На граниЧто осталось от Екатеринбурга XIX века. ФОТОэкскурсияОбщественники бьют тревогу – Екатеринбург дошел до черты, после которой он потеряет почетное звание «исторического населенного места России». По мнению сотрудника Уральского федерального университета (УрФУ), доктора исторических наук Алексея Мосина и члена общества «Реальная история», архитектора Марины Сахаровой, в уральской столице уже не осталось нетронутых построек XVIII века. И в течение ближайшего года-полутора, уверены они, город останется без кварталов XIX века. Что происходит с историко-культурным наследием Екатеринбурга – в иллюстрированной экскурсии Znak.com.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла«В городе осталось три, ну три с половиной места с застройкой XIX века: участок у царского моста – идет застройка; на Вознесенской горке – идет застройка; улица Октябрьской революции – снимают брусчатку; кусочек на 8 Марта – Чернышевского – Добролюбова – остановили экскаватор три недели назад, – говорит Сахарова. – Екатеринбург оказался на грани. Если пойдет все так, как идет сейчас, через год-полтора город потеряет свое историческое лицо».
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаМарина Сахарова (по центру), Алексей Мосин (справа) Вместе с доктором исторических наук Мосиным мы идем смотреть, что происходит. Экскурсия начинается от пересечения улиц Куйбышева и Горького. «Малая и большая Рязановские усадьбы», – анонсируют наши гиды, показывая на строения по левую и правую сторону улицы Куйбышева. Оба они диссонируют друг с другом. Одно (ул. Куйбышева, 67) недавно отремонтировано, теперь здесь информационно-библиотечный центр Екатеринбургской епархии. Другое (ул. Куйбышева, 40) – обшарпанное и грязное, на половину скрыто насыпью дорожного полотна. «Тут на самом деле сейчас коммунальное жилье. Это отдельная проблема. Но, вообще, эта усадьба просто прекрасна. Восстановить бы, и дворец, по-честному сказать», – уверяет Сахарова.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаРуку к созданию этого обветшалого сейчас дворца в начале XIX века приложил известный архитектор Михаил Малахов. Строился он по мотивам другого творения Малахова – усадьбы Харитонова-Расторгуева, известной екатеринбуржцам как «Дворец пионеров» и не случившаяся резиденция уральских полпредов (проект вселения обсуждался при покойном Петре Латышеве).
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУсадьба Рязановых Сами купцы, золотопромышленники и старообрядцы Рязановы для Екатеринбурга XIX века фамилия вполне значимая. В первой его половине представители этого рода минимум семь раз занимали должность головы Екатеринбурга. В том числе они управляли муниципалитетом во время Отечественной войны 1812 года. На средства Рязановых в 1839 году в Екатеринбурге построена единоверческая Иоанно-Златоустовская, в дальнейшем Свято-Троицкая, церковь. Теперь это кафедральный собор города, реконструировавшийся несколько лет назад при протекции мэра Аркадия Чернецкого. В одном из флигелей бывшей усадьбы виднеется табличка «Ресторация РязановЪ» – купеческая фамилия пригодилась и в XXI веке.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаПо мысли наших экскурсоводов, улицу Горького вдоль набережной Исети стоило бы превратить в прогулочную зону по Екатеринбургу 19 века Идем дальше мимо красивой, красного кирпича, усадьбы купца Алексея Железнова (ул. Розы Люксембург, 56). Ее построили в 1892-1895 годах. Первый владелец покинул имение в годы Гражданской войны и некоторое время здесь обитали уральские анархисты. «[Малую усадьбу Рязановых] рассматривали как один из вариантов размещения Института истории и археологии [УрО РАН], но в Академии наук отказались – слишком в плохом состоянии была (это не помешало в 2000-х восстановить здание и отдать верующим, – прим. ред.). Тогда (в 1988 году) усадьбу Железнова нам и передали», – вспоминает по пути Мосин.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаСгоревшие старинные домики во время этой экскурсии нам встречались постоянно С 2013 года это красивое и в целом ухоженное здание снова пустует. Недавно повалившимся тополем здесь выломало кусок ограды XIX века. Недалеко от входа валяется вывороченный гранитный столб, ряд из которых обрамлял тротуар, мощенный каменными плитами. Сейчас это редкий в Екатеринбурге вид, а в XIX веке по размеру плит у дома можно было легко определить статус его владельца – чем он выше, тем больше плита. «Представляете, столбики эти хотел кто-то забрать. Приехали на машине, начали ломать и грузить. Еле остановили», – описывает Сахарова происходящее с имением. Этот простаивающий дворец, к слову, областные власти планируют отдать Свердловскому областному суду.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУсадьба ЖелезноваНажмите для просмотра прикрепленного файлаЭти гранитные столбики, стоящие вдоль особняка, уже кто-то пытался снять и увезтиОбходим кругом, и Сахарова показывает автомобильную парковку на берегу Исети слева от бизнес-центра «Седьмое небо» (владеет сын Аркадия Чернецкого Станислав). «Вот снесённый объект исторической среды, – говорит Сахарова, показывая в гущу машин. – Он абсолютно точно относился к заводу Гребенькова (в XIX веке медопивоваренный завод Гребенькова и Холкина, сейчас завод безалкогольных напитков «Тонус», – прим. ред.). Я точно знаю, что ребята, которые арендовали его, восстановили его, поддерживали в нормальном состоянии и просили его себе, но им ни за что не дали».
