоднозначно относились к наследию Ведической, дохристианской Руси. Во всяком случае, известно со слов старожилов, что еще в конце XIX –в начале XX веков местные староверы совершали некие культы в местах, которые сегодня считаются заброшенными каменоломнями, а исследователями «тайного и непознанного» — мегалитами и следами древних храмов неизвестной цивилизации. Читать подробно: Корепанов Н. «Шарташ в XVIII веке» // http://korepanov1.narod.ru/Sait3/SARTASH.htm Корепанов Н. «В раннем Екатеринбурге» (1723 -1831) // http://korepanov1.narod.ru/Sait3/111b1.html Корепанов Н.С. Уральские старообрядцы и европейские горные специалисты в XVIII в.: проблема взаимодействия. / в книге «Немцы на Урале XVII-XXI в.в.» (Die Deutschen im Ural XVII-XXI jh.). Коллективная монография, 2009. Кулешов Н. «Шарташ – кержацкая столица» // «Домострой», № 6-7, 2000. http://www.1723.ru/read/dai/dai-39.htm Перин Р. «В поисках могилы Святого Аввакума» // «Потаённое», № 2, 2010 http://www.zrd.spb.ru/pot/2010/pot_02_46_2010.htm Источник -------------------- |
1723 Шарташ 26.11.2006, 1:34
vasili Добавлю пару своих фоток.
Шарташ - Январь 2005
1.... 26.11.2006, 2:57
vasili 2. Вышка
26.11.2006, 2:59
nutsempai это не вышка. это реперная точка 23.6.2014, 9:53
vasili 3. Озеро Шарташ
26.11.2006, 3:00
vasili 4. Озеро Шарташ
Крайняя
26.11.2006, 3:01
SHENDRIK А я там живу. Летом на Шарташе очень хорошо.
23.4.2007, 19:21
Mike_Y
А я там живу. Летом на Шарташе очень хорошо.
Та... 23.4.2007, 20:33
алекs кстати, кроме чаши есть и другие следы древних люд... 27.4.2007, 2:07
2GariN
Так-то да - если бы не "менталитет" нек... 18.11.2007, 3:08
1723 Открытка с видом Каменных палаток.
Фото Б.Гуккаева... 8.11.2007, 22:10
Mesa Красивое место жаль загадили, там зимой даже на бо... 6.8.2008, 15:29
alexandr 27.09.2008
вид с вершины в разные стороны
... 8.10.2008, 21:49
alexandr
пуля
15.11.2008, 22:49
Alexandr-M 25.04.2009
25.4.2009, 22:57
Alexandr-M 26/04/2009
Наскальная "живопись". На са... 26.4.2009, 18:11
Alexandr-M Жертвенная чаша (ещё раз :))
Амфитеатр у по... 26.4.2009, 18:16
Alexandr-M 26.04.2009. Несмотря на яркое солнце и изрядно под... 26.4.2009, 18:19
Alexandr-M 11.10.2009
12.10.2009, 21:41
Alexandr-M RE: Шарташ 12.10.2009, 21:44
Alexandr-M 7-8 ноября 2009г
Ледяное царство
8.11.2009, 23:55
Alexandr-M RE: Шарташ 9.11.2009, 0:00
Alexandr-M Сделал для себя небольшое "открытие". Та... 9.11.2009, 0:06
1723 RE: Шарташ 23.12.2009, 1:03
Molega Фото: В. и Л. Сокирко
Приблизительно 1980-е года.
... 16.1.2010, 14:32
Relax
Фото: В. и Л. Сокирко
Приблизительно 1980-е года.... 16.1.2010, 17:32
Molega Отлично :) теперь будут и на форуме. 16.1.2010, 19:46
GЭG Эту фотографию я повернул, так правильно!
17.1.2010, 6:45
RozAlena Сегодня услышала о том, что на Шарташе есть хороши... 1.8.2010, 22:33
Alexandr-M
на Шарташе есть хороший и довольно известный пляж... 6.8.2010, 16:02
Molega
http://apelcin.ru/news/57393-razve-net-bol...o-sh... 17.3.2011, 19:31
Molega [color=#FF0000]Спаси Шарташ!
http://www.youtub... 26.3.2011, 22:19
Molega СПАСИ ЛЕС И ОЗЕРО ШАРТАШ!
18.4.2011, 20:07
sau Шарташ. Юго-восточный берег.
24.7.2011, 17:35
sau Шарташ. Вид с восточного берега.
24.7.2011, 17:37
sau пос. Шарташ, ул. Рыбаков
24.7.2011, 22:33
GЭG
Изоплит, ул. Рыбаков
Улица Рыбаков находится н... 25.7.2011, 14:18
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:34
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:35
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:35
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:37
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:39
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:42
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:47
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:49
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:50
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:51
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:52
sau RE: Шарташ 24.7.2011, 22:53
spiker Пошлая архитектура. 25.7.2011, 11:02
bopp
Пошлая архитектура.