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУсадьба Беленькова. Справа видны остатки амбаров 18 векаПо словам Мосина и Сахаровой, существует проект строительства на территории бывших усадеб Рязановых и Железнова торгового центра. Под эти цели, считают они, площадка постепенно и освобождается. И правда, состояние части построек иначе как руины назвать нельзя, кое-где видны отчётливые следы недавних пожаров.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаТак сейчас выглядит церковь бывшей старообрядческой заимкиНажмите для просмотра прикрепленного файлаВо дворе стройка Перемещаемся в район пересечения улиц Розы Люксембург и Декабристов. Здесь располагается усадьба Беленькова (ул. Розы Люксембург, 73). Заселять эту площадку начали во второй половине XVIII века. Здесь, за пределами завода-крепости Екатеринбурга на берегу Исети, находилась так называемая старообрядческая заимка. К началу XIX века заимка составляла около 50 дворов. До 1880-х годов выстроенной здесь усадьбой владели Рязановы, потом Харитоновы, в начале XX века – фабрикант Беленьков (в некоторых документах упоминается как Беленков и Белиньков).
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНа сломанную ограду никто не обращает внимания До недавнего времени в сохранившийся здесь комплекс исторических зданий входили собственно дом Беленькова – двухэтажное здание с миленькими купидонами по карнизу; амбар – едва ли не последнее в городе деревянное здание XVIII века; перестроенные остатки часовни и старообрядческой церкви. До недавнего времени здесь располагался областной тубдиспансер. В октябре 2014 года губернатор Евгений Куйвашев открыл новый здание этого медучреждения, построенное компанией «Атомстройкомплекс» на выезде из Екатеринбурга по Тюменскому тракту. Теперь медики потихоньку съезжают из исторических апартаментов в центре. Собственно, вокруг них несколько лет бушевали страсти. Все успокоилось, когда в конце прошлого года свердловские власти решили передать памятник старообрядческой церкви.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаПо другую сторону реки картина та же Сейчас во дворе усадьбы во всю идет стройка. Ведет работы компания ЗАО «Чусовское озеро», возводит на этом месте жилой комплекс. Под грохот сваебойного молота мы рассуждаем с Мосиным о том, что вряд ли кто-то изучал перед началом работ, как скажутся они на состоянии старых построек. «Они снесли ряд строений прямо на территории объекта культурного наследия. Вырубили все деревья в саду, он тоже входил в комплекс усадьбы, – перечисляет Сахарова, показывая место, где раньше росли ряды лип. – Хотя по федеральному закону разрешены работы только связанные с реставрацией и ремонтом». О том, что перед началом стройки место должны исследовать еще и археологи, никто не вспоминает.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла«Чапаев Плаза», вариант №… На другом берегу возвышается здание банка «Нейва», построенное недавно в стиле псевдоклассицизма XIX века. «Не люблю подделки. По мне лучше hi-tech здание. Оно может даже лучше будет соответствовать месту, чем такое», – презрительно замечает Сахарова. Пересекаем так называемый «царский мост» (по улице Декабристов через Исеть; первый вариант, деревянный, построен в 1824 году к приезду императора Александра I, второй, каменный, в 1889 году к приезду Александра III). Упираемся в пересечение улицы Декабристов и Чапаева. «Самый ценный исторический перекресток города (из сохранившегося)», – считают наши гиды.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла«Не люблю подделки…»Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНаблюдение: в блистающих ремонтом исторических особняках сидят госструктуры По одну сторону улицы Чапаева (дом №1) усадьба середины XIX века купца Михаила Нурова (городской голова в 1863-1866, 1876-1880 годах). «Тут было одно здание – недавно снесено. Был сад – вырубили. Пристань своя была на Исети, теперь уже ничего нет», – перечисляет потери Сахарова. По этой же стороне улицы Чапаева более-менее неплохо сохранились дом купцов Ошурковых (ул. Чапаева, 3) и дом Давыдова (ул. Чапаева, 5). «Давыдов – певец Оперного театра», – рассказывает Сахарова. Самые крепкие особняки, к слову, занимают госучреждения – детская библиотека им. Герцена и свердловское управление Госстройнадзора. По другую – реконструируемое здание усадьбы Афониных (купцы, владевшие конфетно-пряничной фабрикой и бакалейными лавками). «То, что они делают, – просто ужасно. Вы знаете, какой там когда-то был камин!», – говорит Сахарова. Собственно, самой усадьбы здесь уже нет – двор активно застраивается неким то ли торговым, то ли офисным зданием. Ранее здесь планировали возводить огромный «Чапаев Плаза», этот вроде бы поменьше.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаСахарова показывает фундамент из гранитных блоков, сейчас так уже не строятНажмите для просмотра прикрепленного файлаНапротив, через улицу Декабристов, все еще стоит усадьба Казанцевых. Этот купеческий род владел речными судами, его представители пять раз в XIX веке занимали кресло екатеринбургского градоначальника. «Известнейшие главы города, образованнейшие люди. Действительно хотели, чтобы весь город стал культурной столицей. Они открыли первый домашний театр, пускали туда всех людей. Свой сад открывали раз в неделю для всех желающих. Открыли первый кинозал», – перечисляет Сахарова, обходя комплекс зданий. Сейчас его занимает городской клинико-диагностический центр. Судя по обветшалым фасадам и давно не ремонтированной крыше, у этой бюджетной организации дела идут чуть хуже, чем у Госстройнадзора.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУлица Чапаева, задворкиНажмите для просмотра прикрепленного файлаУсадьба Афониных. Сахарова: «То, что они делают, – просто ужасно». «Мы хотели “законсервировать” весь этот район (от улицы Куйбышева с усадьбами Рязановых и Железновых до улицы Чапаева), – говорит Мосин. – придать ему статус исторического достопримечательного места. Это позволило бы четко прописать регламент его возможного использования, вплоть до высоты застройки». «Более уникального района в городе нет. Здесь и цельность застройки XIX века, и те фамилии, которые создавали Екатеринбург, и река Исеть, которая есть символ рождения и развития города», – поддержала его Сахарова. Петиция чиновникам с 2 тыс. подписей не нашла активной поддержки.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаВозле усадьбы Казанцевых, прямо на берегу Исети, виднеется странное одноэтажное здание с мусульманским полумесяцем наверху. Если бы не этот штрих, то строение можно легко было бы спутать с киоском. Во времена губернатора Эдуарда Росселя существовала идея сосредоточить на этом участке набережной главной реки города религиозные центры всех конфессий. «Представляете, если построят во дворе Рязановых и Железновых торговый центр, дорожки от него будут расходится к православным (Кафедральный собор), иудеям (там же неподалеку еврейский общинный центр) и к мусульманам. Погрешил, пошел и помолился», – смеются экскурсоводы.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУсадьба КазанцевыхНажмите для просмотра прикрепленного файлаОстатки былой идеи Росселя поселить все конфессии в одном местеВ квадрате улиц 8 Марта – Чернышевского – Добролюбова – Малышева наблюдаем всю ту же печальную картину – Екатеринбург XIX века постепенно сдает свои позиции Екатеринбургу века XXI. С нашими провожатыми заходим в один из местных двориков, смотрим на скиданные кучкой фундаментные блоки из гранита. Они от какого-то прекратившего свои дни строения. «Три недели назад остановили тут экскаватор, – говорит Сахарова, показывая на строительный забор. – Пока вроде бы тихо». Строительство развернулось было на улице Чернышевского. В XIX веке весь этот квартал занимала огромная усадьба Поклевских-Козел. Теперь здание, что выходит на улицу Малышева, занимает свердловское министерство культуры, корпус на углу Малышева и Добролюбова – Свердловский областной краеведческий музей. Судьба прочих строений под вопросом.