Особенно заборы хороши, но к... 25.7.2011, 20:32
spiker
Особенно заборы хороши, но куда же в России без н... 26.7.2011, 9:22
spiker :)
26.7.2011, 9:24
Molega
Интересно, в каком состоянии сейчас это кладбищ... 27.7.2011, 8:07
GЭG На месте кладбища сейчас дворцы и особняки. В 80-х... 27.7.2011, 8:43
sau
Улица Рыбаков находится не в поселке Изоплит, а в... 27.7.2011, 12:44
spiker
Почему такое мнение?
Извините если ошибся. на ф... 27.7.2011, 13:25
Molega
ссылка 29.9.2011, 21:08
sau Озеро Шарташ станет памятником
А тем временем...
П... 29.9.2011, 21:44
sau RE: Шарташ 29.9.2011, 21:44
Alexandr-M 16.10.2011
16.10.2011, 19:29
Alexandr-M еще пара фот
19.10.2011, 21:21
GЭG Пара фото Шарташа или Шартика, как его некоторые л... 30.11.2011, 21:36
GЭG закат на Шарташе.
30.11.2011, 21:37
GЭG фото с мотодельтаплана.
30.11.2011, 21:44
GЭG RE: Шарташ 30.11.2011, 21:46
GЭG RE: Шарташ 30.11.2011, 21:47
GЭG RE: Шарташ 30.11.2011, 21:48
GЭG RE: Шарташ 30.11.2011, 21:48
GЭG RE: Шарташ 30.11.2011, 21:49
Mike_Y
Спасибо за фото, очень красиво!
С какой высо... 1.12.2011, 11:24
GЭG
Спасибо за фото, очень красиво!
С какой высот... 1.12.2011, 19:47
Мурзилка sau, Почему именно Шарташ? Место на самом деле по... 26.12.2011, 16:00
Mike_Y
sau, Почему именно Шарташ? Место на самом деле п... 26.12.2011, 19:55
Мурзилка 'Mike_Y'
Ваше мнение для меня, безусловно,... 26.12.2011, 22:06
1723 Каменные палатки. 1958г.
[url=http://fotki.y... 21.1.2012, 20:05
Мурзилка Такое посещаемое, всем известное место.
А каких-то... 21.1.2012, 23:31
1723 RE: Шарташ 26.5.2013, 20:43
1723 RE: Шарташ 30.5.2013, 10:38
1723 RE: Шарташ 31.5.2013, 20:35
1723 RE: Шарташ 4.6.2013, 11:40
1723 RE: Шарташ 5.6.2013, 10:36
Nath Свердловск. "Каменные палатки" - место с... 27.8.2013, 12:41
Nath Окрестности Екатеринбурга.
Каменные палатки.
Фото ... 8.4.2014, 14:00
ArtOleg [size=3]«Там, на Шарташах…»
[i]Галина ТАРАСОВА, 2... 24.8.2014, 21:06
ArtOleg
[url=http://www.yandex.ru/]источник 24.8.2014, 21:07
ArtOleg Озеро Шарташ
Одним из любимых мест отдыха жит... 24.8.2014, 21:16
ArtOleg [size=3]Я люблю Шарташ
Кировскому району — 70 лет... 24.8.2014, 21:34
ArtOleg Мистерии Шарташа / Mysteries Schartasch
(Russland,... 24.8.2014, 21:55
ArtOleg [size=3]Шарташ XVIII века
Опубликовано: Вестник м... 24.8.2014, 21:57
ArtOleg В ПОИСКАХ МОГИЛЫ СВЯТОГО АВВАКУМА
№ 2 (46), 2010г... 24.8.2014, 22:17
ArtOleg
[size=3][b]Шарташское староверческое кладбище
Ср... 24.8.2014, 22:24
ArtOleg
[b]1 часть
Старое Шарташское (старообрядческое) к... 25.8.2014, 0:12
ArtOleg Старинная карта окрестностей о. Шарташ
[url=ht... 25.8.2014, 0:14
ArtOleg [size=3]Озеро Шарташ стало памятником природы
23 О... 27.10.2014, 19:13
TeksDv Здорово! Как красиво! 24.11.2014, 15:50
vetalbon красота ничего не скажешь 19.2.2015, 22:56
1723
[url=https://www.flickr.com/photos/112630553@... 22.2.2015, 14:34
ArtOleg [size=3]Шарташский карьер станет озером
[b]У озер... 10.3.2015, 13:26![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 18.11.2025, 11:47 |