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаУлица Добролюбова. Прямо за гаражом облправительства находим во дворе вывороченные фундаментные блоки какого-то бывшего исторического особнякаНажмите для просмотра прикрепленного файлаСахарова считает двор, где размещается офис МУП «Столица Урала», примером того, как надо сохранять наследие. Я не согласен Стоящая рядом резиденция уральского полпреда (сейчас ее занимает тагильчанин Игорь Холманских), которую в простонародье называют еще «Букингемским дворцом», восторга у Сахаровой и Мосина не вызывает. Разговор, правда, заходит о другой резиденции – виднеющейся вдалеке базе свердловских губернаторов. Особняк был построен в 1818-1821 годах на берегу городского пруда. Первым его владельцем был уникальный человек – управляющий Верх-Исетским заводским округом Григорий Зотов, сумевший выбиться из крепостных и удостоиться личного внимания Александра I. При Росселе здание было перестроено под офис глав региона. «Что у нас в идеальном состоянии поддерживается – резиденция губернатора? Уж лучше она в таком бы состоянии была, – говорит Сахарова, показывая на очередную развалину. – А так все вынесли и налепили пластик».
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаГубят здание, просто губят…»Нажмите для просмотра прикрепленного файлаЕдем на улицу Октябрьской революции. Последние несколько лет строительством здесь занимается УГМК. Возведена гостиница Hyatt, сейчас стеклят «офисник» «Исеть», одну из башен будущего делового центра класса «А» «Екатеринбург-сити». Еще пару лет назад Сахарова с городской общественностью воевала за сохранение здесь целого квартала усадеб XIX века, включая самое старое здание мусульманской общины (усадьба Богатиева; улица Октябрьской революции, 35). Сейчас в большинстве своем эти дома разрушены (усадьба Богатиева, стоящий дом иконописца Вяткина – счастливое исключение). Посредине мощенной еще в XIX веке камнем улицы прокопана глубокая канава, старинные булыжники сбросаны рядом в две большие кучи. «Они прорезали старый вал Екатеринбургской крепости», – констатирует Мосин. Сведений, что эти работы велись под обязательным в таких случаях наблюдением специалистов-историков, нет.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаСахарова: «Последний в Екатеринбурге мещанский дом. Кирпичный фасад с деревянными стенами». Здесь встанет «Екатеринбург-сити»Нажмите для просмотра прикрепленного файлаЗаканчиваем маршрут на Вознесенской горке. Здесь, возле одноименной церкви, когда-то была старинная церковно-приходская школа. Сейчас это здание обнесено строительным забором, крыши нет, внутренние перегородки уничтожены пожаром. «Собираются строить вторую очередь бизнес-центра “Вознесенский” (первую строили структуры УГМК, – прим. ред.)», – поясняет Сахарова.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла«Вообще-то они прорезали старый вал Екатеринбургской крепости»Нажмите для просмотра прикрепленного файлаЦерковно-приходская школа на Вознесенской горке В конце экскурсии мы говорим с ней о том, что, может, и не нужно городу сохранять то, чего уже практически нет. Она не соглашается, считая, что даже эти остатки все еще составляют лицо города. Задаю вопрос о том, что, может, во всем происходящем с домами екатеринбургских бургомистров сейчас есть некая историческая справедливость – сложно представить, что дом Чернецкого в Карасьеозерском будут защищать историки XXIII века. Снова не соглашается, но четких контраргументов так и не находит. Говорит только, что в 90-е годы был шанс вернуться к дореволюционной истории города, задвинутой в советские годы на дальнюю полку, но «пришла эпоха денег» и все «погубила». За 70 лет СССР от Екатеринбурга XIX века, к слову, сумели сохранить больше, чем за 25 лет новой России. Факт. С Мосиным констатируем печальную истину – нынешнее сообщество историков и архитекторов города в массе своей на защиту наследия так и не встало.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаПример нынешнего понимания того, что значит встраивать историю в современную реальностьНажмите для просмотра прикрепленного файлаИгорь Пушкарев
Фото — Дарья Шелехова
источник